Если честно, для меня лично, как старого поклонника русского рока, сейчас не самые простые времена. Некоторые музыканты однозначно высказались против специальной военной операции, попав в разряд иностранных агентов.
Иные придерживаются четкой и жесткой патриотической позиции, порой не афишируя ее, как группа «Пикник», но регулярно оказывая самую активную помощь фронту. Прекрасно, что песни и тех, и других продолжает крутить самая популярная в стране рок-радиостанция, не делая между ними никакого различия. Всё, как в старые добрые времена, когда рок-движение объединяло очень разных людей. По убеждениям, по сути, по взглядам и идеалам. Это, по моему личному мнению, как раз и является признаком зрелости общества и царящей в нем самой настоящей демократии, то есть народовластия в высшем смысле этого слова, в отсутствии которого нас обвиняет условный «Запад». Но у нас оно есть, а там пойди и поищи.
Подчеркиваю, я говорю только о рок-музыке, не имея в виду разных исполнителей, пытающихся себя подобным образом позиционировать. Так вот, настоящих рокеров в мой любимый Ставрополь, увы, стало приезжать гораздо меньше. Каждое их выступление становится знаковым событием, и на одном из таких мне посчастливилось побывать.
Организация на высшем уровне
Группа «Мельница» – это прекрасно, эпично, завораживающе, мистично, аутентично и так далее в подобных эпитетах. Можно подобрать еще немало наречий самого уважительного свойства в отношении концерта, который состоялся в первый день второго осеннего месяца в Ставрополе. Что символично, и это подчеркнула бессменный лидер и вокалистка коллектива Наталья О’Шей, 1 октября у нее с коллегами профессиональный праздник – Международный день музыки. При такой символичности взаимодействие с публикой просто обязано было пройти на ура, что и случилось на самом деле. Каждую без исключения песню зал встречал овациями.
В зале Дворца детского творчества краевого центра было, образно выражаясь, яблоку негде упасть. Причем в самом прямом смысле этого слова. Организация мероприятия оказалась на высшем уровне. Впрочем, упомянутая площадка давно и уверенно входит в топ арен столицы региона для проведения самых серьезных и массовых представлений. И в этой связи будет правильно подчеркнуть высокий уровень профессионализма блестящего руководителя ДДТ Ларисы Козловой. Минимальное количество вежливой охраны со своими обязанностями справлялось на отлично. Кроме того, покой любителей рок-музыки охраняли бравые и отлично подготовленные сотрудники Росгвардии. То есть все сложилось самым наилучшим образом.
Юбилейный тур
Надо сказать, что «Мельница» приехала в Ставрополь не просто так. Группа отмечает свое 25-летие юбилейным туром, в ходе которого музыканты посетят десятки городов, включая, конечно, Москву и Санкт-Петербург, а завершится все 21 января уже следующего года в одной из столиц отечественного рока - Екатеринбурге. Перед концертом было показано видеообращение к зрителям, в ходе которого выступили все без исключения участники коллектива. Это создало определенный градус заряда зрителей, который в дальнейшем только поднимался все выше и выше.
Наталья О’Шей отметила: «2024 год – юбилейный для «Мельницы». 25-летие не просто большое событие для группы, но и праздник для всех наших слушателей, поэтому и отмечать его мы будем вместе с вами. Невозможно включить в юбилейную программу все песни, которые были созданы за эти 25 лет, но в нее точно войдут наши главные хиты, которые вы так любите. Прогуляемся по музыкальным дорогам, где нам встретятся и древние кельты, и славяне, и Левант, и глубокий космос. В общем, сыграем для вас «древнюю музыку нового мира».
Все так и произошло, и это было прекрасно. Команда представила композиции из многих альбомов, коих вышло аж девять, включая последний прошлогодний под названием «Дети солнца». В том числе и самую красивую из него, на мой личный взгляд, которая называется «Царевич». Единственное, о чем я сожалею, что самую любимую мою песню «Прощай» из пластинки 2015 года «Алхимия» группа так и не сыграла. Но, как говорится, нельзя «объять необъятное». А сам концерт с антрактом длился почти три часа, и музыканты отработали на совесть.
