Темой пресс-конференция, состоявшейся в Региональном информационном центре Ставропольского края, стала подготовка многоквартирных домов к зиме и работа отвечающих за управление зданиями организаций.
Руководитель Управления Ставропольского края – Государственной жилищной инспекции Артем Осинний подробно рассказал о том, как в нашем субъекте готовят к предстоящим холодам многоквартирные дома, а также остановился на обязанностях управляющих компаний.
Необходимые мероприятия
В начале брифинга руководитель Госжилинспекции коротко остановился на полномочиях контрольно-надзорного ведомства и обрисовал действующую сегодня законодательную базу. Затем спикер перешел к конкретике.
Управляющие компании каждый год перед началом отопительного сезона составляют специальный план мероприятий. Будущие этапы подготовки к осенне-зимнему сезону ответственные за управления многоквартирными домами организации прорабатывают ежегодно до 30 апреля, после чего график согласовывается с жилинспекцией Ставрополья. В план входит проверка дымовых и вентиляционных каналов, промывка системы отопления, гидравлические испытания, а также подготовка приборов и систем к эксплуатации во время предстоящих осени и зимы. Необходимыми работами также являются обследование кровли, фасада, подвальных помещений на предмет возможного проникновения влаги, проверка инженерных сетей и холодного водоснабжения. Все результаты этих действий фиксируются в актах приема профильных компаний.
Региональная жилищная инспекция контролирует следование плану, регулярно проводит совещания с руководителями управляющих организаций и при необходимости выдает предписания о недопустимости отставания от графика или о ликвидации обнаруженных нарушений. Серьезную работу ГЖИ проводит с помощью профилактических визитов по адресам юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Таких мероприятий только за первое полугодие 2025-го уже осуществлено порядка восьми десятков. Не меньше внимания ведомство уделяет обращениям на свою горячую линию, работающую в круглосуточном режиме. Ни одна принятая операторами просьба или жалоба не остается без ответа.
Актуальный номер службы обратной связи Госжилинспекции в Ставрополе – 8 (8652) 26-74-14.
Капитальный ремонт
Как было заявлено на брифинге, в программу капитального ремонта на Ставрополье входят все многоквартирные дома, однако сроки самой реконструкции могут сдвигаться на более ранние или поздние. Это, прежде всего, зависит от технического состояния инженерных сетей.
Особое внимание, пояснил глава контрольно-надзорного ведомства, при подготовке многоэтажек к холодам уделяется состоянию их сетей. Артем Осинний рассказал: «У нас много домов, которые эксплуатируются с 60-х годов минувшего столетия, но в них уже 20–30 лет не проводят никаких работ, кроме аварийных. Конечно, в рамках экстренного вмешательства всю инженерную систему никак не заменишь».
Ответственность за своевременное информирование о состоянии инженерных коммуникаций лежит на управляющих организациях. В свою очередь, муниципальные власти могут актуализировать сроки капремонта того или иного дома после уведомления от обслуживающей его компании.
После ремонта – трещины по всему дому
На пресс-конференции одна из представительниц средств массовой информации акцентировала внимание на доме в Ставрополе по улице Ленина, 375. Жильцы постоянно жалуются в редакцию издания на то, что после смены коммерческого собственника на первом этаже там начался масштабный ремонт, и по всему дому пошли трещины. Граждане подозревают прямую зависимость между этими процессами, а также обеспокоены планами новых хозяев по созданию на месте бывшего банка супермаркета. На спикера буквально обрушился целый поток вопросов, касающихся конкретной проверки по этому поводу, а также о различных нюансах взаимодействия собственников коммерческой и жилой недвижимости в одном доме.
– Такие сигналы действительно нам поступили, – начал свой подробный ответ Артем Осинний. – В настоящий момент краевой жилищной инспекцией сделаны запросы на получение поэтажных планов здания, в том числе и по производству новыми собственниками перепланировки на первом этаже. В случае выявления конкретного несоответствия расположения конструктивных элементов с запрошенным планом нашим ведомством будет составлен акт, который мы направим в комитет градостроительства администрации города Ставрополя, который наделен полномочиями по подготовке предписаний о приведении объекта в изначальное состояние при нарушениях планировки. А далее уже могут вступить в действие и судебные инстанции.
Главный государственный инспектор Ставропольского края также остановился на использовании первых этажей жилых домов для коммерческой деятельности. Как такового разрешения или согласования на этот процесс в российском жилищном законодательстве не требуется. Тем более если такая функция недвижимости уже была предусмотрена после сдачи здания в эксплуатацию. Что касается ремонта данных помещений, то, если работы не затрагивают общедомовое имущество, согласовывать их с собственниками жилья тоже не нужно. Когда же речь идет о более масштабной перепланировке, для нее требуется разрешение органов местного самоуправления.
Взаимодействие необходимо
Руководитель Госжилинспекции Ставрополья назвал проблемным вопросом переход дома от одной управляющей организации к другой. В случаях смены УК среди собственников помещений часто не бывает ярко выраженного большинства, которое поддерживает какую-либо конкретную позицию. Это вызывает конфликт интересов, что объективно затрудняет принятие решения.
