С 1959 года в стенах Ставропольского государственного музея-заповедника находится довольно необычный экспонат – каменный мавзолей аланского правителя XI века
Самой интересной частью этого сооружения являются изображения, которыми покрыты его стены. О сакральных смыслах, вложенных создателями в мавзолей, задумывались ученые с середины XIX века, и в потоке многочисленных гипотез специалистам Ставропольского государственного музея всё-таки удалось найти точный ответ.
«Мы поняли, что обладаем раритетом мирового значения, который необходимо вводить в более широкий научно-культурный оборот. Это достояние не только нашего музея и Ставропольского края, а всего мира», - отмечает директор музея Николай Охонько.
Сотрудниками музея была создана лапидарная экспозиция, где данный экспонат занимает главенствующее место.
Интересно, что сам мавзолей и другие каменные предметы были оцифрованы, а затем сформирована 3D-модель. В дальнейшем это позволило создать первый в России цифровой лапидарий. Сейчас он доступен в информационном пространстве, и любой желающий может в удалённом формате заняться его подробным изучением. Кто знает, возможно, это способ обнаружить новые штрихи и трактовки этого объекта историко-культурного наследия.
За несколько веков поверхность каменного мавзолея покрылась слоем мха, лишайника, огромное влияние оказали перепады температур. Обычная механическая очистка в данном случае не подходит. Требуется реставрация уникального памятника, которая будет проведена в течение 2024 - 2025 годов при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Благодаря этому памятник обретет первоначальный облик, и главное - сохранит свои рельефы.
Центральной фигурой на древнем мавзолее является изображение аланского царя Дорголела, чья жизнь и деяния обозначены в истории XI веком. Авторы сюжетов, изложенных на стенах каменного мавзолея, обращали внимание на то, каким они видят идеального правителя. В их трактовке он был физически крепким человеком, благочестивым христианином, защитником страны, церкви, детей и женщин, сирых и убогих.
Восточная стена демонстрирует сцену причащения и благословения на царство царя аланским митрополитом. Рядом с ними - виночерпий и собака, олицетворяющие качества, которыми наделён правитель. Виночерпий являет собой преданность и щедрость. Пёс - символ верности и дружбы. В центре круглое отверстие, окольцованное тремя крестами, как символ Святой Троицы, через него поместили тело правителя в мавзолей.
На западной стене создатели мавзолея изобразили сцену участия царя в литургии, схождение Святого Духа в облике голубя. Далее иллюстрируют тему духовной борьбы: правитель изображен верхом на коне, у него под ногами поверженный вепрь, который в средние века символизировал дьявола. На стороне темных сил выступает также лучник, который мечет стрелы, «отравленные» злыми помыслами и деяниями. На этой же стене изображен переход царя в царствие небесное после его смерти. Собаки маркируют пространство между миром живых и миром мертвых. На следующей стене перенесшийся на небеса правитель изображён в раю. Рядом с ним хлеб и кровь Христовы и райские птицы, выходящие из-за углов изобразительной композиции. В мире земном его поминает монах.
На следующем элементе стены создатели возносят хвалу аланскому правителю за его деяния в жизни. Самым главным подвигом Дорголела является победа над чудовищем Василиском, который в средние века был еще одним олицетворением дьявола. Его изображали с телом жабы, головой петуха и хвостом змеи, в котором и заключена вся его сила. Именно хвост Василиска поражает правитель своей секирой. Стоит обратить внимание на интересный факт – за спиной Дорголела стоит женщина. Предположительно, это царица, которая символизировала собой страну и церковь, а правитель в данном случае выступает в роли защитника всего этого. Здесь также изображен придворный певец-сказитель. Подвиги царя увековечены в эпосе. Эти сказания дошли до нынешних дней в хорошо сохранившемся нартском эпосе. Заключительный фриз иллюстрирует царя вместе с митрополитом, возносящим молитвы, а после ему подают чашу славы. Таким образом, все деяния Дорголела свелись к тому, что он наделён посмертной славой – именно тем, к чему так стремились правители в эпоху средневековья.
Мотивы данного сюжета нашли своё воплощение в спектакле, поставленном Ставропольским краевым театром кукол. Интересно, что ведущая часть в постановке отводится именно мимике и жестам, а не словам. Немаловажным элементом является и то, что на протяжении всего действа актёры работают в масках, похожих на лица персонажей, изображенных на мавзолее. Это создает особую атмосферу и вносит эффект причастности к далекому прошлому.
На сегодняшний день в Ставрополе открыты две выставки, посвященные мавзолею аланского правителя, истории памятника, научным исследованиям его изображений, а также театральной интерпретации музейного раритета. Одна экспозиция размещена в стенах краевого театра кукол, другая - непосредственно в музее-заповеднике.
Фото автора и Павла Махонского из фондов Ставропольского музея-заповедника