В канун замечательного праздника, Дня российского студенчества, в Ставрополе в 33-й раз был дан старт городскому этапу конкурса педагогического мастерства «Учитель года» и в юбилейный, тридцатый раз – конкурсу «Воспитатель года».
В актовом зале школы № 55 собрались 37 его участников вместе с группами поддержки. Как отметил ведущий торжества, педагогическое сообщество Ставрополя – это команда единомышленников, это они, учителя и воспитатели, формируют будущее города, края и нашей великой Родины – России. Задача конкурса – раскрыть педагогический талант его участников в полной мере. Это люди необыкновенные, одухотворенные, справедливые. Конкурс объединил опытных и начинающих, но всех – творческих и креативных проводников просвещения.
Эстафета из Года педагога – в Год семьи
Система образования Ставрополя объединяет 44 школы, 75 детских садов, 9 учреждений дополнительного образования. В них трудятся более 5 тысяч учителей, учатся 58 тысяч ребят и воспитываются более 24 тысяч дошкольников. Главная задача педагогов – дать им возможность получить качественное образование и воспитать честными гражданами, настоящими патриотами России.
Учителей, воспитателей, классных руководителей и педагогов приветствовал глава Ставрополя Иван Ульянченко: «В Год семьи, а именно таким объявлен 2024-й Указом Президента Российской Федерации, я хочу сказать, что в Ставрополе очень крепкая и дружная семья педагогов. Результат работы городского педагогического состава ежегодно мы видим в победах детей на различных конкурсах, фестивалях и олимпиадах, в итогах сдачи единого государственного экзамена. Учителя и воспитатели Ставрополя всегда держали высокую планку профессионального мастерства, которая признана не только на краевом, но и на федеральном уровне».
Градоначальник отметил, что педагоги выбрали очень ответственную профессию – обучать и воспитывать детей: «Вы первыми учите их читать и писать, учите дружбе и уважительному отношению к старшим. Именно от качества вашей работы зависит будущее нашего города, края, великой страны».
Иван Ульянченко выразил уверенность, что все задачи, которые ставятся перед педагогами, вместе с представителями органов власти будут выполнены. В последние годы, сказал он, Президент РФ, губернатор Ставрополья уделяют большое внимание укреплению и развитию системы образования. Муниципалитет ежегодно улучшает условия труда педагогов, обновляет материально-техническую базу. В Ставрополе отремонтировано 14 школ по федеральной программе «Модернизация школьных систем образования». В этом году полностью преобразятся еще четыре школы.
«Конечно, во время масштабных работ в зданиях большая нагрузка ложится на плечи учителей. Но, преодолев все неудобства и сложности, для детей и педагогов уже в этом году появятся новые современные пространства для учебы и работы», – отметил мэр.
Он напомнил, что администрация расширяет сеть образовательных организаций. В разных районах города появляются новые школы и детские сады. В прошлом году приступили к строительству школы на 825 мест на улице Чапаева, на проспекте Российском – на 1550 мест, открыл свои двери для малышей детсад на ул. Алексея Яковлева, дети постарше пошли в школу на ул. Ивана Щипакина, в ближайшее время учеников примет учреждение на улице Федеральной.
Городской этап конкурсов Иван Ульянченко назвал очень значимой площадкой, на которой можно дать педагогу реализоваться, поделиться своим опытом, новациями, показать мастер-класс. По словам мэра, это очень мощный старт для профессионального роста: «Если кто-то и не победит в конкурсе, вы уже победители школьных этапов. Пусть все ваши идеи будут правильно восприняты и внедрены в систему образования города».
Председатель Думы Ставрополя Георгий Колягин назвал символичным, что новый конкурс стартует в новой школе, и поздравил всех участников с важной работой на целый год: «Ни одна профессия, ни один конкурс мастерства не имеет столь длительной традиции, такого уважительного отношения и широкого освещения в стране, как «Учитель года» и «Воспитатель года». Для самореализации педагогов мы создаем все условия. Остается только начать внедрять самое лучшее, исходя из сегодняшних требований, которые ставит перед нами Президент и обстановка в стране. Хочется, чтобы и учителя по-новому показали своё мастерство, новаторские идеи, которые родились на протяжении профессиональной деятельности».
Спикер Думы пожелал успехов, удачи и выразил уверенность, что любое участие даёт толчок к совершенству в своей работе: «Это показатель вашей смелости, желания учиться и учить по-новому».
Заместитель министра образования СК Элона Толгурова пожелала всем конкурсантам прекрасно выступить: «В зале может присутствовать тот, кто дойдет до всероссийского этапа, достойно представит Ставропольский край, потому что нам есть чем гордиться».
Как прозвучало, конечно, не все могут стать победителями, но и проигравших никогда не бывает, потому что благодаря творческому общению участники получают возможность расширять профессиональные контакты, повышать своё мастерство и престиж педагогической профессии.
Детоводители и добрые наставники
По доброй традиции, которой в этом году исполняется уже десять лет, председателям жюри был передан Шар знаний как символ взаимосвязи науки и практики, чистоты, прозрачности судейства и справедливости. Любой конкурс – это напряженная работа не только для участников, но и для членов судейского ареопага. Другой традицией остается работа детского жюри, как и профессионального.
Его председатель в номинации «Лучший учитель» профессор кафедры социально-экономической географии высшей школы географии и геоинформатики СКФУ Татьяна Щербакова пожелала участникам смелости в решении своих педагогических задач, как можно дольше не уходить с корабля знаний, плавать на нем со своими учениками в океане неизвестного и, несмотря на бури, штормы, невзгоды, «открывать Америки». И чтобы каждый стал на свой пьедестал педагогического мастерства, как альпинист, покоряющий свою вершину, но уже думающий о еще более высокой.
