И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь. (Евангелие от Матфея, гл.24, ст.12)
Однажды довелось быть свидетелем некоего неприятного случая. У нас в городе в районе лесной зоны «Холодный родник» молодая семья с санками, казалось бы, искренне радовалась первому настоящему снегу, который так запоздало покрыл нашу ставропольскую землю. Их сын – парнишка лет пяти, хохоча, падал в снежные наметы и хотел, видимо, вываляться в них вволю. Но вскоре последовал грозный окрик отца: «Встань, ты запачкаешь комбинезон!». И, когда мальчуган чуть замешкался с выполнением приказа, отец набросился на него с отборным матом и стал свирепо трясти его за грудки.
Естественно, постороннему влезать в подобные разборки не полагается, да и вряд ли это принесло бы пользу. Видимо, подобные встряски были не впервой, потому как малыш, молча и понуро опустив голову, смиренно отошел в сторону, не проронив ни слезинки. И подумалось: «Ну, батя молодой, как ты не понимаешь, что все вернется к тебе сторицей. Погоди, пока сынок подрастет лет до 15–17, посмотришь и почувствуешь, как вся эта ругань и тумаки отзовутся на отношении к тебе. Ведь вся эта необузданная ярость, брань (главное – незаслуженная) откладывается в кладовых памяти ребенка, как некая норма поведения и общения, как некая норма взаимоотношений в семье. А яблоко, как известно, недалеко откатывается от яблони».
Мы все вместе (общество) не можем не быть обеспокоены тем негативом, который сопровождает жизнь современной молодежи, скажем так, ее значительной части. И не найдя причин возникновения подобных отклонений от основ нравственности, укоризненно вздыхаем и говорим: «Такие времена, такие нравы». Ведь никто не скажет: «Виноват я». Но, оказывается, не времена такие и не нравы плохи, а те люди, родители этих самых девчонок и мальчишек, которые даже не догадываются, что это они своим личным поведением в семье оказали основное влияние на формирование личностных качеств их детей. Но, впрочем, есть примеры прямо противоположного толка.
Внучка наших хороших приятелей, выпускница местного вуза, довольно часто принимает у себя дома приятелей по университету. Родители, естественно, не влезают в область их общения, но когда компания в десять человек (все взрослые, студенты) за вечеринку не выпивает и бутылки сухого вина и практически никто из этой компании не курит, то это говорит о многом. И всевозможные затеи, игры, КВНовские постановки и конкурсы, которыми они развлекают себя, говорят о том, что, оказывается, есть и другая молодежь, с другими устремлениями, с другими намерениями. Быть может, уже пришла пора нам всем отойти от тех не очень добрых традиций, когда, собравшись вместе по любому поводу, надо обязательно выпить. Причем не просто пригубить для поднятия тонуса, а выпить достаточно много, после чего уже трудно ожидать адекватных (человеческих) взаимоотношений.
Нет на свете людей, в поведении которых не присутствовали бы те или иные качества отрицательного толка. Быть может, святые на этой Земле и есть, но с такими встречаться (по крайней мере, лицом к лицу) пока не приходилось. И каждый здравомыслящий человек, дошедший до уровня понимания необходимости самоулучшения, не может не задавать самому себе вопрос: с чего бы начать? Ведь зачастую, сорвавшись на гнев в тех или иных обстоятельствах жизни, затем искренне сожалеешь о содеянном, так и не понимая до конца, откуда взялся источник агрессии и как могло все это случиться.
Давайте вместе поразмыслим, ведь каждый из нас по жизни – это выдающийся артист. Мы уже на подсознательном уровне (даже не думая) знаем, в каком окружении как позволительно себя вести: с начальством мы добры и вежливы, а иногда и подобострастны; с подчиненными – как придется, в зависимости от личного настроения. Ну а то, что кому-то недосказал, где вынужденно улыбался вместо возражения или по-глупому поддакивал, даже не задумываясь о сказанном, весь этот накопленный негатив затем, как правило, выливается на семью. Мол, все стерпят, абсолютно забывая о том, что любые наши действия, мотивы, интонации и настроения, хотим мы этого или нет, по каплям впитывают наши дети, становясь все больше и больше похожими на нас, с учетом сугубо личностных качеств.
И вот недавно мне довелось прочитать одну английскую пословицу (я ее подсмотрел у Л.Н. Толстого): «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-нибудь ехать, то, что ты хочешь проявить, едва ли есть милосердие». И в этой связи начинаешь понимать, что именно в семье и происходят самые главные процессы самовоспитания, так как именно в семье проявление необходимых качеств (добродетели, милосердия, взаимопонимания, чуткости) труднее всего, потому как именно в семье и позволяешь себе как бы распуститься. Ан нет, это и есть та самая сфера (очень трудная, чрезвычайно порою взрывоопасная), где каждый из нас и должен (если не сказать – обязан) оттачивать в себе все виды приличия, добродетели, милосердия, ибо во всех иных сферах ты опять уже артист, ты уже, как правило, не принадлежишь сам себе, а ведешь себя сообразно обстановке. Л.Н. Толстой в этой связи советует: «Старайся не запрятывать в темные углы постыдные воспоминания своих грехов, а, напротив, старайся держать их все время наготове, чтобы воспользоваться ими, когда придется судить о ближнем» (то есть вспоминая о себе). И в доказательство приводит малознакомые пушкинские строки:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю.
И горько жалуюсь и слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Лев Толстой говорил, что в последней строчке он изменил бы «печальных» на «постыдных».
Мы все, люди Земли, неоднократно слышали всевозможные лозунги типа «Миру – мир!» и всякие измышления по этому поводу. Но, по глубочайшему убеждению, мир, который человечество не может обрести на этой планете в течение тысячелетий, только по той причине, что исток его лежит в мире моей и твоей семьи. Как только каждый из нас сотворит мир в своей семье и таких семей будет множество множеств, то мир во всем мире воцарится сам по себе.

