24 ноября ветерану Великой Отечественной войны Виктору Андреевичу Глушкову исполнилось 100 лет
В начале этого года, когда ветерана и старожила города приезжали поздравлять с Днём защитника Отечества руководители краевого Главка МВД, Виктор Андреевич с улыбкой делился и ними: мол, мечтаю 80-летие Победы отпраздновать и до собственного столетнего юбилея дожить. Сбылось. Вообще многие мечты сбылись, даже самые несбыточные...

Далёкой и сказочной, например, казалась деревенскому мальчишке мечта разные города и страны повидать. В их деревне Большие Носки, что находится в нынешней Кировской области, в начале 1930-х люди больше мечтали о том, как детей накормить да от хворей уберечь. По всей стране тогда голод был. А в семье Глушковых шестеро по лавкам. Две девочки, четыре пацаненка. Поди всех прокорми. Сначала в деревне организовали сельхозкоммуну. Отец там скотником трудился, мать – дояркой. Работали денно и нощно, но все равно бедно, голодно жила семья. Спасал огородик, что мать разбила на небольшом участке земли возле избы - капуста, картошка были свои. А ещё выручала дикорастущая крапива. Из нее мать варила щи. И детям тогда казалось, что ничего вкуснее этих щей в мире нет.
К началу 1940-х жизнь потихоньку наладилась. Организованный на месте коммуны колхоз развивался. Лето 1941-го обещало принести хороший урожай. К осени Витьке собирались новую одёжку справить. Он всё-таки шел в 10-й (выпускной) класс. Но окончить его Виктору довелось только через пять лет.

А в 1941-м, лишь грянула война, женщины и подростки заменили ушедших на фронт в заводских цехах и на колхозных полях. Отца Виктора не сразу призвали. Он к тому времени уже председателем колхоза был, не удалось тогда ему от брони отказаться. И всё-таки добился отправки на фронт. Попал в самое пекло и через несколько дней погиб... Председателем колхоза стала мать. А вскоре и Виктору пришла пора Родину защищать.
Многих одноклассников тогда призвали. Витька со товарищи попали в Астрахань, в учебный полк. Это было очень тревожное время. Наш фронт рушился. Немцы рвались к Волге и Каспию, пытаясь перекрыть артерии снабжения советских воинских частей и добраться наконец до вожделенной ими грозненской и бакинской нефти.
Астрахань тогда бомбили страшно. Что такое, терять своих боевых друзей и товарищей, Виктор Глушков именно тогда понял. Но в их школе авиатехников сложная оперативная обстановка только подстёгивала учебный процесс. В Вольскую авиационную школу механиков Виктор был направлен из Астрахани. Фронту остро требовались специалисты, знающие новую технику – истребитель Як-1 и бомбардировщик Пе-2. Машины эти только недавно были запущены в серийное производство. И сразу в бой.
Так что курсанты изучали самолеты, в буквальном смысле вышедшие из огня – прошитые пулями, покореженные. Из двух-трёх машин порой можно было собрать только одну. Главное, что эти совсем юные ребята дарили авиационным бортам вторую жизнь, возвращали их в строй. И к окончанию школы авиамеханики-новобранцы знали новые типы самолётов как свои пять пальцев, они чувствовали эти машины.
А потом был фронт. К началу 1945 года Виктор Глушков успел прослужить в нескольких авиасоединениях. В составе 2-го и 4-го Украинских фронтов участвовал в освобождении Украины, Венгрии, Чехословакии. Награжден орденом Отечественной войны, медалью «За боевые заслуги».
Ветеран до сих пор помнит, как гремело над улочками и площадями Будапешта громогласно солдатское «ура!» 9 мая. Ликующие крики заглушали даже пальбу из всего, что могло стрелять. Так праздновали наши бойцы свою Победу. Обнимались, смеялись, глотали слезы... Да, с того самого 9 мая 1945 года День Победы – это радость со слезами на глазах...
А вскоре всех, кто не успел окончить школу до войны, там же, в Будапеште, отправили учиться в 10-й класс. Учителей среди бойцов было немало. Так что ещё целый учебный год прошедшие войну 20-летние парни решали примеры и задачи, изучали творчество русских и советских писателей, готовились к экзаменам, чтобы, успешно их сдав, снова сесть за парты – только уже в аудиториях военных училищ.

Виктор Глушков стал курсантом Рижского военно-политического училища. Учиться нравилось, политрук, замполит – в советские годы очень ответственные и значимые должности в воинских частях. Эту ответственность Виктор осознавал и очень своей будущей профессией гордился. Это были счастливые годы – молодость, надежды, мечты, любовь...

Судьбу свою по имени Маша Виктор тоже в Риге встретил. Девушка была не местная – приехала учиться из вологодской глубинки. Дядя ее был военным, служил в Риге, в его семье Маша и поселилась. Сначала только учебу и знала, на танцы не бегала, с парнями на улице не знакомилась, а в училище ее – одни девчата... И тут на какой-то праздник курсанты решили спектакль поставить. Был у них театральный кружок. Но вот беда: в пьесе, которую они выбрали для постановки, было несколько женских ролей. Никто из будущих замполитов предстать перед сокурсниками и командирами в женских образах не захотел, поэтому по совету преподавателей исполнительниц женских ролей курсанты отправились искать в то самое училище, где училась Маша... Ее пригласили на репетиции, она с радостью согласилась, хотя волновалась очень перед ребятами, казавшимися такими взрослыми... Она ж совсем молоденькой девчонкой была – недавно только семилетку окончила. Так что некоторое время они с Виктором только за ручку ходили, хотя голова кружилась и сердце трепетало. Поженились уже перед выпуском.


А потом были годы совместной кочевой жизни по разным гарнизонам, городам и странам Варшавского Договора. Подрастали сыновья – Евгений и Владимир. А в 1962 году Виктор Андреевич получил назначение в отдел кадров управления охраны общественного порядка УВД Ставропольского края, где он и прослужил вплоть до «достижения предельного возраста». В отставку вышел в звании полковника. Но никуда из Ставрополя они с женой уже не уехали. Сроднились с городом за прожитые здесь годы. Мария Автомоновна и Виктор Андреевич вместе почти 75 лет. Говорят, что главное в семье взаимопонимание и уважение.

– Ну и любовь, конечно, – добавляет юбиляр. – Куда ж без любви.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА и из архива семьи Глушковых