«Мельница-стайл»
«Мельница» справедливо считается самой знаменитой российской группой, играющей в жанре фолк-рок. Основанная 15 октября 1999 года в Москве, команда появилась не на пустом месте. Ее предшественником был уже немного забытый коллектив «Тиль Уленшпигель», в составе которого выступали создавшие новую команду музыканты, в том числе и нынешний лидер группы, автор большинства песен, играющая на кельтской арфе вокалистка Наталья О’Шей. Вместе с ней в Ставрополь приехали гитарист и бэк-вокалист Сергей Вишняков, бас-гитарист Алексей Кожанов, блестяще владеющий многими духовыми инструментами Дмитрий Каргин и ударник Дмитрий Фролов.
Выпущенные «Мельницей» девять полноформатных альбомов, это не считая синглов, концертных и мини-пластинок, создали поистине уникальный феномен в фолк-роке и в российской музыкальной индустрии в целом. Путь из небольших клубов до заполненных стадионов занял десять лет. Тут было все, без чего не обходится жизнь посвятивших себя рок-музыке людей. Это и очень серьезные смены состава, триумфы на радио, признание публики и огромное количество живых концертов. Группе удалось не только изменить отношение аудитории к такому жанру, как фолк, но и сделать его очень популярным в нашей стране сегодня.
Впрочем, группа не ограничивает себя какими-либо жанровыми рамками. В композициях «Мельницы» то звучит камерная арфа, то отчетливо различимы джазовые нотки, то появляются масштабные роковые полотна, а иногда даже прослеживаются ноты качественной поп-музыки. Некоторые критики даже используют определение «Мельница-стайл», и это справедливо.
Хелависа
Конечно, «Мельницы» не было бы без ее лидера Натальи О’Шей или Хелависы. Она – профессиональный лингвист-индоевропеист. В своих текстах талантливая рок-исполнительница использует отсылки к индоевропейской мифологии и фольклору, а также традиции русской поэзии ХХ века. Сложилась у команды и своя, уникальная, если можно так выразиться, «творческая кухня». В качестве соавторов текстов регулярно выступают Ольга Лишина, Иван Малютин и Кирилл Баринов, а по части музыки очень велик вклад бессменно работающего в коллективе уже 14 лет Сергея Вишнякова.
Необычная для русского уха фамилия Натальи является следствием выхода замуж за гражданина Ирландии Джеймса Корнелиуса О’Шея, на тот момент помощника атташе по культуре в посольстве этого государства в Москве. Вообще ирландская, а говоря шире, кельтская культура красной нитью проходит через все творчество лидера группы «Мельница». Да и кельтская арфа вовсе не случайно является ее главным музыкальным инструментом.
Интересно происхождение творческого псевдонима Хелависа. В юности Наталья О,Шей, как она сама признается, была школьницей-хиппи, которая одевалась в бирюзовый свитер и носила перья в волосах. Оттуда у девушки и появилось прозвище Зимородок. Потом пришло увлечение творчеством Джона Рональда Руэла Толкина и созданными им искусственными элфийскими языками, напоминающими валлийский или кельтский. В переводе с одного из них – нолдорина (зимородок) звучит как «хелетир», что означает «наблюдающий за рыбой». Решив, что «-тир» является окончанием мужского рода, было решено заменить эту частицу на женское «-дис». Так у Натальи появился псевдоним Хеледис. Он прижился, несмотря на ошибку в этимологии. Правильно это слово переводится как «ледяная дева», что пришлось по душе романтической Наталье.
А дальше было знакомство с книгой английского средневекового писателя Томаса Мэлори «Смерть Артура». В ней на одной гравюре была изображена ведьма Хелависа, пытающаяся соблазнить сэра Ланселота. Внешнее сходство и созвучие прежнего прозвища сыграли свою роль. Уже долгие годы исполнительницу знают именно как Хелавису, и под этим именем она известна и любима. Ну а песни, посвященные творчеству Толкина, можно услышать в сольных проектах исполнительницы, созданных без участия группы «Мельница».
Яркие впечатления
Все три часа концерта эмоции просто переполняли. Пусть и без самой любимой моей песни «Прощай». Но тут были и другие прекрасные композиции, из которых лично выделю «Любовь во время зимы» и «Дороги». Последняя прозвучала практически в акустической версии в ходе импровизированного, по выражению Натальи О’Шей, «Хелависника». Время наслаждения от музыки «Мельницы», как и все хорошее в нашей жизни, пролетело незаметно. После выхода из уютного зала ДДТ в вечернюю прохладу Ставрополя я еще долго находился под впечатлением от концерта, а в ушах как будто продолжали звучать пронзительные строчки из замечательной песни группы:
Ничего не останется от нас,
Нам останемся, может быть, только мы.
И крылатое бьется пламя между нами,
Как любовь во время зимы.
Фото автора