В Ставропольской краевой научной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова воплощается в жизнь интересный проект, главные задачи которого – развитие традиций чтения и поддержание интереса к творчеству великих писателей. Он носит название, которое четко отражает его, – «Медленные чтения».
Как все начиналось
Старт проекту был дан в самом начале года, когда в Ставрополь приехал кандидат философских наук, руководитель Центра по изучению проблем информатики, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам при Российской академии наук Юрий Черный. Он и осветил вопросы методики «медленного чтения», а также провел практическое занятие для специалистов библиотек края.
Интересное начинание поддержала доктор филологических наук, профессор Северо-Кавказского федерального университета Людмила Бронская, которая подчеркнула, что Ставрополь имеет уже сложившиеся традиции вдумчивого чтения. Она дала и научное определение «медленных чтений» как «многоаспектного социального феномена».
– Совсем недавно методика «медленных чтений» подробно обсуждалась на Всероссийском библиотечном конгрессе в Казани, где присутствовали наши представители, – подчеркнула главный библиотекарь организационно-методического отдела Лермонтовки Ирина Смагина. – Библиотекари со всей страны читали вслух «Фрегат «Паллада» Ивана Гончарова. Это методика активно практикуется и развивается как бы в пику нашей, образно выражаясь, «фаст-жизни» с соответствующей «фаст-культурой». На мой взгляд, медленное чтение по кругу заинтересованными людьми великих произведений является замечательным примером вдумчивого восприятия, а также очень привлекательным и интересным направлением.
«Герой нашего времени»
Затем пришло время практического воплощения в жизнь методики, предложенной научным сообществом. Было решено, что общение читателей пройдет в цикле практических встреч, на которых они будут читать вслух и затем обсуждать роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Таким образом, специалисты и активные читатели получили новые знания в вопросах восприятия художественного текста и его влияния на развитие личности и общества. Обращение к творчеству великого русского писателя и поэта, имя которого носит краевая библиотека, также стало одним из главных событий, посвященных празднованию в этом году 210-летия со дня его рождения.
Состоявшаяся в конце января первая встреча представителей научного сообщества и читателей стала удивительным путешествием в мир романа. Гениальное произведение, уникально сочетающее в себе романтизм, сентиментализм и реализм, до сих пор очень актуально. Его особенность заключается в том, это своего рода дневник кавказских приключений главного героя. В ходе встречи была подробно проанализирована география романа, расставлены акценты, необходимые для погружения в главу «Бэла». Чтение завершилось совместным обсуждением, а модератором процесса выступила доктор филологических наук, профессор СКФУ Людмила Бронская. На ту встречу я не попал, о чем теперь очень сожалею.
Стоит отметить весьма свободный формат «медленных чтений». В частности, в начале марта в преддверии Международного женского дня здесь немного отступили от Лермонтова и окунулись в полюбившиеся стихи лучших представительниц поэтического олимпа. Руководитель клуба библиофилов «Восьмая комната» Ирина Смагина подчеркивает, что читать медленно, значит постигать новое, смотреть на текст как на многомерное полотно, в котором есть место чувству, знанию, удовольствию. Все это обязательно относится и к женской поэзии, или утонченному фем-письму, как модно говорить сегодня. Если выражаться сугубо научным языком, то участники чтений стали «чуткими инструментами своеобразной социальной оптики при формировании женского высказывания в современной литературе».
«Фаталист»
Я попал на чтение и обсуждение последней главы романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Она воспринимается как самостоятельное произведение, а сюжет поражает необычными событиями и подталкивает читателя к размышлениям о человеческой судьбе. Здесь главный герой Григорий Печорин размышляет о себе и своих поступках, целях и итогах жизни, понимает, что он стал лишним в современном ему обществе. Большинство критиков считают самую маленькую часть великого романа самой загадочной и непонятой.
Гений Лермонтова поражает еще и тем, что во время создания этого глубокого текста писателю еще не исполнилось и двадцати пяти лет. Исследователи полагают, что данная глава была создана под впечатлением от реального события. Существует несколько версий происхождения сюжета, и немалое число биографов и литературоведов считают, что писатель был очевидцем или участником происшествия с пистолетом. Если заниматься профессиональным литературным анализом произведения, то в нем можно выделить широкую и узкую темы. Соответственно – жизнь и смерть, а также роль предопределения в жизни человека.
Последняя часть романа была написана Лермонтовым в 1838 году. Мнения об источнике сюжета расходятся. Наиболее распространенное утверждение состоит в том, что поэт к тому вместе с его приятелем Алексеем Столыпиным, некоторые черты которого, по предположению ряда исследователей, привнесены в образ Печорина, были участниками происшествия с пистолетом. Также есть версия, что основой для эпизода, описывающего приключения главного героя в доме пьяного казака, стал случай из жизни дяди писателя. Некоторые ученые считают, что сюжет новеллы был заимствован из мемуаров Байрона. Британский писатель вспоминал, как его школьный друг решил испытать судьбу, подставив к виску пистолет. Что здесь более соответствует истине, на мой взгляд, большого значения не имеет.
Чтение и обсуждение
Для меня лично «медленное чтение» стало настоящим откровением, давшим прекрасную возможность обратиться к прошлому, неторопливо погрузиться в атмосферу казачьей станицы времен Кавказской войны. Воспроизводимый вслух абсолютно незнакомыми людьми прекрасный текст «Героя нашего времени» разбудил мое воображение, помог живо представить и самого Печорина, и находившихся в собрании офицеров, и отмеченное фатальной печатью лицо Вулича, и даже обезумевшего от пьянства казака.
Неоднозначная личность главного героя романа или, по мнению некоторых, антигероя Григория Печорина до сих пор вызывает острые споры в связи с восприятием его мировоззрения и поступков. Случилось это и после окончания чтения «Фаталиста». Слушать собравшихся было интересно, и я даже не удержался и вставил в обсуждение свои «пять копеек». По-моему, Печорин все-таки герой, что и дало название всему произведению. Но не в классическом «героическом» ореоле, хотя он, конечно, человек смелый. Просто вокруг этого противоречивого, во многих поступках несимпатичного, мягко говоря, персонажа и строится вся фабула романа. Тем не менее образ его, несмотря на немалое число отрицательных черт, остается просто магнетически притягательным и привлекательным. Особенно для молодых девушек, что в очередной раз и подтвердила состоявшаяся дискуссия.
В этом споре истина не родилась, и каждый его участник остался при своем мнении. Да это, по-моему, не так уж важно. Главное, что творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, как это свойственно наследию всех великих писателей, продолжает оставаться актуальным и заставляет читателей думать, чувствовать и сопереживать. В конце мероприятия у меня возникла потребность перечитать произведения классика, что я обязательно сделаю. В каждом возрасте гений Лермонтова открывается по-своему.
Фото Ставропольской краевой научной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова