Мавзолей аланского царя готовится к реставрации | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Восточная стена мавзолея
Мавзолей аланского царя готовится к реставрации

Мавзолей аланского царя готовится к реставрации

9 сентября 2024
18:23

С 1959 года в стенах Ставропольского государственного музея-заповедника находится довольно необычный экспонат – каменный мавзолей аланского правителя  XI века

Самой интересной частью этого сооружения являются изображения, которыми покрыты его стены. О сакральных смыслах, вложенных создателями в мавзолей, задумывались ученые с середины XIX века, и в потоке многочисленных гипотез специалистам Ставропольского государственного музея всё-таки удалось найти точный ответ.

«Мы поняли, что обладаем раритетом мирового значения, который необходимо вводить в более широкий научно-культурный оборот. Это достояние не только нашего музея и Ставропольского края, а всего мира», - отмечает директор музея Николай Охонько.

Сотрудниками музея была создана лапидарная экспозиция, где данный экспонат занимает главенствующее место.

Мавзолей аланского правителя после установки во дворе краеведческого музея (1960 год)

Интересно, что сам мавзолей и другие каменные предметы были оцифрованы, а затем сформирована 3D-модель. В дальнейшем это позволило создать первый в России цифровой лапидарий. Сейчас он доступен в информационном пространстве, и любой желающий может в удалённом формате заняться его подробным изучением. Кто знает, возможно, это способ обнаружить новые штрихи и трактовки этого объекта историко-культурного наследия.

За несколько веков поверхность каменного мавзолея покрылась слоем мха, лишайника, огромное влияние оказали перепады температур. Обычная механическая очистка в данном случае не подходит. Требуется реставрация уникального памятника, которая будет проведена в течение 2024 - 2025 годов при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Благодаря этому памятник обретет первоначальный облик, и главное - сохранит свои рельефы.

Центральной фигурой на древнем мавзолее является изображение аланского царя Дорголела, чья жизнь и деяния обозначены в истории XI веком. Авторы сюжетов, изложенных на стенах каменного мавзолея, обращали внимание на то, каким они видят идеального правителя. В их трактовке он был физически крепким человеком, благочестивым христианином, защитником страны, церкви, детей и женщин, сирых и убогих.

Восточная стена демонстрирует сцену причащения и благословения на царство царя аланским митрополитом. Рядом с ними - виночерпий и собака, олицетворяющие качества, которыми наделён правитель. Виночерпий являет собой преданность и щедрость. Пёс - символ верности и дружбы. В центре круглое отверстие, окольцованное тремя крестами, как символ Святой Троицы, через него поместили тело правителя в мавзолей.

На западной стене создатели мавзолея изобразили сцену участия царя в литургии, схождение Святого Духа в облике голубя. Далее иллюстрируют тему духовной борьбы: правитель изображен верхом на коне, у него под ногами поверженный вепрь, который в средние века символизировал дьявола. На стороне темных сил выступает также лучник, который мечет стрелы, «отравленные» злыми помыслами и деяниями. На этой же стене изображен переход царя в царствие небесное после его смерти. Собаки маркируют пространство между миром живых и миром мертвых. На следующей стене перенесшийся на небеса правитель изображён в раю. Рядом с ним хлеб и кровь Христовы и райские птицы, выходящие из-за углов изобразительной композиции. В мире земном его поминает монах.

На следующем элементе стены создатели возносят хвалу аланскому правителю за его деяния в жизни. Самым главным подвигом Дорголела является победа над чудовищем Василиском, который в средние века был еще одним олицетворением дьявола. Его изображали с телом жабы, головой петуха и хвостом змеи, в котором и заключена вся его сила. Именно хвост Василиска поражает правитель своей секирой. Стоит обратить внимание на интересный факт – за спиной Дорголела стоит женщина. Предположительно, это царица, которая символизировала собой страну и церковь, а правитель в данном случае выступает в роли защитника всего этого. Здесь также изображен придворный певец-сказитель. Подвиги царя увековечены в эпосе. Эти сказания дошли до нынешних дней в хорошо сохранившемся нартском эпосе. Заключительный фриз иллюстрирует царя вместе с митрополитом, возносящим молитвы, а после ему подают чашу славы. Таким образом, все деяния Дорголела свелись к тому, что он наделён посмертной славой – именно тем, к чему так стремились правители в эпоху средневековья.

