Сегодня в нашей стране уже в седьмой раз отмечается весьма знаковая памятная дата – День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи. Сейчас, особенно в контексте происходящих на юго-восточных границах нашего государства событий, этот исторический факт имеет очень большое значение.
Предлагаем читателям вспомнить о «делах давно минувших дней», проведя в том числе некоторые параллели с настоящим временем.
Результат военных побед
Крымский полуостров вошел в состав Российской империи благодаря успехам русского оружия. Это стало результатом наших побед и поражений Османской империи в ряде крупных русско-турецких вооруженных конфликтов и отречению от престола последнего крымского хана Шахина Гирая (Гирея).
Войну 1768–1774 годов развязала именно турецкая сторона под предлогом нападения пророссийских, а на самом деле действовавших самовольно колиев – православных казаков и крестьян – на их крепость Балта. Однако складывались боевые действия для османов неудачно. Русские войска одержали победу на Дунайском направлении, после чего Турция всеми силами попыталась вернуть левый берег реки. Чтобы воспрепятствовать этому, армия под командованием генерал-аншефа Василия Долгорукова в июне 1771 года нанесла стремительный удар по врагам на Перекопе и вступила в Крым. В итоге полуостров был взят за рекордные 16 дней минимальными потерями с нашей стороны и огромным количеством убитых, раненых и пленных у врага.
Стоит отметить, что сопротивление противника – турок и татар – в Крыму было слабым, а местные крепости оказались в довольно плохом состоянии. Уже к началу сентября того же 1771 года, оставив в Крыму гарнизоны под общей командой князя Щербатова, армия направилась на зимние квартиры на линию реки Днепр, а Азовская флотилия заняла пристань Керчи. Крымские татары самостоятельно избрали новым ханом пророссийски настроенного Сахиб II Герая, который начал мирные переговоры с империей, чего и добивалась Екатерина II Великая. В ноябре 1772 года был подписан договор, оставшийся в истории под названием Карасубазаровского трактата, по которому Крым объявлялся независимым ханством под покровительством России, получившей также во владение порты Керчь и Еникале.
Через десять с небольшим лет процесс вхождения Крыма в состав империи окончательно завершился. 14 апреля 1783 года другой настроенный в пользу России правитель Шахин Герай, к слову, спасенный от бунта своих же подчиненных с помощью именно нашей армии, подписал отречение от ханского престола. Татарские старшины были приведены к присяге на подданство России, и, таким образом, присоединение Крыма в вечное русское владение окончательно состоялось.
Историческая справедливость
Буквально через пять дней после описанных выше событий – 19 апреля – императрица Екатерина II подписала манифест, с которого начался отсчет отмечаемой сегодня памятной исторической даты. Документ носил название «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всея Кубанской стороны под Державу Российскую».
После своего вступления в Крым в 1771 году войска генерал-аншефа Василия Долгорукова освободили более десяти тысяч русских пленников. На этот факт обязательно стоит обратить внимание в контексте исторической справедливости и в целях развенчания посылов лживых «историков» об агрессии против якобы «суверенного» государства, которое на самом деле было многолетним вассалом Османской империи. С таким злобным и агрессивным соседом, как Крымское ханство, наша страна давно хотела и должна была разобраться. Попытки предпринимались давно, достаточно вспомнить крымские походы фельдмаршала Миниха в середине XVIII века. Однако успеха удалось добиться только в завершающей части столетия. Империя интегрировала в себя полуостров, полностью изменив его паразитическую и рабовладельческую сущность и обезопасив свои южные рубежи на будущие столетия.
Здесь нелишним будет процитировать и оригинальный текст императорского манифеста: «В замену и удовлетворение убытков наших решилися мы взять под державу нашу полуостров Крымский, остров Таман и всю Кубанскую сторону. Возвращая жителям тех мест силою сего нашего Императорского Манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего содержать их наравне с природными нашими подданными». Согласитесь, слова как будто высечены из гранита.
