Мавзолей аланского царя готовится к реставрации | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Восточная стена мавзолея
Мавзолей аланского царя готовится к реставрации

Мавзолей аланского царя готовится к реставрации

9 сентября 2024
18:23

С 1959 года в стенах Ставропольского государственного музея-заповедника находится довольно необычный экспонат – каменный мавзолей аланского правителя  XI века

Самой интересной частью этого сооружения являются изображения, которыми покрыты его стены. О сакральных смыслах, вложенных создателями в мавзолей, задумывались ученые с середины XIX века, и в потоке многочисленных гипотез специалистам Ставропольского государственного музея всё-таки удалось найти точный ответ.

«Мы поняли, что обладаем раритетом мирового значения, который необходимо вводить в более широкий научно-культурный оборот. Это достояние не только нашего музея и Ставропольского края, а всего мира», - отмечает директор музея Николай Охонько.

Сотрудниками музея была создана лапидарная экспозиция, где данный экспонат занимает главенствующее место.

Мавзолей аланского правителя после установки во дворе краеведческого музея (1960 год)

Интересно, что сам мавзолей и другие каменные предметы были оцифрованы, а затем сформирована 3D-модель. В дальнейшем это позволило создать первый в России цифровой лапидарий. Сейчас он доступен в информационном пространстве, и любой желающий может в удалённом формате заняться его подробным изучением. Кто знает, возможно, это способ обнаружить новые штрихи и трактовки этого объекта историко-культурного наследия.

За несколько веков поверхность каменного мавзолея покрылась слоем мха, лишайника, огромное влияние оказали перепады температур. Обычная механическая очистка в данном случае не подходит. Требуется реставрация уникального памятника, которая будет проведена в течение 2024 - 2025 годов при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Благодаря этому памятник обретет первоначальный облик, и главное - сохранит свои рельефы.

Центральной фигурой на древнем мавзолее является изображение аланского царя Дорголела, чья жизнь и деяния обозначены в истории XI веком. Авторы сюжетов, изложенных на стенах каменного мавзолея, обращали внимание на то, каким они видят идеального правителя. В их трактовке он был физически крепким человеком, благочестивым христианином, защитником страны, церкви, детей и женщин, сирых и убогих.

Восточная стена демонстрирует сцену причащения и благословения на царство царя аланским митрополитом. Рядом с ними - виночерпий и собака, олицетворяющие качества, которыми наделён правитель. Виночерпий являет собой преданность и щедрость. Пёс - символ верности и дружбы. В центре круглое отверстие, окольцованное тремя крестами, как символ Святой Троицы, через него поместили тело правителя в мавзолей.

На западной стене создатели мавзолея изобразили сцену участия царя в литургии, схождение Святого Духа в облике голубя. Далее иллюстрируют тему духовной борьбы: правитель изображен верхом на коне, у него под ногами поверженный вепрь, который в средние века символизировал дьявола. На стороне темных сил выступает также лучник, который мечет стрелы, «отравленные» злыми помыслами и деяниями. На этой же стене изображен переход царя в царствие небесное после его смерти. Собаки маркируют пространство между миром живых и миром мертвых. На следующей стене перенесшийся на небеса правитель изображён в раю. Рядом с ним хлеб и кровь Христовы и райские птицы, выходящие из-за углов изобразительной композиции. В мире земном его поминает монах.

На следующем элементе стены создатели возносят хвалу аланскому правителю за его деяния в жизни. Самым главным подвигом Дорголела является победа над чудовищем Василиском, который в средние века был еще одним олицетворением дьявола. Его изображали с телом жабы, головой петуха и хвостом змеи, в котором и заключена вся его сила. Именно хвост Василиска поражает правитель своей секирой. Стоит обратить внимание на интересный факт – за спиной Дорголела стоит женщина. Предположительно, это царица, которая символизировала собой страну и церковь, а правитель в данном случае выступает в роли защитника всего этого. Здесь также изображен придворный певец-сказитель. Подвиги царя увековечены в эпосе. Эти сказания дошли до нынешних дней в хорошо сохранившемся нартском эпосе. Заключительный фриз иллюстрирует царя вместе с митрополитом, возносящим молитвы, а после ему подают чашу славы. Таким образом, все деяния Дорголела свелись к тому, что он наделён посмертной славой – именно тем, к чему так стремились правители в эпоху средневековья.

Мотивы данного сюжета нашли своё воплощение в спектакле, поставленном Ставропольским краевым театром кукол. Интересно, что ведущая часть в постановке отводится именно мимике и жестам, а не словам. Немаловажным элементом является и то, что на протяжении всего действа актёры работают в масках, похожих на лица персонажей, изображенных на мавзолее. Это создает особую атмосферу и вносит эффект причастности к далекому прошлому.

На сегодняшний день в Ставрополе открыты две выставки, посвященные мавзолею аланского правителя, истории памятника, научным исследованиям его изображений, а также театральной интерпретации музейного раритета. Одна экспозиция размещена в стенах краевого театра кукол, другая - непосредственно в музее-заповеднике.

Фото автора и Павла Махонского  из фондов Ставропольского музея-заповедника

Автор: Алиса Климашевская
Поделиться:

Читайте также

Королева спорта объединила атлетов от Уссурийска до Мариуполя

Десятиклассник Паша Ступаков сообщил о своих планах пробежать спринтерскую дистанцию 400 метров за 51 секунду. Спортом он занимается, по его признанию, всю жизнь. До прихода в училище, в пятый класс, увлекался футболом. Еще в декабре 2023 года юный ставрополец занял на краевом первенстве в Ставропольской спортивной школе олимпийского резерва по лёгкой атлетике два третьих места на дистанции 400 и 200 метров среди юношей до 18 лет, подтвердив II спортивный разряд. В учебе Павел налегает на биологию, так как собирается стать тренером или врачом...

31 марта

Дважды чуть не присвоили Героя, дважды чуть не расстреляли

Да много чего до сих пор хранит в памяти старый солдат Иван Семенович Богданов. И этой памятью он всегда делился с молодыми ребятами. У него вся жизнь с молодежью связана – он преподавал историю в школе и вузе, работал в ДОСААФ, руководил учебно-производственным комбинатом в Ставрополе. Всегда охотно встречался со школьниками и студентами, будучи на заслуженном отдыхе. Иван Семенович из той замечательной категории людей, о которых написаны песенные строки: «Не стареют душой ветераны».

31 марта

Первое разгромное поражение  «Динамо Ставрополь» в сезоне

После очередного забитого мяча главный тренер «Динамо Ставрополь» Ашамаз Шаков, как говорится, согласился с тем, что атака у его команды в этом матче действовала плохо. Он начал менять игроков передней линии. Игра стала немного раскрываться, ибо счет на табло позволял хозяевам чувствовать себя вольготно. Однако опорные зоны у команд работали слаженно, не позволяя проводить совсем уж быстрые атаки на свои владения.

31 марта

Участие войск НКВД в Битве за Кавказ: стратегическая роль и тактический вклад

Битва за Кавказ, длившаяся с июля 1942 года по октябрь 1943 года, стала одним из ключевых эпизодов Великой Отечественной войны. Это сражение имело огромное значение для обеих сторон конфликта, поскольку контроль над регионом означал доступ к важным нефтяным месторождениям и стратегическим перевалам через Главный Кавказский хребет. Одним из аспектов, который часто остается вне поля зрения исследователей, является роль войск Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) в этой битве.

31 марта