«Кракен», скроенный по-русски | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Постер к фильму «Кракен»
«Кракен», скроенный по-русски

«Кракен», скроенный по-русски

18 июня
18:28

Весной этого года в кинопрокат вышел отечественный фильм-фантастика «Кракен». Этот киножанр в российской культурной среде имел преимущественно негативный опыт, особенно когда речь заходила о крупных проектах. «Кракену» же удалось собрать в прокате более 1 млрд рублей. Учитывая, что фильм совсем недавно стал доступен в цифровой версии, настало время изучить его в нашей ежемесячной кинорубрике.

 

Спасение утопающих дело рук…

Сначала остановимся немного на сюжете картины. «Кракен» начинается с рассказа о подлодке «Атаман Ермак», командиром которой является капитан 1 ранга Александр Воронин (актёр Виктор Добронравов). Субмарина находится в Гренландском море. В этот же момент недалеко от российских моряков проводят исследования геологи на полярной станции. Ученые в рамках своей работы произвели взрыв во льдах. Нет, он не нанес прямого ущерба нашей подлодке. Однако научные изучения вызвали какие-то непонятые вещи на глубине, в результате чего начало подниматься дно. Нечто атаковало «Атамана Ермака», нанеся серьезные повреждения, а также полностью уничтожило экспедицию – спастись удалось только двум ученым. Лишь потом мы узнаем, что геологи смогли пробудить древнее существо Кракена, совершив двойной подрыв.

«Атаман Ермак» не успел подать сигнал SOS по связи. Лишь был выпущен аварийный буй. Поэтому командование ВМФ не знает, что случилось с подлодкой. Найти ее посылают другую субмарину, которой командует младший брат Александра Воронина – Виктор (актёр Александр Петров). Однако есть опасения, что руководителю спасательной одиночной экспедиции могут помешать выполнить задачу эмоции. Поэтому контролировать его отправляют контр-адмирала Ольшанского (актёр Алексей Гуськов). Саму же цель миссии от моряков скрывают в специальном конверте, который нужно вскрыть только при погружении в воду.

 

Древнее чудовище не впечатлило

Что ж, теперь пора перейти к минусам и плюсам картины. Начнем по традиции с худшего. И сразу хочется пройтись немного по сюжету фильма. А точнее, остановиться на решениях руководства ВМФ.

Как мы помним, на «Атамане Ермаке» находится сверхсекретное оружие. Возникает вопрос – почему подлодку отправили в море, которое омывает недружественные страны? Ведь Норвегия и Исландия могли захватить судно, которое вторглось в зону их влияния. Какая цель была в этом «путешествии»? Этого мы тоже не узнаем. И почему «Атаман Ермак» вообще был один? На нём же есть оружие, которое ни в коем случае не должно достаться врагам. В фильме сей вопрос ни разу не задается.

Видимо, создатели картины решили, что в руководстве ВМФ любят одиночные плавания. Никто не знает, что случилось с пропавшей подлодкой. Поэтому на ее поиски была отправлена тоже одна субмарина. А если бы они увидели, что «Атаман Ермак» действительно подвергся атаке морскими судами других государств? Сильно сомневаюсь, что подлодка смогла бы отбить своих боевых товарищей. Больше верится в исход, при котором оба корабля гибнут или становятся пленниками. В итоге ВМФ мог потерять уже две подлодки. Вы же не думаете, что в руководстве флота сидят такие недальновидные люди?

Также непонятно, зачем вообще послали на спасение Виктора Воронина? Нам не сообщают, что он обладает какими-то уникальными навыками. Более того, командиром своего корабля он стал недавно. Да и подлодка, которой управляет Воронин-младший, не является каким-то уникальным аппаратом. То есть Виктора можно было оставить дома, а командиром назначить контр-адмирала Ольшанского. В итоге получается, что капитан 2 ранга командует высшим офицером. Контр-адмирал сам в одной из сцен говорит Воронину, что он формально командир, старший по званию все же Ольшанский. И куда бы делся, извините, с подлодки Виктор, если бы его окончательно отстранил от командования судном контр-адмирал? И не было ли боязни, что человек, которого захлестнули эмоции, даст отпор Ольшанскому, ведь еще и команда много лет служила вместе с Ворониным? Вопросов больше, чем ответов…

Минусом фильма является и компьютерная графика. Увы, в России еще не научились делать ее качественно. На дальних ракурсах кадры, в принципе, выглядят смотрибельно, но вот вблизи сразу становится понятно, что сцены сняты на «хромакей». И на это зритель обращает внимание сразу, переставая думать, что там происходит по сюжету. Более того, перемещения персонажей выглядят нереалистично на ближних планах при использовании графики. Может быть,  поэтому в фильме так мало подобных кадров.

Не до конца понятен образ Кракена. Он вообще полностью так и не был показан зрителю, хотя щупальца выглядят вполне эффектно. Режиссер Николай Лебедев отмечал ранее, что подобный ход он применил специально, сделав отсылку к «Чужому». Там зритель тоже не до конца видел образ главного злодея, тем самым пугаясь больше от неизвестности. Кракен у Лебедева, увы, таким не вышел. Не показывая чудовище полностью, в некоторых эпизодах зритель не понимает, что вообще сейчас происходит с персонажами. Кроме того, не удалось создать впечатление, что неизвестный монстр непобедим и несет огромную опасность героям. Действия Кракена не показаны жестокими, кладбище кораблей в его логове изображено поверхностно и без деталей. Музыка при появлении морского древнего чудища не вызывает дрожи в коленях. Стоит сказать, что Лебедев и не хотел создавать ужастик, но страх от Кракена все же должен был быть сильным.

