Четверть века в кадре и за кадром | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Фото Александра ПЛОТНИКОВА
Четверть века в кадре и за кадром

Четверть века в кадре и за кадром

10 июня
15:22

В рамках X Международного форума творческих союзов «Белая акация» в Ставрополе прошла персональная фотовыставка фотографа Эдуарда Корниенко, приуроченная к 25-летию его профессиональной деятельности.

Как это бывает, на презентации собрались многочисленные представители фотографического сообщества, бывшие коллеги из различных изданий, журналисты, друзья, просто знакомые. Приветствия, объятия, поздравления… Открытие выставки – это всегда хороший повод встретить тех, с кем давно не виделся, обменяться контактами и впечатлениями...

Минувшие четверть века для Эдуарда были наполнены и рутинной газетной работой, и творчеством, и преодолением трудностей самого разного толка, и признанием на высоком уровне. Интересно, что своеобразной «репетицией» старта Эдуарда Корниенко в профессию стали фотопубликации в «Вечернем Ставрополе» – в конце 90-х с участием креативных внештатных авторов в газете выходила тематическая полоса «Молодежный полигон». В 2000 году он уже работал в штате «Ставропольских губернских ведомостей», а через два года Эдуард стал фотокором главной краевой газеты «Ставропольская правда». Работе в ней он посвятил 18 лет. В начале 2000-х Корниенко по заданию агентства ИТАР-ТАСС снимал фоторепортажи в воюющей Чечне. А благодаря его сотрудничеству с международным агентством «Рейтер» читатели зарубежных СМИ знакомились с Северным Кавказом. Работы ставропольского фотографа многократно были отмечены высшими оценками жюри престижных международных фотоконкурсов.

На полях форума «Белая акация» в выставочном зале на улице Маршала Жукова встретились представители двух региональных творческих союзов. Их руководители приветствовали виновника торжества: от художников – Сергей Паршин, от фотохудожников – Маргарита Воронова. И те, и другие работают с изображением, вкладывая в него визуальную информацию. Неслучайно председатель регионального Союза художников РФ Сергей Паршин на презентации фотовыставки назвал Эдуарда Корниенко талантливым, профессиональным… художником, заметив, что и среди живописцев есть те, кто работает в мастерской, а кто-то, как Василий Верещагин, предпочитает находиться в центре боевых действий.

На презентации Василий Балдицын, в прошлом главный редактор «Ставропольской правды», рассказал, как 1 сентября 2004 года Эдуард, узнавший о случившемся в Беслане, с ходу устремился к месту трагедии. Сам же он в одном из многочисленных интервью делился воспоминаниями, как, не заезжая домой, позвонил знакомому водителю маршрутки и уговорил отвезти его с двумя коллегами-журналистами из «Коммерсанта» в Осетию. Этот эпизод красноречивее всяких слов характеризует Эдуарда и его отношение к профессии.

– Мы замечали, как он с каждым годом совершенствовался, – говорит Василий Балдицын. – Я удивлялся, как человек, проходя мимо, может вскинуть камеру и сделать кадр, который реально восхищает. Увидел и моментально запечатлел.

Репортажная фотография – это особое искусство, своеобразный сплав того, что изначально называлось светописью, журналистикой, публицистикой. Одним кадром настоящий мастер может «рассказать» историю, в которой, возможно, будет просматриваться предыстория сюжета и даже вероятный финал.

Эдуард Корниенко – уроженец Ставрополя. Часть юбилейной выставки была посвящена городу и его жителям. Здесь нет классического «открыточного» городского пейзажа, в каждой работе улавливается какой-то подтекст, дополнительный смысл, в том числе раскрывающий отношение автора к месту, которое по-настоящему дорого. Его романтичная привязанность к Ставрополю не навязчива, а любовь к родному городу не показная, она как будто «зашифрована» в различных визуальных образах…

Искусствовед Ольга Бендюк, говоря на выставке о репортажной фотографии, в которой Эдуард добился больших высот, обратила внимание на этическую сторону профессии фотожурналиста. Сегодня встречается немало авторов, которые в погоне за эксклюзивностью снимков увлекаются натуралистичностью, не обращают внимания на ту грань, за которой их снимки могут вызывать чрезмерное, порой разрушительное психологическое воздействие на зрителей. Особенно это касается отражения современных трагических событий в мире. Эдуард Корниенко кадрами, сделанными в условиях войны, не стремится кого-то шокировать, при этом действительность на его снимках не приглажена, не припудрена. Глядя на фотографии из серии «Военный дневник», созданной фотографом в самом начале специальной военной операции в 2022 году, можно только догадываться, что он испытывал, оказавшись на территории, охваченной войной.

