Четверть века в кадре и за кадром | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Фото Александра ПЛОТНИКОВА
Четверть века в кадре и за кадром

Четверть века в кадре и за кадром

10 июня
15:22

В рамках X Международного форума творческих союзов «Белая акация» в Ставрополе прошла персональная фотовыставка фотографа Эдуарда Корниенко, приуроченная к 25-летию его профессиональной деятельности.

Как это бывает, на презентации собрались многочисленные представители фотографического сообщества, бывшие коллеги из различных изданий, журналисты, друзья, просто знакомые. Приветствия, объятия, поздравления… Открытие выставки – это всегда хороший повод встретить тех, с кем давно не виделся, обменяться контактами и впечатлениями...

Минувшие четверть века для Эдуарда были наполнены и рутинной газетной работой, и творчеством, и преодолением трудностей самого разного толка, и признанием на высоком уровне. Интересно, что своеобразной «репетицией» старта Эдуарда Корниенко в профессию стали фотопубликации в «Вечернем Ставрополе» – в конце 90-х с участием креативных внештатных авторов в газете выходила тематическая полоса «Молодежный полигон». В 2000 году он уже работал в штате «Ставропольских губернских ведомостей», а через два года Эдуард стал фотокором главной краевой газеты «Ставропольская правда». Работе в ней он посвятил 18 лет. В начале 2000-х Корниенко по заданию агентства ИТАР-ТАСС снимал фоторепортажи в воюющей Чечне. А благодаря его сотрудничеству с международным агентством «Рейтер» читатели зарубежных СМИ знакомились с Северным Кавказом. Работы ставропольского фотографа многократно были отмечены высшими оценками жюри престижных международных фотоконкурсов.

На полях форума «Белая акация» в выставочном зале на улице Маршала Жукова встретились представители двух региональных творческих союзов. Их руководители приветствовали виновника торжества: от художников – Сергей Паршин, от фотохудожников – Маргарита Воронова. И те, и другие работают с изображением, вкладывая в него визуальную информацию. Неслучайно председатель регионального Союза художников РФ Сергей Паршин на презентации фотовыставки назвал Эдуарда Корниенко талантливым, профессиональным… художником, заметив, что и среди живописцев есть те, кто работает в мастерской, а кто-то, как Василий Верещагин, предпочитает находиться в центре боевых действий.

На презентации Василий Балдицын, в прошлом главный редактор «Ставропольской правды», рассказал, как 1 сентября 2004 года Эдуард, узнавший о случившемся в Беслане, с ходу устремился к месту трагедии. Сам же он в одном из многочисленных интервью делился воспоминаниями, как, не заезжая домой, позвонил знакомому водителю маршрутки и уговорил отвезти его с двумя коллегами-журналистами из «Коммерсанта» в Осетию. Этот эпизод красноречивее всяких слов характеризует Эдуарда и его отношение к профессии.

– Мы замечали, как он с каждым годом совершенствовался, – говорит Василий Балдицын. – Я удивлялся, как человек, проходя мимо, может вскинуть камеру и сделать кадр, который реально восхищает. Увидел и моментально запечатлел.

Репортажная фотография – это особое искусство, своеобразный сплав того, что изначально называлось светописью, журналистикой, публицистикой. Одним кадром настоящий мастер может «рассказать» историю, в которой, возможно, будет просматриваться предыстория сюжета и даже вероятный финал.

Эдуард Корниенко – уроженец Ставрополя. Часть юбилейной выставки была посвящена городу и его жителям. Здесь нет классического «открыточного» городского пейзажа, в каждой работе улавливается какой-то подтекст, дополнительный смысл, в том числе раскрывающий отношение автора к месту, которое по-настоящему дорого. Его романтичная привязанность к Ставрополю не навязчива, а любовь к родному городу не показная, она как будто «зашифрована» в различных визуальных образах…

