В нашей кинорубрике мы не всегда пишем о новых фильмах. Более того, первоначально планировалось рассказывать о картинах, которые нашли отклик в наших душах, чтобы потом поделиться впечатлениями с вами. А иногда вспомнить классику кинематографа. Сегодня как раз такой случай. В нашей кинорубрике – известный советский кинодетектив «Место встречи изменить нельзя», поклонниками которого являются многочисленные зрители разных поколений.
Банда высокого блондина и политические игры
Конечно же, пересказывать сюжет многосерийного фильма смысла нет. Уверен, что наши читатели, разбуди их в три часа ночи, с ходу вспомнят его в деталях, приведя множество цитат. Поэтому для начала уделим внимание банде, которая стала прототипом экранной «Черной кошки». А затем перейдем к интересным фактам о самом фильме и его создателях.
Сразу стоит сказать, что банды «Черная кошка», наводящей ужас на население, не существовало. Сценаристы фильма и авторы книги «Эра милосердия», по которой и сняли картину, братья Аркадий и Георгий Вайнеры название взяли у подростковой шайки. Действительно, после войны в Москве орудовала некая группировка, которая на месте своих краж рисовала черную кошку. Воришек взяли очень быстро, что называется, с поличным. Ими оказались подростки, которые пытались воплотить в жизнь городскую легенду о страшной банде «Черная кошка».
Однако опасные и хитроумные преступники, из-за которых, по версии группы «Любэ», «Глеб Жеглов и Володя Шарапов за столом засиделись не зря», все же существовали. Правда, свою бурную деятельность они разворачивали в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века. Речь идет о знаменитой шайке Ивана Митина, которую сыщики прозвали «Банда высокого блондина». Дела этих криминальных деятелей в то время могли отразиться ни больше ни меньше на политической ситуации в стране.
Дело в том, что в конце 1949 года Никита Хрущев занял пост первого секретаря Московского областного и городского комитета партии и очень быстро вошел в круг доверенных лиц Иосифа Сталина, ему стали поручать важные государственные задачи. Опытный Лаврентий Берия, в то время занимавший пост заместителя председателя Совета Министров и курировавший работу МВД, МГБ и Министерства государственного контроля, видел в лице Никиты Сергеевича серьезного конкурента и пытался собирать на него компромат. Именно тогда в Москве начала орудовать «Банда высокого блондина», против которой оказались бессильны даже опытные МУРовцы. А Хрущев как раз курировал органы госбезопасности и внутренних дел. Берия по крупицам собирал материалы о бесчинствах преступников, чтобы в нужный момент рассказать Сталину о том, как столицу нашей Родины держит в страхе какая-то шайка. Осуществлению плана Лаврентия Павловича мешало плохое самочувствие Иосифа Виссарионовича.
Хрущев знал о подрывной деятельности Берии в отношении него, поэтому кнутом и пряником мотивировал оперативников на поимку преступников. Только их просить лишний раз было не надо. Милиционеры и сами хотели задержать банду. Это стало для них делом чести. Оперативник Владимир Арапов, который стал основным прототипом своего тезки экранного Шарапова, однажды обратил внимание на деталь из показаний свидетеля очередного дерзкого грабежа. Главарь банды снял трубку телефона и ответил на звонок. На том конце провода спросили: «Это сберкасса?». Преступник шутливо сказал: «Нет, стадион». Арапова эти слова насторожили. Почему именно стадион?
Милиционеры начали проверять спортсменов и выяснили, что все преступления совершались около стадионов. Более того, изучив карту, оперативники установили, что бандиты всегда нападали возле Красногорска. Они предположили, что именно там и находится «лёжка» грабителей.
Милиционеры напрягли агентурную сеть, поручив ей сообщать о любых, на первый взгляд, малозначительных и подозрительных фактах. И однажды поступила информация, что студент-отличник Лукин купил целую бочку пива и угощал напитком всех желающих. За ним установили слежку, которая вывела на «высокого блондина». В нем и опознали главаря банды. Им оказался мастер секретного оборонного завода Иван Митин, представленный к ордену Трудового Красного Знамени. Восемь человек из его бригады вошли в банду. А также в шайке присутствовал фронтовик, который и разрабатывал тактику нападений.
Всего преступники за 28 налетов украли более 300 тысяч советских рублей, убили 11 человек и ранили 18 граждан. Материалы уголовного дела заняли 14 томов. В феврале 1953 года суд вынес приговор банде. Никита Хрущев сумел не потерять свой авторитет, а где-то даже его приумножил, что помогло ему начать борьбу за власть, ведь через несколько недель после приговора суда скончался Сталин.
Высоцкий, его конфликт с Конкиным и вырезанные сцены
Теперь можно перейти к интересным фактам о самом фильме «Место встречи изменить нельзя». Снял картину Станислав Говорухин. Братья Вайнеры не рассматривали его в качестве режиссера, поскольку первоначально речь шла об Алексее Баталове. Честно говоря, такой выбор сценаристов был странен, ибо у прекрасного актера был небольшой опыт в режиссерском деле. Баталов сразу отказался от предложения, так как в тот момент был занят на съемках другого шедевра – «Москва слезам не верит». И хорошо, что так вышло. «Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша» получился великолепным в исполнении Алексея Владимировича. Однако Вайнеры все равно не хотели видеть Говорухина режиссером будущей картины, но тот поклялся, что не будет по своей традиции менять что-то в сценарии. Видимо, Станислав Сергеевич в этот момент держал за спиной скрещенные пальцы, потому что слово он не сдержал и свои правки он, конечно же, внес.
