Не мы выбираем, что нам делать.
Существует Сила, которая выбирает нас.
Валентин Распутин
У нас в спортивной школе, наверное, года три-четыре тренируется одна девочка, приехавшая из другого города, уже имея звание мастера спорта. Она обладает добротным физическим потенциалом и целеустремленностью на большую работу, ну и естественно, у нее есть надежда на достойные результаты вложенного труда. Но вот незадача - травмы буквально преследуют ее.
Просто невообразимый шквал всяких недоразумений: то, упав на тренировке, сломала нос, и ей делали операцию по восстановлению носовой перегородки; то на легком упражнении упала на голову, и пришлось в травмпункте накладывать швы (порвала кожу заколкой), а мы перепугались – думали, что проломила череп; то повредила мениск на колене, и мы в Краснодаре организовывали ей операцию.
Попав в сборную России (молодежную) первым номером и приехав на первенство мира, будучи там безоговорочным лидером, на разминке опять повредила колено (по всей вероятности, снова мениск, но с другой стороны). Причем самое поразительное это то, что травмы, которые получает она, абсолютно неспецифичны для нашего вида спорта. У нас никто и никогда не ломал нос, ни разу на моей памяти не было повреждений мениска, не говоря уже о травмах головы. Да, естественно, бывает, что новички получают некие растяжения, бывают переломы (как правило, рук), но чем выше уровень спортивного мастерства, тем меньше глупых травм. Организм (тренированный) научается быть умным, знает выходы из любых критических ситуаций. Я в свое время даже написал книгу по этому поводу «Обучение движениям в условиях повышенного риска», где описал, как гарантированно (поэтапно) овладевать сложнейшими элементами без всякой штурмовщины и необдуманного риска. Да, раньше бывали разрывы ахиллесова сухожилия (но это как суммарность многолетних нагрузок). Однако сейчас мы изменили специфику взаимодействия со снарядом – упругой дорожкой, увеличив угол отталкивания, и подобных травм практически не стало. Ведь мы со своими мастерами, спортсменами возимся, как с грудными детьми, оберегая от разного и всякого, иначе нельзя.
И вот Вика (это та самая девушка) после полученной травмы там, на первенстве мира, сидя в обнимку со своим тренером, тоже женщиной, и плача (причем вместе с наставником - обидно ведь), спрашивает: «А за что мне так не везет в жизни. Я так стараюсь быть хорошей (и это на самом деле так – прим. автора), а на меня все валятся и валятся недоразумения». И ведь действительно, она прилично учится в школе, скромный и добрый человечек. И невольно вопрошаешь сам себя: «И на самом деле, за что все эти испытания ей?»
Каждый из нас непременно наслышан о такой категории людей, которые постоянно попадают в неописуемые аварии, ломают ноги и руки, только на их головы падают кирпичи, хотя они идут в компании и т.д. И такие полутрагические ситуации преследуют их на каждом шагу, как некая обязательная повинность, как бы за какие-то неосознанные проступки.
Я как-то читал историю о человеке, которого во времена гражданской войны семь раз расстреливали (приводили приговор в исполнение). Причем два или три раза это делали красные, а затем – белые. И он, весь изрешеченный пулями, непременно оставался живым. За что уж он ухитрялся зарабатывать эти «вышки», неизвестно, но в те лихие годы это было не так сложно, ибо все делалось без суда и следствия.
Так все-таки как можно объяснить подобное, ведь оно необъяснимо с точки зрения обычного восприятия жизни. Но тем не менее если мы можем позволить себе принять тезис, что случайностей в жизни не бывает, то продвинемся в собственных рассуждениях. Если же не принимаем, то придется, разводя руки, недоуменно восклицать: «Судьба!..».
______________________________________________________________
А что такое «Судьба» – это то, что нам дали, или то, что мы заслужили?
______________________________________________________________
Быть может, Судьба – это некая контурная карта нашей жизни, то есть общие принципы и направления возможных выборов ситуаций и способов их реализации. А мы с вами своими поступками раскрашиваем эту контурную карту своей жизни. И цвета, используемые нами, и способы нанесения расцветок - это не что иное, как наша личная реакция на те или иные события собственной действительности. Ведь многие воспринимают трудности жизни или недоразумения либо как досадные случайности, или даже как некие наказания. А мудрые люди – как уроки жизни, справляясь с которыми мы переходим на другую, более важную территорию той самой контурной карты собственной Судьбы.
Мудрые утверждали, что ни один человек, приходящий на эту Землю, не подпадает под некое расписание хаоса. Они говорили: «Каждый из нас рождается только в той стране, в которой он и должен был родиться, каждый ребенок появляется только у тех родителей, которые и должны стать его отцом и матерью. И все мы приходим на Этот Свет только в то время, в котором мы и должны жить». Продолжая домысливать высказывания мудрецов, понимаешь, что личная Судьба (скажем так, ее базовая основа) уже уготована каждому из нас. То есть мы имеем некие зависимости от каких-либо прошлых соответствий. Почему, к примеру, я был рожден именно в 1944 году, когда отец в 1943-м с восемью ранениями, на костылях, после немецкого плена и советской тюрьмы добрался до села, где у него уже было два вполне взрослых сына (17 и 8 лет) и полна горница родичей. Да и ему уже было под пятьдесят, а маме под сорок. Голод, нищета. Значит, моя душа наверняка ждала именно этих родителей для своего воплощения.
Или почему я, например, изучая немецкий язык в обычной школе на окраине села, а затем через двадцать пять лет, занимаясь самостоятельно тем же немецким для сдачи кандидатского минимума, заучивал тексты (помню, на бегу), стихи и т.д. А когда еще через десять лет попал в Германию как тренер для проведения мастер-класса, вдруг заметил, что все немцы, с которыми я заводил разговор, с готовностью его продолжали с некой уверенностью моего глубокого знания языка. И очень удивлялись, когда я им говорил о том, что мой словарный запас не так велик. Однажды я был в гостях у одного из руководителей Союза гимнастов Германии Курта Книрша, и он на полном серьезе уверял, что мой диалект лучше, чем у его брата, приехавшего из провинции. «Warum?» или «Почему?» - как говорят немцы. Быть может, я когда-то бывал немецким бюргером, пойди разберись.
То есть каждый из нас непременно имеет накопленный ранее багаж нравственности. Ведь мы все разные, и эта разность есть не что иное, как различие базового багажа, с которым мы приходим в эту жизнь. При этом у каждого из нас этот багаж в качественном плане должен состоять из наработок предыдущих жизней, иначе нам никак не объяснить наше различие характеров, намерений и поступков. На Востоке говорят: карма. И если она со знаком минус, то заставляет своего хозяина отрабатывать старые грехи. Ведь страдания телесные и душевные – это и есть отработки тех самых заблуждений, допущенных нами в прошлых жизнях. Оказывается, и на самом деле за все надо платить. И те, кто понимает это и принимает как некий закон жизни, должны неустанно трудиться на «полях» добродетели, смывая старые прегрешения.
«Этот мир не шутка, не юдоль испытания и перехода в мир лучший, вечный, а этот мир, в котором мы сейчас живем, это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны нашими усилиями сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем» (Л.Н. Толстой).