Она отметила: «Конкурс перешел в четвертое десятилетие, за это время он вырос и не только не потерял своей актуальности, но и стал, действительно, всенародным. Организаторы думают, как сделать его лучше, прибавилась огромная армия болельщиков – те, кто учился в школе, учится сейчас, родители, родители родителей, дети, внуки и правнуки. Школа – это родной дом для всех граждан нашего государства. На каждом конкурсе ломаются копья, идут жаркие дискуссии о том, как и чему учить, как сделать так, чтобы ученики научились сами учиться, каким должен быть урок. В 2027 году будет 400 лет, как Ян Амос Коменский написал свою «Великую дидактику» и обосновал, что урок – основная форма обучения. На самом деле его корни уходят еще глубже, но до сих пор нет каких-то единых стандартов, алгоритмических предписаний, как его проводить, нет единого формата, потому что урок – живой. В начале нулевых мы говорили о том, как учить новое поколение Z, которое владеет гаджетами лучше тех, кто должен их учить. И вот сейчас, в это десятилетие, в школу придет еще более новое поколение – «Альфа». По мнению ученых всего мира, оно принесет человечеству такие открытия и сделает такие достижения, которые сравнимы только с открытиями прошлых веков. Но самое главное – никакие технологии, никакой самый умный искусственный интеллект не заменит учителя. Педагог будет всегда рядом с учеником, ведь учитель – это самое мудрое изобретение человечества».
Первый проректор Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования Елена Евмененко будет судить дебютантов. А завкафедрой дошкольного образования, воспитания и предшкольной подготовки Ставропольского государственного пед-института Ирина Буркина – глава жюри городского этапа конкурса «Воспитатель года России». Она отметила: «Закончился 2023-й, Год педагога и наставника, неслучайно он передал эстафету Году семьи. Именно в ней начинаются первые шаги и первые слова, в детском саду у нас первые друзья и первые книжки. На воспитателя ложится огромная ответственность, так как люди доверяют ему самое ценное, дорогое, любимое – маленьких детей. Воспитатель окружает их особенной, трепетной заботой, даёт возможность ребёнку познать себя, окружающий мир. От его навыков и умений по большому счёту зависит развитие будущего России, потому что воспитатель – профессия будущего».
Руководитель комитета образования администрации г. Ставрополя Евгения Волосовцова тоже говорила об этой замечательной профессии: «Она родилась еще в Древней Греции, в Википедии смысл понятия воспитатель объясняется как детоводитель. Именно он оберегал от любой опасности ребенка, развивал способности, формировал новое отношение к жизни. Прошло много веков, а функции воспитателя не изменились. Это первый шаг, первый уровень, основа, которая зарождается в ребенке в детском саду. Воспитатель передает ребенка учителю. В исследовании выделили образ современного учителя, по мнению большинства детей: это женщина 30 – 35 лет в хорошей физической форме и с чувством юмора, обладающая высоким уровнем умственного развития, коммуникабельная, дружелюбная, умеющая поддержать любую тему разговора, знающая о событиях в мире и технических новинках. Но главный ответ всех детей: «Вне зависимости от возраста и умственных способностей учитель должен быть добрым».
Молодым везде у нас дорога…
Кульминацией торжества стал момент, когда на сцену пригласили почти сорок самых лучших учителей краевой столицы, гордо несущих звание «педагог». Они поборются за звание лучших в четырех номинациях: «Педагогический дебют» (среди учителей), «Лучший учитель», «Лучший воспитатель», «Педагогический дебют» (среди воспитателей). Больше всего участников в 2024 году оказалось в номинации среди начинающих наставников. Как отметил ведущий вечера, именно у них будет возможность показать в рамках конкурса свою молодость, искрящийся талант и перспективные идеи, проявить спектр эмоций: от радости и волнения до счастья и восторга.
«Для меня этот конкурс – возможность раскрыть свой педагогический талант, мастерство, познакомиться с коллегами, важен и момент конкуренции. Это мой первый конкурс, но у меня есть огромная помощь администрации школы, а самое главное – поддержка детей, – поделилась со мной учитель биологии и географии родной для меня альма-матер лицея № 23 Анна Копыл, которая в профессии всего 4 года 8 месяцев после окончания Института живых систем СКФУ. – Сегодня ученики забросали меня с утра сообщениями о том, что я для них уже самый лучший учитель. Когда у детей горят глаза, это очень помогает в работе. В моей номинации «Педагогический дебют» пройдет открытое занятие, готовлюсь к нему с декабря прошлого года».
Педагогическое кредо другой конкурсантки, воспитателя детского сада №77 «Золотая рыбка» Анастасии Зайцевой: «Плохо не то, что не знаешь, а то, что знать не хочешь. В любом деле, как и в воспитании, главное – правильно найти мотивацию».
Девушка рассказала: «Я пришла на этот конкурс с трепетным переживанием, для меня это новый этап в жизни, как сегодня подмечали, выход из зоны комфорта. Моя педагогическая деятельность помогает делать новые открытия. В нашей команде конкурсантов отношения дружеские, мы все на одной волне, ведь у нас одна цель – воспитывать детей. Современные дети отличаются от нас, и мы должны развиваться вместе с ними. Думаю, что моя сила, которая может помочь выиграть конкурс, заключается в открытости и желании не сдаваться и побеждать».