Сегодня в нашей ежемесячной кинорубрике хочется окунуться в мир романтизма и мечтаний.
Поговорим о фильме, который должен посмотреть каждый родитель и подросток, чтобы понять друг друга. Речь идет о картине «Общество мёртвых поэтов» с непревзойденным Робином Уильямсом в главной роли.
На реальных событиях
Фильм создавался в конце 1980-х годов прошлого столетия. И основан практически на реальных событиях. Точнее сказать – на конкретной личности. Сценарист картины Том Шульман, получивший впоследствии – в 1990 году, Оскар, обогнав самого Вуди Аллена, обучался в Академии Монт-гомери Белл в Нэшвилле. У него был учитель литературы Сэмюэль Пикеринг, запомнившийся весьма эксцентричными педагогическими приёмами. Занятия у него всегда проходили в забавном ключе. Шульману настолько понравилось такое обучение, что через несколько лет он написал сценарий фильма. В нём главный герой, учитель литературы Джон Китинг, олицетворяет собой Сэмюэля Пикеринга. У них даже фамилии созвучны. Но прототип киноперсонажа впоследствии рассказывал, что его ученик Том сделал образ преподавателя цельным, в то время как он проводил занятия больше для собственной потехи.
К середине 1980-х годов сценарий был готов. Он понравился дочерней компании Дисней. На главную роль претендовали множество именитых актеров: Лиам Нисон, Дастин Хоффман, Мел Гибсон, Том Хэнкс и Микки Рурк. В итоге выбор пал на Робина Уильямса. Первая попытка съемок провалилась. Сложилось впечатление, что создатели картины не вдохновились своей работой.
В конце 1988 года сценарий попал в руки австралийского режиссера Питера Уира. Он его прочитал в самолёте по пути в Сидней. Его очаровала идея Шульмана. И спустя шесть недель съемки начались по-настоящему. Организовали мощный кастинг, через который прошли более 3000 человек массовки. Создатели картины также осмотрели 70 школ и колледжей в США, чтобы выбрать несколько локаций для съемок и создать копию настоящего класса. Уир отлично подружился с Уильямсом, скрыв полдня съемок от Дисней, чтобы дать актёру полную свободу в импровизации.
И все эти шаги были сделаны не зря. Картина окупила себя в полной мере. При бюджете в 16,4 млн долларов фильм собрал в прокате 235,9 миллиона, став пятым по кассовым сборам в 1989 году. Кинокритики удостоили «Общество мертвых поэтов» множества наград по всему миру, его номинировали на четыре премии Оскар. Победу одержал только Шульман за лучший оригинальный сценарий.
Немного сюжета
Окунемся в сам фильм. Но лишь немного, чтобы не раскрывать всех его секретов. Действие происходит в вымышленной школе-интернате «Академия Уэлтон». Это лучшее учебное заведение в США, которое готовит учеников для поступления в колледж. Для достижения этой цели введены жесткие правила. Здесь собраны дети родителей из различных элитных слоёв общества, которые уже наперед решили, какое будущее ждет их чад.
Начинается новый учебный год. Учитель литературы, который работал в этой школе десятки лет, отправился на пенсию. Вместо него взяли Джона Китинга, который сам когда-то окончил «Уэлтон». Теперь ему где-то 35–40 лет. Он любит преподавать. Но не так, как это принято. Просит учеников «ловить мгновение» и называть его «О, капитан, мой капитан», делая отсылку на стихотворение Уолта Уитмена, написанное на смерть Авраама Линкольна. Китинг много дискутирует с ребятами, ведет беседы, не останавливаясь на школьной программе. Сначала молодые люди этому удивляются. Но со временем они проникаются теплыми чувствами к своему учителю, который становится для них другом.
Преподавание Китинга особенно отражается на семерых юношах: это Нил Пэрри, Тодд Эндерсон, Нокс Оверстрит, Чарли «Новачудо» Далтон, Ричард Камерон, Стивен Микс и Джерард Питтс. Они пытаются узнать о прошлом своего учителя, найдя выпускной альбом его класса в музее. Там говорится, что Китинг основал «Общество мертвых поэтов». Ребята спрашивают у преподавателя, что это за организация. Тот сообщает юношам, что в своё время они собирались в индийской пещере ночью и читали поэмы. Поэзия капала с их языков, как нектар. Китинг советует ребятам сжечь его тайник, так как подобные вольнодумства могут сыграть с ребятами плохую шутку. Но они решают возродить «Общество мертвых поэтов». Именно здесь зрителя начинает окутывать целый клубок событий.
Достоинства фильма
Теперь перейдем к преимуществам картины. Но прежде хочется сказать, что дальше будут спойлеры. Поэтому если вы не видели «Общество мертвых поэтов», но хотите исправить сей пробел, то читайте нижеследующий текст после кинопросмотра.
Главное – это, конечно, сюжет. Вокруг него строится вся работа не только режиссера, но и осветителей с декораторами. В начале фильма зрителю показывают все в строгой мрачной стилистике. Собрание юношей и преподавателей перед новым учебным годом больше напоминает сборище секты. Ученики угрюмые. Четыре постулата школы: «Традиция», «Честь», «Дисциплина» и «Совершенство», которые ввела администрация, юноши заменяют на свои: «Пародия», «Ужас», «Упадничество» и «Отстой». В английском произношении эти слова созвучны с официальным девизом учебного заведения.
Когда же идет представление Джона Китинга, то на него падает единственный лучик света в помещении, в котором проходит собрание. Также все ученики привстают со своих мест, чтобы посмотреть на нового преподавателя. Таким образом, создатели картины показывают зрителю, что учитель литературы – последний лучик надежды для ребят в этом темном царстве.
