«Дефицитные» профессии | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
«Дефицитные» профессии

«Дефицитные» профессии

28 марта
18:09

В нашем регионе, как и по всей стране, наблюдается достаточно серьезный дефицит на рынке рабочих специальностей и в целом ряде других отраслей. Это уже становится тенденцией. Причин тому несколько, а главная из них заключается в перекосе, который затронул образовательную отрасль России в ее новейшей истории. Попробуем разобраться в случившемся и оценить возможности исправления ситуации.

 

Актуальная проблема

Идею порассуждать на данную тему подсказал мой старший друг Руфат Юсифович Ализаде. Это известный и уважаемый в крае человек, один из лидеров региональной азербайджанской диаспоры, долгое время работавший депутатом Ставропольской городской Думы. Будучи успешным предпринимателем, активно занимающимся благотворительной деятельностью, он никогда не забывает о социальных проблемах, которые сегодня стоят перед обществом. Так вот, именно Руфат Ализаде обратил мое внимание на дефицит рабочих профессий в России в целом, и на Ставрополье в частности.

Начнем с того, что реформы образования в новой России привели к разрушению механизмов взаимодействия высших учебных заведений и государства. В их числе как имеющие солидную историю университеты и институты, так и недавно созданные, зачастую непрофильные. Вузы стали набирать абитуриентов не на те специальности, потребность в которых была очевидной, а на те, что считались «престижными». В первую очередь речь идет о многочисленной «армии» юристов и экономистов, которую в 1990-е, «нулевые» годы, да и в дальнейшем, вплоть до последнего времени, готовили и продолжают это делать большие и малые вузы.

 

Нехватка специалистов и ее причины

Надо сказать, что сегодня тысячи выпускников высших учебных заведений, получив образование по профессиям, которые как бы по инерции продолжают оставаться «престижными», испытывают проблемы с устройством на работу по специальности.

С другой стороны, в ряде отраслей остро ощущается нехватка специалистов. Если говорить о Ставрополье, то сегодня эта тенденция коснулась сфер промышленности, сельского хозяйства и здравоохранения. Эксперты подчеркивают, что наиболее востребованы сотрудники в области информационных технологий, прежде всего, специалисты по безопасности в киберпространстве, разработчики программного обеспечения и аналитики данных. В сельском хозяйстве наиболее дефицитными являются профессии ветеринара, агронома и инженера по работе с современной аграрной техникой. В промышленности возрастает потребность в наладчиках и операторах станков с числовым программным управлением, а также в инженерах-технологах. Если говорить о медицине, то здесь наблюдается дефицит врачей узкой специализации плюс, и это традиционно, медицинских сестер и фельдшеров, особенно в сельской местности. Не остается в стороне от проблем и отрасль образования, где наиболее остро требуются учителя физики, математики и информатики.

Дефицит кадров в перечисленных выше направлениях обусловлен несколькими различными факторами. На первом месте среди них, безусловно, находится недостаточный уровень подготовки таких специалистов, а также отток молодых людей из сельской местности в крупные города и общее старение рабочей силы. Решить возникшую проблему непросто, и для этого, прежде всего, как считают эксперты, требуется перестроить систему образования.

Не менее важным моментом является стимулирование молодых людей к выбору востребованных специальностей, для чего в регионе, в первую очередь на селе, нужно создавать привлекательные условия труда. Это обязательно должно включать достойную заработную плату и более высокие возможности для карьерного роста, чем в отраслях, где не наблюдается дефицита специалистов.

Кроме того, важно стимулировать приток кадров из других регионов, предлагая приезжающим программы поддержки и адаптации. Конечно, здесь речь идет именно о квалифицированных работниках, а не о безграмотных мигрантах.

Безусловно, поможет снизить кадровый дефицит и обеспечить устойчивое развитие нашего субъекта и качественное взаимодействие между учреждениями образования, работодателями и органами власти. Этот процесс уже идет, чего автор коснется ниже.

 

Потребность в рабочих специальностях

По статистическим данным крупнейшей отечественной платформы по поиску работы и сотрудников для предприятий, в прошлом году в первую двадцатку самых востребованных специальностей в Ставропольском крае вошли рабочие профессии – токарь, фрезеровщик, слесарь, сварщик, а также повар. Если последнее связано с очевидным и довольно бурным ростом в отрасли общественного питания, то дефицит по первым четырем позициям обусловлен весьма застарелой проблемой.

Тут пересеклись несколько факторов, первый из которых – фатальный перекос в государственной системе образования родом из «лихих 90-х». В последнее время ситуация здесь все-таки изменилась, но далеко не полностью и не везде. И тому есть ряд причин.