Для плодотворной работы необходимо налаженное взаимодействие не только между владельцами недвижимости, но и с управляющей организацией. Важно понимать, что стороны заключили договор, где прописаны их права и обязанности. Контрольно-надзорное ведомство в лице ГЖИ вмешивается в эти отношения, когда не выполняется какой-то из пунктов.
Артем Осинний подчеркнул: «Настоятельно рекомендую собственникам взаимодействовать между собой. Если будет единая позиция внутри дома, то можно легко работать с любой управляющей организацией».
О ремонте в подъездах
Управляющая компания обязана следить за состоянием общего имущества многоквартирных домов. В число данных работ ремонт подъездов не входит. Проживающие в здании граждане сами определяют вид такого обновления общедомового имущества, сроки его проведения, порядок финансирования и стоимость.

– Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда люди получают платежку, в которой, помимо строки «содержание», есть и графа «текущий ремонт», но при этом никакие работы не выполняются, – поделился Артем Осинний. – В этой ситуации всегда советую собственникам, когда они принимают решение на общем собрании, чтобы у них эта строка была конкретно прописана под какой-то вид работ с четким указанием его стоимости.
По словам спикера, собрание собственников недвижимости в МКД стоит проводить дважды. Первое из них нужно для того, чтобы утвердить размер платы по строке «текущий ремонт», а второе, уже общедомовое, необходимо для определения вида таких работ, их цены и сроков проведения.
Детские площадки
Поддержанием нормального состояния детских площадок на территории, прилегающей к многоквартирным домам, обязаны заниматься управляющие компании. В их основные обязанности входит незначительный ремонт, а также обеспечение работоспособности и безопасности детской инфраструктуры.

Если собственники хотят реконструировать или обновить площадку, им необходимо решить, что именно нужно для этого приобрести, определить порядок финансирования и сроки выполнения работ. Итоги после обсуждения следует внести в протокол общего собрания и передать управляющей организации.
Артем Осинний пояснил: «При выполнении перечисленных выше пунктов у управляющих компаний появляется обязанность исполнить решение общего собрания».
О ликвидации мусоропроводов
В нашем крае есть многоквартирные дома большой этажности, которые с давних времен оборудованы такими линиями по сбросу мусора прямо на лестничных площадках. Однако не везде они пользуются спросом, в первую очередь из-за неприятного запаха и антисанитарии. Для того чтобы ликвидировать мусоропровод, нужно обязательно провести голосование на общем собрании. Если большинство проголосовали «за», то управляющая компания или товарищество собственников жилья обязаны перекрыть мусоропровод.
– Есть и второй вариант, – объяснил Артем Осинний. – Речь идет о варианте, когда собственники полностью демонтируют ствол мусоропровода и мусорную камеру. Это уже относится к случаям уменьшения состава общедомового имущества, для чего необходимо, чтобы 100 % жильцов проголосовало за данное решение. К сожалению, в домах, где находится более 60 квартир, собрать согласие от всех их владельцев о ликвидации мусоропровода практически невозможно.
Опять о холодах
Хотя сейчас на Ставрополье стоит жаркое лето, еще одна тема брифинга была связана с зимой. Артем Осинний рассказал о зонах ответственности управляющих организаций в холодное время года. В зоне их внимания постоянно должно находиться общее имущество домов. Это не только здания и подъезды, но и дворовая территория, если она указана в договоре управления. В таком документе четко прописываются границы земельного участка, который должна обслуживать УК либо товарищество собственников жилья. И выполнять эту работу ответственные за ее проведение организации должны качественно. За бездействие компании могут быть наказаны на суммы от 150 тысяч рублей.
Руководитель Госжилинспекции края отметил: «Это не только один раз пройти лопатой, чтобы появилась небольшая тропинка, которая позволяет одному гражданину пройти. Это должна быть полноценная уборка, позволяющая функционировать всем элементам дома. Таким как, например, входная группа. Помимо прочего, управляющие организации в зимний период обязаны выполнять работы по очистке кровли от снега и наледи, а также козырьков над входами в подъезды».
Оценивая прошедший зимний период, руководитель жилищной инспекции отметил, что самыми напряженным были февраль и март, когда в ведомстве по разным каналам получили 154 сигнала от жителей Ставрополья о многочисленных нарушениях. Это больше, чем за всю предшествующую осенне-зимнюю декаду. Контрольно-надзорное ведомство провело 34 внеплановых проверки и привлекло к административной ответственности 19 должностных лиц.
Готовясь к холодному сезону, УК или ТСЖ должны приобрести необходимый инвентарь, песко-соляную смесь и укомплектовать штат сотрудников. Как показал опыт прошлого года, в случаях обильного снегопада дворники иной раз начинают массово увольняться. Но эти трудности не снимают ответственности с управляющих организаций за выполнение всех сезонных работ.
Подготовил Олег ЧЕСНОКОВ.
Фото Валерии АЛТУХОВОЙ и из архива редакции