Лермонтовские герои на сцене | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Лермонтовские герои на сцене

Лермонтовские герои на сцене

30 сентября 2024
17:18

Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова открыл свой 180-й, юбилейный сезон

 

Стартовой премьерой стал «Демон» в постановке народной артистки РФ Натальи Зубковой. В основу его сюжета положены три поэмы Михаила Лермонтова: «Тамбовская казначейша», «Кавказский пленник» и «Демон». Театр, который носит имя великого русского классика, не в первый раз ставит на своей сцене спектакли по его произведениям. Однако обращение к поэме «Демон» оказалось несколько неожиданным. Заядлые театралы с нетерпением ждали этой премьеры.

 

Тема борьбы демонов и ангелов в человеческой натуре не менее важна, нежели чем вечное противостояние сил света и тьмы во вселенском масштабе. В скандальной истории с тамбовской казначейшей нет никаких указаний на происки мистических сил. Милейшая Авдотья Николаевна (актриса Ольга Клочко) исподволь строит глазки бравому офицеру штаб-ротмистру Гарину (актер Александр Сухарев). Тот влюблен и склоняет ее к адюльтеру. Муж Авдотьи Николаевны – казначей Бобковский в исполнении почётного деятеля искусств СК Владимира Петренко изрядно обуреваем страстями и наделен пороками: ревнив, скуп, но при этом заядлый карточный игрок. Гипотетического «любовного треугольника» не получается, развязка более чем анекдотична: муж проиграл в карты офицеру всё, в том числе и собственную супругу.

Сюжеты «Тамбовской казначейши» и другой новеллы спектакля – «Кавказский пленник» никак не связаны. Образы, объединяющие эти истории, — Белый Ангел (актер Константин Юрченко) и Демон (актер Олег Хомутов). Силы, олицетворяющие свет и тьму, ведут диалог о греховной сущности человеческой души и неотвратимости рока. Невидимые, они могут наблюдать за людьми.

Сюжеты трех новелл развиваются по эмоциональной параболе: от трагикомедии через драму о жертвенной любви к кульминационному накалу в мистической восточной повести.

Авдотья Николаевна (Ольга Клочко),  штаб-ротмистр Гарин (Александр Сухарев), Демон (Олег Хомутов).

В истории кавказского пленника мало слов и много чувств. Она рассказана без использования ярких визуальных средств. Образ главного героя в разных актерских составах создают Михаил Подзолко и Павел Луценко. У каждого из них свой сценический почерк. Характер Черкешенки передают тоже две актрисы - Дарья Сафонова и Дана Остроумова. Чувства, связывающие героев, тонко отображены с помощью пластики. Особенно ярко это проявляется в сцене трагического финала.

Логика развития кавказской темы в сюжете подсказывает, что в следующем акте мог бы появиться и Печорин. Однако вместо него на первый план выходит «печальный Демон, дух изгнанья». Отсыл к самому, наверное, известному лермонтовскому персонажу неслучаен. Печорин может служить земным воплощением Демона. Судьбы людей, к которым он проявляет интерес, так или иначе оказываются изломанными, женщины, которых он любит, страдают и даже гибнут.

В финальной части эмоциональная составляющая спектакля как будто прорывается горным потоком. Кстати, образ горной реки впечатляюще создан с помощью незамысловатых театральных средств. В «Демоне» максимально эффективно задействованы свет, звук, сценическое движение актеров. Сюжетный накал достигает своего пика, когда появляется прекрасная Тамара (актриса Дарья Симанкина), чей чистый, безгреховный образ пробуждает в сердце Демона забытое светлое чувство. Однако он не способен изменить своей природе, и гибель ждет даже ту, кого он полюбил. Спасти Тамару не может ни могущественный отец (заслуженный артист РФ Михаил Новаков), ни мощные стены монастыря.

Тамара (Дарья Симанкина)

В сценическом действии на стороне Демона выступает целая «группа поддержки» в лице темных сущностей с шакальей пластикой, они злобно шипят и хищной стайкой перемещаются в поисках жертвы. При этом Белый Ангел вступает в противостояние со злом в одиночестве. Подразумевается, что за ним стоит необыкновенная сила, и если бы люди непоколебимо верили в ее могущество, то у человечества было бы больше шансов обрести счастье на земле и на небесах…

Визуальное полотно спектакля создавала опытная команда под руководством художника-постановщика заслуженного художника РФ Валерия Мелещенкова. Над постановкой работали художник по костюмам почётный работник культуры Ставропольского края Наталья Шевякова, художник по свету почётный работник культуры Ставропольского края Константин Хоменко. Воплощению сценических образов способствовали музыкальное оформление Григория Тюкова, а также хореография в постановке почётного деятеля искусств Ставропольского края Елены Днепровской и пластика Даны Остроумовой.