В небольшой аннотации к серии Эдуард написал:

«События этих нескольких месяцев я отразил в своих снимках. Здесь представлены кадры охваченных боями кварталов Мариуполя. Эвакуация мирных людей из освобожденных районов города. Конечно же, я не смог обойти стороной снимок, тяжелый, прежде всего, для меня лично. 14 марта совершенно мирная улица Донецка была обстреляна ракетой «Точка-У». Я оказался в эпицентре событий. Слышал крики раненых и умирающих людей. Своими глазами видел, как оставшиеся в живых оплакивают погибших родных людей…».

Эти снимки, без названий и аннотаций, действительно стали страницами «Военного дневника», в котором из множества деталей складывается трагическое повествование о событиях современной истории. Возле них хотелось побыть в тишине, один на один со своими мыслями по поводу увиденного…

С сентября 2022 года Эдуард Корниенко работает в Москве фотокорреспондентом мультимедийного информационного центра «Известия». Тем не менее он всегда будет ставропольцем, а земляки продолжат следить за его творчеством.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА

Автор: Ольга Метелкина
Поделиться:

Читайте также

Не забыть бы тогда,  не простить бы и не потерять

У Зои Георгиевны это в тяжелом военном детстве заложенное стремление помогать тем, кому тяжелее, на всю жизнь осталось. Когда война на Донбассе началась, она сбор помощи организовала. Многие соседи откликнулись – сносили в ее квартиру консервы, медикаменты. А Зоя Георгиевна это «Русским витязям» передавала – те на Луганщину часто гуманитарку возили. Мы так с ней и познакомились.

1 августа

Верность Родине и таланту

Путь живописца П.М. Гречишкина – ярчайший пример традиционной национальной школы русского пейзажа. Его кисти принадлежит более двух тысяч полотен, написанных в степях родного Ставрополья, в горах Кавказа, на Волге, Урале, Байкале, русском Севере, в средней полосе России, а также замечательные полотна, созданные под впечатлением от поездок в Италию, Грецию, Египет, на Кипр, в Непал, Шри-Ланку, Мексику, Индию, Японию, Францию. Но всегда особой темой в творчестве художника была малая родина с ее природными богатствами, любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. Красота родной земли всегда завораживала и восхищала, заставляла чаще биться его сердце. Среди уникальных картин, посвященных природе Ставрополья, – «Ставропольский лес», «Гроза в степи», «Степь ковыльная», «Сенгилеевские просторы», «Просторы Стрижамента», «Нива золотая» и многие другие.

1 августа

Последствия роста ключевой ставки

По оценкам некоторых аналитиков, для акций снижение ставки рефинансирования до 18% можно рассматривать как так называемый «отложенный позитив», который после краткосрочной фиксации может начать реализовываться. Есть ожидание возврата более высоких показателей индекса Мосбиржи, а также укрепления акций банков, сектора высоких технологий и ритейла.

1 августа

«В судьбе нет случайностей; человек скорее создаёт, нежели встречает свою судьбу» (Лев Толстой)

«Судьба одинаково поражает и сильных, и слабых, но дуб падает с шумом, а былинка – тихо» (П.Буаст, франц. философ, XVIII век). При этом многим из нас не хватает смелости признаться в том, что судьба со всем своим своенравием – это далеко не случайные залетные вороны, как говорил Цицерон (Древний Рим): «Нет ничего нелепее для натуралиста, чем мнение, будто что-либо может произойти без причин». И потому самое главное открытие, которое необходимо каждому из нас сделать, – осознать, что качественность нашей жизни (как бы мы к ней ни относились) – это  следствие своих же ранее принятых поступков и замыслов. И что это значит? Хочешь иной жизни – меняй себя внутренне в отношении с окружающим миром таким образом, какие последствия хотел бы получить.

1 августа