Режиссер и сценарист фильма также прекрасно продемонстрировали контраст преподавания Китинга на фоне других учителей. Ребятам задают множество заданий (к завтрашнему дню подготовить ответы на 20 вопросов в конце раздела), они заучивают слова на латыни, их пугают, что годовая оценка будет снижена на балл, если кто-то не выполнит хотя бы одну задачу по тригонометрии. Китинг же действует иначе. На первом же занятии он выводит учеников из аудитории, показывая им историю учреждения, призывая их «ловить мгновение, пока не поздно». Затем они вырывают страницы введения из учебника, потому что нельзя оценивать литературные произведения по какой-то формуле, как пишет автор пособия. Ребята собираются возле своего учителя, он создает вокруг себя клуб единомышленников, главная задача которого – научиться думать самостоятельно, смотря на мир со всех углов, не боясь действовать так, как велит сердце. Другие же учителя не понимают Китинга, ибо они считают, что в 17 лет слишком много вольнодумства, соответственно мыслить юноши здраво не могут. Они должны слушаться родителей, которые уже уготовили им карьерный путь. А задача учителей – подготовить ребят к колледжу. Не более того.
Таким образом, создатели картины раскрывают уже не проблему «отцов и детей», они мыслят шире! Здесь мы видим ситуацию «общество и новые идеи». Учебное заведение считает, что все в жизни должно идти по отработанному сценарию. Ребята готовы бороться с этим, но им нужен триггер, которым становится Китинг. Он раскрывает каждого из учащихся. Юноши не боятся быть теми, кем они хотят. Речь идет не о революции, а о человеческой душе. Ученик, который прекрасно сочиняет стихотворения, теперь читает их вслух. Его друг добивается взаимности от девушки, которая ему нравится, несмотря на угрозу ее парня, который держит возлюбленную в страхе. Другой юноша получает роль в театре, хотя родители против этого.
Все эти мысли создателей, конечно, были бы невозможны без прекрасной актерской игры. Робин Уильямс великолепно показал образ учителя литературы, в котором жива романтика, хотя он уже в среднем возрасте. Его монологам веришь, потому что актер не вживается в роль, он такой и есть. Такое ощущение, что Китинг и Уильямс – это одно целое. Один живет в кино, другой – в реальности.
______________________________________________________________________________
«Поэзия, красота, романтика и любовь – то ради чего мы живем» - так сказал Китинг, но кажется, что это был смысл жизни Уильямса.
______________________________________________________________________________
Конечно же, пару слов хочется сказать об актерах, которые сыграли ребят в фильме. Прекрасная работа. У них была сложная задача. Показать не революционеров, а 17-летних подростков, которые хотят жить своей жизнью. И у них это получилось.
Что по минусам?
Пожалуй, недостатков у картины нет. Она смотрится на одном дыхании. Причем со временем хочется этот фильм увидеть заново, чтобы вновь обрести мотивацию. Кто-то, конечно, может сказать, что в картине «Общество мертвых поэтов» ужасный и грустный финал. Но не соглашусь с этим.
Во-первых, Шульман в своем сценарии показывал Китинга умирающим от страшной болезни. Уир же решил, что тогда все внимание будет зациклено на недуге учителя, а не на его убеждениях. Во-вторых, Китингу удалось немного изменить этот мир! Да-да, хоть его и выгнали из школы, так как посчитали, что вольнодумства учителя на занятиях дурно повлияли на Нила Пэрри. Юноша прекрасно отыграл в первом в своей жизни спектакле главную роль, но отец категорически запретил ему посвящать себя театру, поскольку уготовил ему 10 лет медицинского обучения. Нил взял пистолет отца и застрелился. «Если бы не мысли Китинга, то Нил сидел бы до сих пор на занятиях, а не лежал в морге». И конечно, здесь нет вины отца, который давил на ребенка!
Но Китинг сделал невозможное. Когда он смотрит в последний раз в окно из своей комнаты в школе, то видит, как учитель латыни, не понимавший его уроков на свежем воздухе, проводит свое занятие на улице. Преподаватели смотрят друг на друга и улыбаются. И финальная сцена фильма также показывает зрителю, что Китинг добился своего, пусть не в глобальном масштабе. Учитель заходит в класс во время урока, чтобы забрать свои вещи. Тодд Эндерсон не сдерживается и говорит, что его с ребятами заставили подписать ложные показания. Директор школы, проводивший урок, просит Китинга уйти быстрее, а ученика замолчать. Но последний не слушает его, встает на парту и произносит: «О, капитан, мой капитан!». Его примеру следует остальная пятерка юношей, которых директор криком и угрозами пытается посадить, но у него ничего не выходит.
Вместо заключения
Фильм, конечно, получился трогательным и даже «целебным». Хотя он не стал особенно популярным. Но я считаю, что это работа – победитель в номинации «Шедевры, о которых почему-то забыли». Посмотрите эту картину. Думаю, она вам очень понравится.
Возможно, фильм вас вдохновит так же, как бывшего преподавателя технологии в общеобразовательной школе Уолтера Скоулда. Под впечатлением от фильма он создал своё «Общество мертвых поэтов» в 2008 году, задача которого — поиск мест заброшенных захоронений поэтов США. Ему удалось найти уже более 225 могил. И я лично не удивлен, что кино так замотивировало Скоулда. Иначе быть не могло. Ведь «поэзия, красота, романтика и любовь – то ради чего мы живем»…