В одно время с Говорухиным или даже раньше был выбран актер на роль Жеглова. Точнее, его не выбирали – «он сам пришел». Вайнеры рассказали Владимиру Высоцкому, что хотят снять фильм по своему роману, торжественно вручив ему книгу. Актер быстро прочитал детектив и уже утром примчался к братьям-писателям, сразу с порога заявив: «Ну я пришел застолбить Жеглова. Лучше, чем я, его никто не сыграет». Вайнеры решили съехидничать на дерзость гостя, рассказав о кандидатуре Николая Губенко. Высоцкий задумался и согласился, что этот гениальный актер действительно сыграет лучше него. Но Владимир Семенович не был бы самим собой, если бы затем не вставил следующую реплику: «Да вам-то лучше не надо! Вам надо, как я его сыграю!». Вайнеры рассмеялись и согласились, к тому же Говорухин был тоже не против.
Однако с образом, который предстояло воплотить на экране Высоцкому, оказались проблемы. Первая – в книге Жеглов был широкоплечим 26-летним мужчиной, идущим на все ради достижения цели. Вайнерам пришлось переделывать героя под фактуру актера. Владимир Семенович тоже немало поработал над образом, сделав своего персонажа обаятельным. Вторая же проблема заключалась в цензуре. Высоцкий был нежеланным артистом на экране в то время. Выход нашли простой – Говорухин устроил фиктивные пробы. Актеры приходили пробоваться, но им всем изначально был предначертан отказ.

Владимир Семенович действительно стал находкой для картины. Это видно и спустя время, ибо, когда говорят о фильме, сразу вспоминается Высоцкий, который стал центральной фигурой от этапа создания до выхода шедевра на экраны. Он максимально погрузился в работу, по сути, став вторым режиссером. Высоцкий помогал раскрыться другим актерам. Для Всеволода Абдулова, сыгравшего предателя Соловьева, эта работа была первой после тяжелой травмы головы. Он практически не запоминал текст, но Владимир Семенович всячески поддерживал коллегу, у которого в итоге получился шикарный персонаж, вызывающий у зрителей неприязнь. Образы Маньки Облигации и Кирпича также помогал продумать Высоцкий, который посоветовал Ларисе Удовиченко и Станиславу Садальскому придать какую-то изюминку своим персонажам. В результате их герои стали культовыми, а Удовиченко даже писали письма уголовники с признанием в любви.
Также без Владимира Высоцкого, по сути, не получилось бы такая запоминающаяся сцена взятия банды. У Говорухина в конце фильма уже не было идей, как обыграть арест преступников. Несколько дней снимали эту сцену. Тогда режиссер предложил актерам импровизировать. Особенно отличился Иван Бортник («Промокашка»), которого привел Высоцкий. Ивана Сергеевича взяли, но герой прописан не был. Актер практически создал его сам. Поэтому в сцене ареста ему было легко импровизировать. Получилось настолько убедительно, что стражи порядка, которых позвали сыграть милицейских автоматчиков, по-настоящему «повязали» актера, думая, что на съемки позвали матерого уголовника.
Конечно же, не со всеми актерами ладил Высоцкий. У него был конфликт с Конкиным. Но это даже было к месту! Актерам не приходилось играть перебранку между Жегловым и Шараповым, они были сами собой. Однако Владимира Алексеевича знаменитый тезка однажды так достал, что тот хотел уехать со съемок. Ситуацию спас юмор актера Виктора Павлова, сыгравшего Левченко. Также пару дней Высоцкого не любила съемочная группа, когда Говорухин уехал на кинофестиваль. Владимир Семенович остался за режиссера. Он был настолько дотошным, что возвращению Станислава Сергеевича все радовались по-особенному тепло.
Более того, Высоцкий получил травму во время съемок. В момент погони за Фоксом он сам разбил стекло в «Фердинанде», получив такой порез, что все сиденье было залито кровью. Однако в этой сцене мог серьезно пострадать другой актер. Владимир Жариков, сыгравший одного из бандитов, был еще и каскадером. Именно он исполнил трюки за выбрасываемую из окна официантку, его сбивала машина вместо регулировщицы, а потом он оказался за рулем грузовика, упавшего в реку. Съемочная группа серьезно опасалась в этот момент за каскадеров, но все обошлось.
Конечно же, картина подверглась цензуре. Некоторые сцены с Промокашкой были вырезаны, ибо специалисты Гостелерадио опасались, что персонажу начнут подражать молодые люди. Также чиновники воскресили героиню Варю Синичкину, которая в романе погибает, но на это было сказано следующее: «Не может советский человек в понедельник утром идти на работу, увидев смерть любимого персонажа». Кроме того, в Гостелерадио сократили фильм до пяти серий, хотя было отснято семь. Оставшиеся две части затем исчезли. Кстати, неизвестно, входил ли в них эпизод, в котором Шарапов и Левченко воюют на фронте.

Картина в итоге удалась на славу, хотя она могла и не выйти. Неожиданно умер консультант фильма – генерал-лейтенант МВД Константин Никитин, и пришедшие вместо него критики с опаской отнеслись к работе Говорухина. Однако оказалось, что ко Дню советской милиции не было снято ничего особо интересного, кроме «Места встречи изменить нельзя». В итоге первая серия вышла 11 ноября 1979 года. Говорят, что специалисты ЖКХ заметили, что во время показа картины люди стали меньше пользоваться водой. Никто не хотел пропускать ни секунды фильма! Это говорит о многом.
Фото: «Место встречи изменить нельзя» / «Одесская киностудия»