Не стоит забывать о бытующем в обществе предубеждении о так называемом «невысоком социальном статусе» представителей рабочих профессий. Это как раз наследие прошлых ошибок в профессиональной ориентации молодых россиян, что можно проще выразить тезисом: «Выгодно, но не круто».

Есть и еще один немаловажный фактор, который заключается в активном развитии, особенно в последнее время, крупного сетевого ритейла. Это можно понять даже по фигурирующим в рекламных роликах суммам заработных плат на тех же складах ведущих отечественных маркетплейсов. Зачастую там за не очень квалифицированный труд предлагают оклады заметно выше, чем это могут позволить себе предприятия для грамотных и подготовленных специалистов. Таким образом, даже будучи неплохими профессионалами, граждане нередко предпочитают более высокооплачиваемую работу, хотя и менее серьезной квалификации.

 

Планы и прогнозы

Возвращаясь к системной работе по профессиональной ориентации в Ставропольском крае, надо сказать, что она, безусловно, ведется. По данным министерства труда и социальной защиты населения региона, в ближайшие пять-шесть лет прогнозируется кадровая потребность в производственном секторе края в количестве около 50 тысяч человек. Наибольшим спросом будут пользоваться именно квалифицированные специалисты. Примерно потребуются 77 % работников со средним профессиональным образованием и 22 % – с высшим.

Промышленность Ставрополья нуждается в инженерах-технологах, электриках, химиках, слесарях по эксплуатации и ремонту газового оборудования, наладчиках машин, станков и автоматических линий, операторах линий на пищевом производстве и ряде других профессионалов.

Поскольку экономика нашего региона во многом опирается на аграрную сферу, требуются также трактористы, агрономы, аппаратчики обработки зерна и другие работники, связанные с АПК.

 

С прицелом на будущее

Теперь приведу конкретный пример работы по профессиональной ориентации и подготовке кадровых резервов. Можно, в частности, вспомнить прошлогоднюю встречу по вопросам подготовки профессиональных кадров в сфере промышленности, которая состоялась на площадке ставропольского завода «Нептун». Мероприятие инициировал директор одного из промышленных флагманов нашего субъекта Владимир Шевцов, а прошло оно под руководством министра энергетики, промышленности и связи Ставрополья Ивана Ковалева и ректора Ставропольского государственного аграрного университета Владимира Ситникова.

«Нептун» сегодня является одним из российских производителей систем оборудования для управления техническими средствами морских транспортных судов, а также выпускает гражданскую продукцию. В частности, на заводе производят соковыжималки, электросушители для овощей и фруктов, сепараторы и многое другое.

В ходе посещения завода гостям продемонстрировали современное производственное оборудование, в том числе последние разработки предприятия. В силу специфики отраслей базовые учебные программы не могут предусмотреть профильную подготовку для каждого предприятия. Для решения этих проблем участники мероприятия обсудили формы сотрудничества промышленных предприятий с вузами в части прохождения производственной практики студентов с перспективой дальнейшего трудоустройства. Директор завода отметил ряд направлений, в том числе по импортозамещению, по которым уже сейчас могут подключаться молодые специалисты. Конечно, особое внимание на предприятии уделяется и обеспечению свежими кадрами по рабочим специальностям.

В свою очередь Иван Ковалев поблагодарил руководителя предприятия и заявил о готовности министерства поддержать инициативу сотрудничества и подчеркнул: «Министерство энергетики, промышленности и связи ведет непрерывную работу по актуализации перечня специальностей, необходимых для обеспечения кадровой потребности промышленных предприятий региона. По поручению губернатора Ставропольского края совместно с министерством образования и министерством труда и социальной защиты края мы закрыли критическую нехватку кадров, тем не менее дефицит сохраняется. Мы продолжим работать в этом направлении».

 

Что делать?

Отвечая на этот извечный русский вопрос, следует резюмировать сказанное выше и попытаться сделать вывод. Различные предприятия Ставрополья ведут активную работу по запланированной подготовке кадровых резервов, в том числе и по самым востребованным специальностям. И роль органов власти в этом процессе, включая профильные ведомства и лично губернатора Владимира Владимирова, весьма значима. Но, может быть, на проблему стоит посмотреть и шире.

Ведь очевидно, что сегодня большая часть выпускников школ и их родителей нацелены на то, чтобы сразу направиться с аттестатом зрелости в вуз. Причем очень часто обучаться ребята и девчата собираются тем самым «престижным» профессиям юриста, экономиста и так далее. Здесь надо задуматься вот о чем – каждый год обучения стоит десятки, а то и сотни тысяч рублей. Вместе с сопутствующими расходами, особенно для приезжих студентов, за пять лет обучения «набегает» весьма солидная сумма в несколько миллионов рублей. А шансы устроиться на работу с новеньким дипломом весьма сомнительны.