По традиции вечер открытия нового творческого сезона начался с выхода на сцену актеров и руководства театра. От имени творческого коллектива зрителей радушно приветствовал исполняющий обязанности директора почетный работник культуры СК Сергей Панюков. Он рассказал, что свой юбилей театр отметит в конце апреля 2025 года. В 180-м сезоне запланировано выпустить восемь премьер. Коллектив будет выступать не только перед ставропольскими зрителями на своей сцене, на выезде в городах и селах края, но также ожидается целый ряд гастролей. Так, на следующий день после открытия сезона театр драмы отправился в Луганскую Народную Республику со спектаклем «Искренне Ваш, Чехов...». В середине ноября ставропольские артисты выступят в Пятигорске, там они покажут четыре спектакля. В конце года их ждут в Антраците, где наш театр бывал уже не раз. В ЛНР они сыграют спектакль «Проделки Ханумы». В апреле будущего года запланирован творческий выезд в Новороссийск и Геленджик.

Как рассказал Сергей Панюков, Академический театр драмы подал заявку на участие в программе «Больших гастролей» при поддержке Росконцерта. В мае 2025 года планируется участие в фестивале имени Н.Х. Рыбакова в Тамбове.

В свою очередь, на ставропольской сцене будут выступать коллективы из Беларуси, Новороссийска, Пятигорска и Тамбова. «Те, кто побывали у нас на гастролях, в один голос говорят, какой у нас красивый чистый город, но самое главное — какой у нас глубокий, умный и благодарный зритель», - сказал Сергей Панюков.

 

Фото Ставропольского академического театра драмы имени М. Лермонтова

 

 

Автор: Ольга Метелкина
Поделиться:

Читайте также

Не забыть бы тогда,  не простить бы и не потерять

У Зои Георгиевны это в тяжелом военном детстве заложенное стремление помогать тем, кому тяжелее, на всю жизнь осталось. Когда война на Донбассе началась, она сбор помощи организовала. Многие соседи откликнулись – сносили в ее квартиру консервы, медикаменты. А Зоя Георгиевна это «Русским витязям» передавала – те на Луганщину часто гуманитарку возили. Мы так с ней и познакомились.

1 августа

Верность Родине и таланту

Путь живописца П.М. Гречишкина – ярчайший пример традиционной национальной школы русского пейзажа. Его кисти принадлежит более двух тысяч полотен, написанных в степях родного Ставрополья, в горах Кавказа, на Волге, Урале, Байкале, русском Севере, в средней полосе России, а также замечательные полотна, созданные под впечатлением от поездок в Италию, Грецию, Египет, на Кипр, в Непал, Шри-Ланку, Мексику, Индию, Японию, Францию. Но всегда особой темой в творчестве художника была малая родина с ее природными богатствами, любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. Красота родной земли всегда завораживала и восхищала, заставляла чаще биться его сердце. Среди уникальных картин, посвященных природе Ставрополья, – «Ставропольский лес», «Гроза в степи», «Степь ковыльная», «Сенгилеевские просторы», «Просторы Стрижамента», «Нива золотая» и многие другие.

1 августа

Последствия роста ключевой ставки

По оценкам некоторых аналитиков, для акций снижение ставки рефинансирования до 18% можно рассматривать как так называемый «отложенный позитив», который после краткосрочной фиксации может начать реализовываться. Есть ожидание возврата более высоких показателей индекса Мосбиржи, а также укрепления акций банков, сектора высоких технологий и ритейла.

1 августа

«В судьбе нет случайностей; человек скорее создаёт, нежели встречает свою судьбу» (Лев Толстой)

«Судьба одинаково поражает и сильных, и слабых, но дуб падает с шумом, а былинка – тихо» (П.Буаст, франц. философ, XVIII век). При этом многим из нас не хватает смелости признаться в том, что судьба со всем своим своенравием – это далеко не случайные залетные вороны, как говорил Цицерон (Древний Рим): «Нет ничего нелепее для натуралиста, чем мнение, будто что-либо может произойти без причин». И потому самое главное открытие, которое необходимо каждому из нас сделать, – осознать, что качественность нашей жизни (как бы мы к ней ни относились) – это  следствие своих же ранее принятых поступков и замыслов. И что это значит? Хочешь иной жизни – меняй себя внутренне в отношении с окружающим миром таким образом, какие последствия хотел бы получить.

1 августа