В ставропольской арт-галерее «Паршин», давно и прочно завоевавшей репутацию эксклюзивного выставочного и концертного зала «для немногих» в прямом и переносном смысле (вместимость его невелика), открыта выставка постеров работ в стиле ар-деко известного французского художника русского происхождения Эрте.
И следом показан моноспектакль по стихам знаменитого русско-американского поэта Иосифа Бродского «Жизнь есть товар на вынос». Его сыграл актер и режиссер московских театров Грановского и на Таганке Игорь Пехович, успевший поработать много лет назад и на ставропольской драматической сцене.
Поэтических представлений нынче немало, но все больше по русской классике, авторов Серебряного века и избранных советских поэтов. Наследие Иосифа Бродского не в чести у наших актеров, видимо им «не по зубам» его усложненная поэтическая лексика и пестрый ассоциативный образный ряд. В Ставрополе поклонники его поэзии имеются, они-то и заполнили уютный зал на гастрольном моноспектакле Игоря Пеховича.
Артист взял в основу четыре ранние крупные произведения Иосифа Бродского, неизбежно значительно их сократив. Начал с «Портрета трагедии» с бесконечными женскими рифмами, по форме этакой речи конферансье перед зрительным залом, убеждая, что лишь поэзия через акт очищения и освобождения мира от зла Словом способна искупить и спасти этот непредсказуемый век. Поэт в свое «освободительное» назначение свято верил.
Продолжила сквозную мысль спектакля также сильно сокращенная «Повесть о пролитом молоке», восьмистишиями повествующая о многочисленных потерях, преследующих лирического героя, о которых не стоит сильно плакать. Как говорят в народе, слезами горю не поможешь, былого не воротишь. Что сделано, то сделано, надо оставаться самим собой, жить дальше, преодолевая все.
Третья часть, как и моноспектакль в целом, эффектно названа «Жизнь есть товар на вынос» строчкой из стихо-творения большого цикла «Строфы», образчика «безлюбого» и не эротичного секса в стихах Иосифа Бродского. Артист благоразумно опустил сленговые обозначения полового акта, которые бы сильно коробили со сцены наш провинциальный девственный слух. В этих стихах просматривается пережитая личная трагедия поэта, на виновнице которой лирический герой «отыгрался» в полной мере.

Завершают моноспектакль стихи «Письма к стене», написанные в пору полуторогодовалой северной ссылки поэта. Описывающие чувства заключенного лирического героя, который считает, что ни в чем не виноват перед миром, в одиночестве обращаясь к стене, единственной его собеседнице, которой он может поведать свои ночные страхи перед ожидаемой неизбежной смертью. Только наступающий дневной свет прогоняет его тоску.
Такова примерная пунктирная канва сюжета, разыгранного Игорем Пеховичем на сцене. Как всегда бывает в моноспектаклях, он играется с минимумом декораций и реквизита, сменой деталей костюмов. Все усилия артиста и режиссера направлены на внятное обозначение сквозного действия, его финального общего вывода. Повествующего о судьбе среднестатистического русского интеллигента, с лицом «помеси тупика с перспективой», по словам поэта, которому в этой многотрудной жизни все дается непросто.
Но он никого не винит, ищет опору в себе, дамам не доверяет, опеки государства боится, в Бога и дьявола не верит. Уповает на великое русское авось, которое неторопливым течением времени многих выручало. Манера чтения стихов Игорем Пеховичем по-домашнему простая, интонации без обычных актерских завываний и излишнего педалирования текста. Все его усилия подчинены выражению великолепной поэзии Иосифа Бродского.
Владимир ЛЫЧАГИН, культуролог.
Фото Натальи ПОПОВОЙ