В этой связи весьма логичным советом для многих молодых людей и их родителей будет выбор в пользу рабочей специальности. Во-первых, они востребованы сегодня на рынке труда, а повышенный спрос на них гарантирует высокий и стабильный доход. Во-вторых, получить среднее специальное образование можно уже ко времени окончания средней школы, поступив после девятого класса в специализированный колледж. В-третьих, сэкономленные на получении высшего образования средства можно направить на самые актуальные для молодых людей цели, прежде всего, на приобретение собственного жилья.

Кроме того, важно понимать, что для решения данной проблемы без изменения государственной политики в области образования не обойтись. Иначе не остановить ежегодные платные наборы сотен тысяч студентов на обучение не очень востребованным, но «по привычке» престижным специальностям. Ведь, помимо всего прочего, это приносит высшим учебным заведениям неплохие деньги, от которых они не собираются отказываться.

Поэтому серьезного вмешательства в процесс можно ожидать только на государственном уровне. В том числе вспомнить советский опыт распределения, когда по окончании вузов выпускников гарантировано направляли на работу. Конечно, обязательно нужно открывать новые, оснащенные самым современным оборудованием и обеспеченные высокопрофессиональными педагогами колледжи, обучающие рабочим специальностям. Образовательный баланс, основательно подорванный в 1990-е годы массовым закрытием профессионально-технических училищ, надо восстанавливать. Пока же о реформе образования больше говорят, чем воплощают что-либо в жизнь, и все остается по-старому.

Думается, не лишним будет и непосредственное обращение к школьникам, причем учащимся 8–9-х классов. Объяснить им преимущество очень востребованных и достаточно высокооплачиваемых уже сейчас, а особенно в перспективе, профессий могут на специально организованных по данному поводу встречах педагоги, руководители предприятий и лидеры общественного мнения. Главное, чтобы эти мероприятия проходили неформально, а спикеры говорили на понятном молодым людям языке. Например, о том, что правильнее будет пойти по гораздо более предсказуемому пути получения рабочей специальности, начать нормально зарабатывать, крепко встать на ноги, а уже потом, если потребуется, более осознанно поступить в вуз по избранной профессии.

Резюмируя сказанное выше, можно сделать вывод, что в сложившейся ситуации есть реальный шанс ликвидировать дефицит на рынке рабочих специальностей.

Олег ЧЕСНОКОВ

Фото сгенерировано нейросетью

Читайте также

Королева спорта объединила атлетов от Уссурийска до Мариуполя

Десятиклассник Паша Ступаков сообщил о своих планах пробежать спринтерскую дистанцию 400 метров за 51 секунду. Спортом он занимается, по его признанию, всю жизнь. До прихода в училище, в пятый класс, увлекался футболом. Еще в декабре 2023 года юный ставрополец занял на краевом первенстве в Ставропольской спортивной школе олимпийского резерва по лёгкой атлетике два третьих места на дистанции 400 и 200 метров среди юношей до 18 лет, подтвердив II спортивный разряд. В учебе Павел налегает на биологию, так как собирается стать тренером или врачом...

31 марта

Дважды чуть не присвоили Героя, дважды чуть не расстреляли

Да много чего до сих пор хранит в памяти старый солдат Иван Семенович Богданов. И этой памятью он всегда делился с молодыми ребятами. У него вся жизнь с молодежью связана – он преподавал историю в школе и вузе, работал в ДОСААФ, руководил учебно-производственным комбинатом в Ставрополе. Всегда охотно встречался со школьниками и студентами, будучи на заслуженном отдыхе. Иван Семенович из той замечательной категории людей, о которых написаны песенные строки: «Не стареют душой ветераны».

31 марта

Первое разгромное поражение  «Динамо Ставрополь» в сезоне

После очередного забитого мяча главный тренер «Динамо Ставрополь» Ашамаз Шаков, как говорится, согласился с тем, что атака у его команды в этом матче действовала плохо. Он начал менять игроков передней линии. Игра стала немного раскрываться, ибо счет на табло позволял хозяевам чувствовать себя вольготно. Однако опорные зоны у команд работали слаженно, не позволяя проводить совсем уж быстрые атаки на свои владения.

31 марта

Участие войск НКВД в Битве за Кавказ: стратегическая роль и тактический вклад

Битва за Кавказ, длившаяся с июля 1942 года по октябрь 1943 года, стала одним из ключевых эпизодов Великой Отечественной войны. Это сражение имело огромное значение для обеих сторон конфликта, поскольку контроль над регионом означал доступ к важным нефтяным месторождениям и стратегическим перевалам через Главный Кавказский хребет. Одним из аспектов, который часто остается вне поля зрения исследователей, является роль войск Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) в этой битве.

31 марта