Мотивы данного сюжета нашли своё воплощение в спектакле, поставленном Ставропольским краевым театром кукол. Интересно, что ведущая часть в постановке отводится именно мимике и жестам, а не словам. Немаловажным элементом является и то, что на протяжении всего действа актёры работают в масках, похожих на лица персонажей, изображенных на мавзолее. Это создает особую атмосферу и вносит эффект причастности к далекому прошлому.

На сегодняшний день в Ставрополе открыты две выставки, посвященные мавзолею аланского правителя, истории памятника, научным исследованиям его изображений, а также театральной интерпретации музейного раритета. Одна экспозиция размещена в стенах краевого театра кукол, другая - непосредственно в музее-заповеднике.

Фото автора и Павла Махонского  из фондов Ставропольского музея-заповедника

Автор: Алиса Климашевская
Поделиться:

Читайте также

Самый главный праздник

Но торжественные мероприятия проходили не только в центре. Праздник расплескался по всем уголкам города. Одним из главных центров притяжения 9 Мая стала Владимирская площадь. Здесь работало множество творческих площадок, мастер-классов по изготовлению маскировочных сетей, сухого душа и других необходимых бойцам вещей. Можно было написать письма нашим защитникам, нарисовать для них рисунки. А внутри музея «Россия – моя история» была развернута целая творческая лаборатория, где дети могли проявить себя как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве. Панно с изображением солдата России создавали всем миром. И каждый вносил в это художественное полотно свои штрихи. И что интересно – в этой картине не возникало сумбура и не ощущалось эклектики. Наверное, потому, что юные художники творили ее от души...

12 мая

В Доме офицеров  теперь есть свой музей

Начальник гарнизонного Дома офицеров полковник Александр Филипенко говорит, что экспозиция собиралась более пяти лет и, естественно, будет собираться дальше.  Этому обещали поспособствовать и присутствовавшие на церемонии открытия представители командного состава 49-й общевойсковой армии полковник Сергей Леонов и генерал-майор Дмитрий Усков (начальник штаба армии). Они разрезали красную ленточку и сказали добрые слова в адрес тех, кто собирал экспозицию. Мол, такая работа очень важна – школьники, которым еще предстоит служить в армии, и молодые солдаты в этом музее знакомятся со славной историей военного  округа. Да и вообще с историей.

12 мая

«Солдатский конверт». Послесловие

В этом особая притягательность и ценность фестиваля «Солдатский конверт» – он остаётся в душах, он становится частью жизни... Его ждут, хотят сюда вернуться... И ведь возвращаются – фестиваль патриотической песни в Ставрополе дарит участникам прошлых лет возможность вновь приехать в наш город и выступить для нашей публики. И ребята с удовольствием откликаются – более того, они, уезжая, ждут новой встречи – ровно через год перед Днём Победы (почти, как «в шесть часов вечера после войны»). А сколько радости, когда эта встреча вновь случается... Вот, например, Игнат Марочек уже шестой год подряд отмечает в Ставрополе свой день рождения... Родные на далеком и пока ещё заснеженном Ямале за здоровье Игната поднимают бокал, а он здесь – в нашем во всех смыслах теплом крае  радует ставропольцев своим прекрасным исполнением, заставляя зал замирать и подниматься в едином порыве... Так было на каждом выездном концерте, где Игнат Марочек исполнил песню «Встанем»...

12 мая

История от героев былых времен до наших современников

Музей – это частичка истории, а историю создают люди. От имени ветеранов училища выступил Виктор Москаленко. Он напомнил, что благодаря авиаторам многие артефакты удалось сохранить после того, как одно из лучших лётных училищ Советского Союза и России было закрыто, а его музей канул в Лету. Одни экспонаты, к сожалению, попали на свалку, другие пытались сохранять всеми способами, и теперь они представлены в музее. «Благодаря руководству СПКУ музей состоялся, он должен расширяться и иметь в запасниках дополнительные артефакты. Чтобы не приедались выставочные материалы, должна быть их периодическая смена.

12 мая