Екатерина II опасалась, что публикация манифеста приведет к новой агрессии со стороны Турции при поддержке стран Европы. Ничего не напоминает? Прошлое и настоящее связаны неразрывно, и это непреложный факт. В целях профилактики возможного конфликта было принято оригинальное решение. Светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический, который вместе с императрицей Екатериной Великой работал над текстом манифеста, со свойственной ему энергией организовал подготовительные мероприятия. По территории бывшего Крымского ханства были распространены так называемые присяжные листы, чтобы власти всех населенных пунктов их заверили и указали, что население присягает на верность Российской империи. Эти документы были собраны, и в июне 1783 года во время торжественной присяги крымской знати на вершине скалы Ак-Кая манифест обнародовали. Таким образом, Османской империи пришлось смириться и подписать «Акт о присоединении к Российской империи Крыма, Тамани и Кубани». Конечно, конфликты на этом не закончились, однако после завершения Русско-турецкой войны 1787–1791 годов принадлежность Крыма России была вторично и окончательно подтверждена Ясским мирным договором.
Кубанские земли
Этот аспект присоединения к России новых земель стоит рассмотреть отдельно. Еще в 1747 году у разветвления рек Кубань и Протока турки построили крепость Ени-Копыл. Остатки этого фортификационного сооружения были обнаружены главным историком Кубанского казачьего войска и выдающимся ученым Виктором Соловьевым в районе центрального стадиона города Славянска-на-Кубани в прошлом веке. Вплоть до 1777 года здесь находилась резиденция местного османского сераскира. Такой титул носил главнокомандующий турецкими войсками на Кубани.
Новый Копыл, как переводится с тюркского его название, продержался вплоть до 1770 года. Тогда его атаковали направленные на разведку союзные калмыки во время сложного периода той Русско-турецкой войны. Россия всячески пыталась отрезать помощь Крыму со стороны кубанских татар и ногайцев. Калмыцкой коннице не удалось завладеть крепостью, однако уже через два года отступавший после набега на Дон под ударами русских войск крымский хан Девлет-Гирей бросил город вместе с артиллерией. В 1774 году по результатам мирного договора с османами Кубань была признана независимой территорией, и военные форпосты Российской империи встали по этой реке. Именно тогда Копыл и заняли наши войска.
4 ноября 1777 года генерал-поручик Александр Суворов, в обязанности которого входило строительство Кубано-Терской линии (как он писал в автобиографии, «начиная от Ставропольской», находившейся на Азово-Моздокской линии), был назначен командующим Кубанским корпусом. В начале следующего года он прибыл в Копыл и, осмотрев местность, приказал выжечь камыши и поставить наблюдательные посты по Кубани. Копыл неоднократно подвергался нападениям, но в 1782–1786 годах главная ставка Суворова находилась именно здесь. Отсюда гениальный полководец руководил строительством крепостей и редутов по всей линии. Наконец в 1792 году территория Правобережной Кубани окончательно вошла в состав России.
Из Запорожской Сечи
Эта история, особенно в разрезе современных реалий, отдельно характеризует мудрость российской императрицы Екатерины II Великой. В середине 70-х годов XVIII века население Запорожской Сечи превысило многие тысячи человек и продолжало неуклонно расти. Казаки, давно привыкшие к бесконтрольной вольнице, регулярно принимали участие в крестьянских восстаниях и гайдамацких движениях. Они вступали в вооруженные конфликты у размытых, что неудивительно в тех условиях, границ с территориями, где уже обустроились направляемые властями переселенцы из других губерний империи. В период бунта Емельяна Пугачева, случившегося в те же годы, они явно сочувствовали мятежнику. И только большое расстояние от театра боевых действий «крестьянской войны», как ее называли в советской историографии, помешало «сечевикам» поддержать беспорядки, имевшие все признаки самой настоящей гражданской войны.