 

Хорошая актерская игра в реальных условиях

Минусы фильма обсудили, пора перейти к плюсам. А они есть. И их достаточно. Ключевым достоинством картины стали реальные условия съёмок. Графики действительно было минимальное количество, если сравнивать фильм с другими сородичами из жанра фантастики. Была задействована настоящая подлодка «Северодвинск». Именно с ней сняли самые завораживающие кадры «Кракена». Оператору удалось с помощью прикрепленных камер на борту субмарины показать погружение в воду судна. Грамотный монтаж с использованием разных планов без 3D-эффекта заставляет зрителя почувствовать всю прелесть перехода подводной лодки на глубину.

Подводная лодка в открытом море была реальная
Актёры погружались в затопленные декорации, созданные по прототипу подлодки

 

Конечно же, сцены внутри субмарин снимали не на настоящем корабле. Но все декорации в точности повторили не только каждый отсек, а даже мелкие изгибы. Более того, некоторое оформление сцен на съемках заранее затопили. Поэтому актёры действительно погружались в холодную воду. Да, они использовали гидрокостюмы с подогревом, но все равно условия были сложными, особенно когда персонажи барахтались в воде в Мурманске. Там температура уходила в приличный минус.

Кроме всего прочего, съемочная группа использовала гидравлическую платформу. Эта система позволяла изменять угол наклона, имитируя падение. Благодаря всем вышеперечисленным факторам, зритель начинает сопереживать героям во время непростых ситуаций, ибо видно, что персонажам действительно угрожает опасность, а не используются компьютерные модели, заменяющие актёров.

Стоит также отметить, что съемочная группа тесно сотрудничала с моряками. 30 матросов приняли участие в массовке. Они, по сути, стали настоящими консультантами фильма, рассказывая, как правильно вести диалоги и отдавать нужные команды. Поэтому практически все приказы в фильме, произнесенные на борту подлодки, можно услышать и в реальности. Кроме того, актёры прошли инструктаж по технике безопасности и тренировали эвакуацию через узкие люки.

Отдельно хочется остановиться на работе режиссера Николая Лебедева, известного по таким работам, как «Легенда №17» и «Экипаж». Он заменил на этом посту сценариста картины Алексея Сидорова, снявшего в свое время «Бригаду». Последний хотел уйти в ужастик, но сменивший его Лебедев сразу отверг эту идею. Николай Игоревич даже создал специальный 80-страничный мануал. В этом документе режиссер каждую сцену разобрал через призму вопросов, которые затрагивали взаимоотношения людей. Актёры потом признавались, что мануал позволил им более детально понять своих персонажей и тщательнее изобразить те или иные моменты в разных сценах.

Последним очевидным плюсом фильма является актёрская игра. К Александру Петрову всегда есть масса вопросов. Его неоправданные кривляния и странная подача в диалогах часто сбивает зрителей  с толку. В «Кракене» Николаю Лебедеву удалось сделать так, что Александр был не слишком многословен, за него всё говорили движения и мимика, то есть язык тела. Приказы же персонаж Петрова отдаёт четкие и слаженные, как настоящий командир. То же самое можно сказать и про других героев, как главных, так и второстепенных. Они не перегружают картину. Все слова, мысли, эмоции и действия не заостряют на себе особое внимание, не отвлекая зрителя от происходящего сюжета, а наоборот дополняя его. Эффектно выглядит и игра за кадром от Константина Хабенского. Знаменитый актёр получил в фильме эпизодическую роль. Он стал голосом отца Ворониных, когда Виктор читал письмо папы, написанное для детей перед командировкой, из которой офицер уже не вернется домой. Нотки голоса Хабенского за эти 30 секунд прекрасно передали весь спектр отцовской любви и рассказали, почему именно братья выбрали такую профессию.

 

 Что в итоге?

В результате «Кракен» получился достаточно хорошим фильмом. Да, у него есть свои минусы, причём серьезные. Но их затмевают плюсы. Самое главное, что картина не перегружает зрителя, при этом раскрывая все мотивы и посылы героев. «Кракен», скорее всего, не войдет в число шедевров отечественного кинематографа, таких как «Свой среди чужих, чужой среди своих». Но создатели фильма в принципе к этому и не стремились. Зато можно смело сказать, что им удалось создать один из лучших фильмов в жанре фантастики за всю историю нашего кино.

Лично я хочу спустя время пересмотреть еще раз эту картину. Конечно, если вы любите смотреть фильмы с лупой, причем по нескольку раз, придираясь даже к болтам на подлодке, то вам «Кракен» не понравится. Но с таким отношением к просмотру кино вам не угодит ни одна работа.

Читайте также

Загадочный наивный мир художника Александра Носова

Ставропольский краевой музей изобразительных искусств представил посетителям в своем здании на проспекте Карла Маркса, 78, персональную выставку Александра Носова «Борода Иванович, Колхозная, 12»

19 июня

Иван Ульянченко вновь стал главой Ставрополя

На состоявшемся в минувший вторник заседании Ставропольской городской Думы был решен вопрос будущего краевой столицы на ближайшие пять лет.

18 июня

Чтобы автохамы не надеялись на авось

В Ставрополе прошел рейд по выявлению нарушителей, паркующих автомобили на местах для инвалидов

18 июня

Сотрудничество подкреплено

Подписание соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Ставропольским региональным отделением Ассоциации юристов России и представительством Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Северо-Кавказском федеральном округе состоялось на площадке нотариальной палаты Ставрополья.

18 июня