Этюдный театр Иосифа Бродского | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
После спектакля Игорь Пехович был рад общению со ставропольскими представителями Союза театральных деятелей РФ Любовью Заводновой, Владимиром Лычагиным и Анатолием Дуровым
Этюдный театр Иосифа Бродского

Этюдный театр Иосифа Бродского

5 ноября
16:19

В ставропольской арт-галерее «Паршин», давно и прочно завоевавшей репутацию эксклюзивного выставочного и концертного зала «для немногих» в прямом и переносном смысле (вместимость его невелика), открыта выставка постеров работ в стиле ар-деко известного французского художника русского происхождения Эрте.

И следом показан моноспектакль по стихам знаменитого русско-американского поэта Иосифа Бродского «Жизнь есть товар на вынос». Его сыграл актер и режиссер московских театров Грановского и на Таганке Игорь Пехович, успевший поработать много лет назад и на ставропольской драматической сцене.

Поэтических представлений нынче немало, но все больше по русской классике, авторов Серебряного века и избранных советских поэтов. Наследие Иосифа Бродского не в чести у наших актеров, видимо им «не по зубам» его усложненная поэтическая лексика и пестрый ассоциативный образный ряд. В Ставрополе поклонники его поэзии имеются, они-то и заполнили уютный зал на гастрольном моноспектакле Игоря Пеховича.

Артист взял в основу четыре ранние крупные произведения Иосифа Бродского, неизбежно значительно их сократив. Начал с «Портрета трагедии» с бесконечными женскими рифмами, по форме этакой речи конферансье перед зрительным залом, убеждая, что лишь поэзия через акт очищения и освобождения мира от зла Словом способна искупить и спасти этот непредсказуемый век. Поэт в свое «освободительное» назначение свято верил.

Продолжила сквозную мысль спектакля также сильно сокращенная «Повесть о пролитом молоке», восьмистишиями повествующая о многочисленных потерях, преследующих лирического героя, о которых не стоит сильно плакать. Как говорят в народе, слезами горю не поможешь, былого не воротишь. Что сделано, то сделано, надо оставаться самим собой, жить дальше, преодолевая все.

Третья часть, как и моноспектакль в целом, эффектно названа «Жизнь есть товар на вынос» строчкой из стихо-творения большого цикла «Строфы», образчика «безлюбого» и не эротичного секса в стихах Иосифа Бродского. Артист благоразумно опустил сленговые обозначения полового акта, которые бы сильно коробили со сцены наш провинциальный девственный слух. В этих стихах просматривается пережитая личная трагедия поэта, на виновнице которой лирический герой «отыгрался» в полной мере.

Игорь Пехович. Фото Маргариты Вороновой

Завершают моноспектакль стихи «Письма к стене», написанные в пору полуторогодовалой северной ссылки поэта. Описывающие чувства заключенного лирического героя, который считает, что ни в чем не виноват перед миром, в одиночестве обращаясь к стене, единственной его собеседнице, которой он может поведать свои ночные страхи перед ожидаемой неизбежной смертью. Только наступающий дневной свет прогоняет его тоску.

Такова примерная пунктирная канва сюжета, разыгранного Игорем Пеховичем на сцене. Как всегда бывает в моноспектаклях, он играется с минимумом декораций и реквизита, сменой деталей костюмов. Все усилия артиста и режиссера направлены на внятное обозначение сквозного действия, его финального общего вывода. Повествующего о судьбе среднестатистического русского интеллигента, с лицом «помеси тупика с перспективой», по словам поэта, которому в этой многотрудной жизни все дается непросто.

Но он никого не винит, ищет опору в себе, дамам не доверяет, опеки государства боится, в Бога и дьявола не верит. Уповает на великое русское авось, которое неторопливым течением времени многих выручало. Манера чтения стихов Игорем Пеховичем по-домашнему простая, интонации без обычных актерских завываний и излишнего педалирования текста. Все его усилия подчинены выражению великолепной поэзии Иосифа Бродского.

Владимир ЛЫЧАГИН,  культуролог.

Фото Натальи ПОПОВОЙ

 

Читайте также

Праздник, зовущий к размышлениям

...Нынешний День народного единства прошел без массовых гуляний и площадных представлений. Таково время. Но камерность не убавила у праздника искренности, а смыслов, может быть, даже прибавила. День народного единства – это праздник, зовущий к размышлениям.

5 ноября

Путь от сердца к сердцу в единстве культур

Из большой разнообразной программы «ночи» многие гости выбрали участие в цикле творческих встреч с художниками и дизайнерами, а также концерт «Живописные истории бардовских фестивалей» с участием поэтов, музыкантов, исполнителей, среди которых были главный редактор альманаха «Литературное Ставрополье» Владимир Бутенко и руководитель клуба авторской песни «Этюд» Сергей Маковеев. Как только стихла музыка, началась работа творческих мастерских: по акварели – Натальи Ягуповой, по керамике – Александры Соколенко и по дизайну театральных декораций Андрея Бобрышева.

5 ноября

Противостояние живого творчества  и искусственного интеллекта

Настоящая поэзия, к счастью, живет по своим законам, она по-настоящему проникает в души и сердца людей, несет глубокий смысл и вызывает яркие эмоции. За примерами не нужно ходить далеко: редакция «Вечерки» предложила вниманию собравшихся видеоролик, в котором звучит песня в исполнении автора музыки Александра Гуленко, написанная им на стихи Михаила Василенко «Дожди идут». Этих талантливых людей уже нет с нами, а их творчество по-прежнему радует и волнует нас. А это значит, оно – живое.

5 ноября

Недуг, убивающий тело и душу:  опасности расстройств  пищевого поведения

Если говорить о том, как себя вести с людьми, которые страдают расстройствами пищевого поведения, то тут работает самое основное правило — никогда не давить. Потому что у человека нарушено восприятие собственного тела, и, что бы вы ему ни говорили, он все равно будет видеть в зеркале совсем противоположную картину. Поэтому необходимо оказывать моральную поддержку, не пытаться накормить, а спокойно разговаривать. Можно для начала предложить посетить диетолога, если поход к психиатру и психотерапевту воспринимается остро, делится советом Вера Жело.

5 ноября