Все эти факторы, конечно, вызвали резкое недовольство власти, и 14 августа 1775 года Екатерина II подписала манифест «Об уничтожении Запорожский Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии». Земли, принадлежавшие Запорожскому войску, стали раздаваться императорским вельможам, а население закрепощалось, что было мерой неприятной, но, видимо, в тех условиях необходимой. Часть казаков бежала в турецкие владения, где основала Задунайскую Сечь, а другие, после заступничества за них князя Григория Потемкина-Таврического, были поселены между Бугом и Днестром для защиты устья Днепра.
В ноябре 1788 года в документах князя Григория Потемкина-Таврического значилось новое наименование бывших запорожцев – черноморские казаки, а в декабре появилось уже и Черноморское казачье войско.
Черноморские казаки, которые стали кубанцами
На первом этапе Русско-турецкой войны 1787–1791 годов Османская империя намеревалась отбить у России земли между Днепром и Бугом, а затем овладеть Крымом. В преддверии надвигающейся войны империя Екатерины II очень нуждалась в укреплении южных рубежей. Для этих целей и пригодились Черноморское казачье войско, объединявшее примерно 12 тысяч человек, которые приняли активное участие в основных боевых действиях той кампании.
В самый разгар сражений 14 января 1788 года императрица Екатерина II разрешила князю Григорию Потемкину отвести черноморским казакам земли для поселения. В 1790 году «светлейший» князь подарил черноморцам свои рыбные угодья на Тамани, но законодательно они так и не были закреплены за ними. После смерти Потемкина в 1791 году казаки оказались в очень шатком положении, и в начале февраля следующего года к императрице была направлена дипломатическая миссия от черноморцев с прошением на получение царской грамоты на пожалованные светлейшим князем территории. Она увенчалась успехом, и все просьбы казаков были удовлетворены.
Десятки лет спустя именно черноморцы после объединения с Кавказским линейным казачьим войском в 1860 году составили основу новой структуры. Претерпев ряд временных и организационных изменений, она существует до сих пор и носит название Кубанского казачьего войска.
Выводы и параллели
Несколько слов о современных последствиях описанного выше. Мудрость императрицы Екатерины II в очередной раз свидетельствует о том, что ее неслучайно именуют Великой. Если говорить о ликвидации Запорожской Сечи, то сделано это было абсолютно правильно и своевременно. Не стоит судить о тамошних казаках только по литературному образу русского патриота Тараса Бульбы. На самом деле это было плохо управляемое, часто дикое и алчное сообщество, находившееся в прямой зависимости от того, на чьей стороне выгоднее быть в ходе военного противостояния. Сегодня за русских, завтра за поляков, потом за турок, а после против них всех. Ликвидация такого опасного анклава и превращение его в легитимное и управляемое казачье войско на Кубани было шагом разумным, если не гениальным.
Можно вспомнить также, что, несмотря на все проведенные реформы, при первой же смуте через много лет после этих событий в начале Гражданской войны ХХ века в России некоторые представители временного самостийного правительства Кубани хотели даже присоединиться к спешно созданной тогда Украинской народной республике. А ведь страшно представить, что творили бы те же «сечевики», доживи их формирования до нынешних реалий неонацистской «незалежной». К счастью, это не стало реальностью, а осталось лишь в сослагательном наклонении, которого история, как известно, не терпит.
Ну и в заключение. Безусловно, принятие 19 апреля 1783 года Крыма под защиту Российской империи по просьбе большей части его жителей, страдающих от дискриминации и рабства, стало легитимной формой вхождения этой территории в состав государства. Намного позже не очень грамотный Никита Хрущев, который при удивительных коллизиях истории забрался на вершину пирамиды коммунистической власти Советского Союза, в силу личных симпатий передал полуостров в состав Украины. Пусть тогда случившееся ничего, в принципе, не меняло, потому что УССР была неотъемлемой частью великой и могучей страны. Но после ее распада в годы так называемой «укранезависимости» это стало самой настоящей болевой точкой для всего русского мира. Именно в этой связи произошедшее в 2014 году воссоединение Крыма с Россией явилось высшим актом восстановления исторической справедливости.
Подготовил Владислав СЕКАЧЕВ