Искусствовед Ольга Бендюк, говоря на выставке о репортажной фотографии, в которой Эдуард добился больших высот, обратила внимание на этическую сторону профессии фотожурналиста. Сегодня встречается немало авторов, которые в погоне за эксклюзивностью снимков увлекаются натуралистичностью, не обращают внимания на ту грань, за которой их снимки могут вызывать чрезмерное, порой разрушительное психологическое воздействие на зрителей. Особенно это касается отражения современных трагических событий в мире. Эдуард Корниенко кадрами, сделанными в условиях войны, не стремится кого-то шокировать, при этом действительность на его снимках не приглажена, не припудрена. Глядя на фотографии из серии «Военный дневник», созданной фотографом в самом начале специальной военной операции в 2022 году, можно только догадываться, что он испытывал, оказавшись на территории, охваченной войной.

В небольшой аннотации к серии Эдуард написал:

«События этих нескольких месяцев я отразил в своих снимках. Здесь представлены кадры охваченных боями кварталов Мариуполя. Эвакуация мирных людей из освобожденных районов города. Конечно же, я не смог обойти стороной снимок, тяжелый, прежде всего, для меня лично. 14 марта совершенно мирная улица Донецка была обстреляна ракетой «Точка-У». Я оказался в эпицентре событий. Слышал крики раненых и умирающих людей. Своими глазами видел, как оставшиеся в живых оплакивают погибших родных людей…».

Эти снимки, без названий и аннотаций, действительно стали страницами «Военного дневника», в котором из множества деталей складывается трагическое повествование о событиях современной истории. Возле них хотелось побыть в тишине, один на один со своими мыслями по поводу увиденного…

С сентября 2022 года Эдуард Корниенко работает в Москве фотокорреспондентом мультимедийного информационного центра «Известия». Тем не менее он всегда будет ставропольцем, а земляки продолжат следить за его творчеством.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА

Автор: Ольга Метелкина
Поделиться:

Читайте также

Вновь льется музыка  ставропольского ветра

Организаторы фестиваля приготовили ароматный безалкогольный глинтвейн с пряностями и фруктами, древнерусский сбитень с медом и целебными травами и необычный пряный морковный напиток – вкусное лакомство старославянской кухни. Они добавили неповторимой эстетики, уюта и тепла. Второй городской фестиваль этнической музыки «Песни ветра» прокомментировал мэр Ставрополя Иван Ульянченко: «Назван он так неслучайно, ведь краевая столица славится своими ветрами, особенно ощутимыми на раздолье Татарского городища. Здесь мы проводим не первое мероприятие в сфере событийного туризма, стараясь показать неповторимую самобытность Ставрополя, его историю и культуру».

6 октября

Первая наставница «ставропольского Моцарта»

Директор ДМШ №1 г. Ставрополя Василий Комаров так отозвался о Людмиле Тихомировой: «Несомненно, это один из самых ярких наших преподавателей. Вы знаете, она первый учитель Елисея Мысина, с трех до пяти лет они занимались здесь. Сейчас это знаменитый на весь мир пианист. В свое время Людмила Даниловна находила к нему правильный подход, составила правильную программу, поэтому он и стал знаменитостью. В Ставрополь из столицы он приезжает уже как полноценный музыкант, выступает в филармонии. Но перед концертами разыгрывается у нас здесь, в своей родной школе, до сих пор всегда на проводе с Людмилой Даниловной».

6 октября

«И вновь продолжается бой» с преступностью

Сегодня перед подразделениями уголовного розыска края стоят задачи по повышению раскрываемости преступлений, пресечению роста организованной преступности. Уголовному розыску исполняется 107 лет, это пора зрелости, время подведения итогов. Но так же, как век назад, «вновь продолжается бой», бескомпромиссный бой с преступностью. И на торжественных собраниях в честь знаменательной даты обязательно прозвучат поздравления в адрес героических сотрудников уголовного розыска.

6 октября

Наставник – это компас в медицине

Правительство края поддержало инициативу профсоюзов Ставрополья. В 2026 году ФОТ для бюджетников «неуказных категорий» планируется увеличить на 20%. При этом индексация будет проходить поэтапно: на 10% с 1 января 2026 года  и  еще на 10% с 1 июля 2026 года.

6 октября