Так называется выставка, которая работает сейчас в музее «Россия – моя история». Она очень лаконично и емко рассказывает о столетнем (точнее – 108-летнем) отрезке истории органов безопасности нашей страны.
Названия службы менялись много раз: ВЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД, КГБ, ФСБ. А вот сверхзадача (обеспечение национальной безопасности) оставалась неизменной и нередко требовала и требует от сотрудников полной мобилизации сил, ибо очень часто работать приходится в условиях чрезвычайных. Однако работа эта не предполагает публичности.
Тем ценнее, что нынешняя выставка, подготовленная известным фотокорреспондентом и фотохудожником Алексеем Заморкиным и сотрудниками музея «Россия – моя история», открывает даже известные исторические события по-новому, а посетители имеют возможность вглядеться в лица участников этих событий и даже главных героев. Многие архивные фотографии, представленные в экспозиции, раньше можно было увидеть только в ведомственном музее УФСБ по СК. А теперь запечатленные на фото мгновения славной истории могут увидеть все, кто к этой истории неравнодушен.
Так что у этой выставки очень важная просветительская и образовательная миссия. Это подчеркивали и устроители выставки, и почетные гости. Тут были депутаты Государственной, краевой, городской Думы, вышедшие в запас и ныне действующие сотрудники силовых структур, кадеты.

Для мальчишек и девчонок это был урок мужества, полный открытий, поданный в привычном для них формате – интерактивном. Точнее, кроме традиционного формата экскурсии, каждый желающий мог получить дополнительную информацию по заинтересовавшей его теме по QR-коду с помощью телефона. И очень отрадно было наблюдать, как ребята тянутся смартфонами к стенду «40-е роковые», рассказывающему о действиях мобильных отрядов чекистов на Клухорском перевале во время Битвы за Кавказ. Как тихо стоят возле стенда «Принял взрыв на себя» с фотографией Героя России Владимира Чепракова, погибшего 25 лет назад в Ингушетии при задержании матерого боевика. Тот, не желая сдаваться, бросил, а может быть в запале выронил гранату с выдернутой чекой. До взрыва, который в маленьком помещении убил бы всех – в том числе и троих детей этого самого бандита, оставались секунды. 32-летний офицер среагировал мгновенно: он накрыл гранату собой – в буквальном смысле принял взрыв на себя...
С интересом слушали ребята и рассказ о легендарной операции «Гром», которую сотрудники КГБ провели в такой же декабрьский день далекого уже 1988 года. Нынешним школьникам уже трудно поверить, что были времена, когда толком никто и не слышал о террористах и заложниках. Тем более – о заложниках-детях.
А тут уголовники-наркоманы захватили во Владикавказе (тогда Орджоникидзе) четвероклашек, вышедших из типографии, где они были на экскурсии. Детишки тогда радостно сели в автобус, с легкостью поверив водителю, что он подъехал за ними по просьбе родительского комитета школы. Двери захлопнулись, и дети оказались в ловушке – с банками бензина под сиденьями и страшными дядьками вместо сопровождающих.

Нет, дядьки эти террористами в привычном понимании этого слова не были. Уголовниками-рецидивистами – да, которым для красивой жизни нужны были дружки, отбывавшие срок в Узбекистане, миллион долларов и самолет. Причем транспортный – чтобы можно было в него закатить автобус с детьми. А поскольку в столице Северной Осетии подходящей для транспортника полосы не было, поехали в Мин. Воды.
Там уже находились группа «Альфа», а также группа захвата из КГБ по Ставропольскому краю. Ею командовал Евгений Шереметьев. На стенде, представленном в экспозиции, он запечатлен вместе со спасенными им детьми... Обошлось без штурма и без крови... Как штурмовать, когда в салоне автобуса находятся дети?
И начались долгие переговоры. Через 12 часов решено было выходить с террористами на прямой контакт. Шереметьев вызвался сам...
Много раз за двое суток он пересекал взлетную полосу, передавал продукты – все, что просили. И за каждую просьбу «выторговывал» у террористов детей. Первой выпустили самую маленькую девчушку – через форточку передали. Потом вывели остальных девочек. Потом – мальчишек, но не всех. Оставаться без «детского прикрытия» бандит боялся. Правда, тут сильно помогла оеративникам жена этого самого бандита. Сначала упиралась. Шереметьев ее буквально волоком тащил к самолету, куда уже закатили автобус. Но, оказавшись с мужем лицом к лицу, повела себя как надо. Устроила благоверному разборки, кричала про дочь, про расстрельную статью, заявляла, что никуда с ним не полетит... Шереметьева бандит не сразу заметил, а увидев, вынужденно повернулся к детям спиной. И пока шли «разборки», ребята сориентировались и вырвались из плена.

Потом, уже на суде, террорист признался, что, оставшись без заложников, в первый момент был готов убить переговорщика. Но все-таки вынужден был принять его условия – Шереметьев предложил в качестве заложника себя. Самолет взял курс на Землю обетованную, когда с Израилем была достигнута договоренность о депортации террористов в Советский Союз. Что и было выполнено.
Операция «Гром» завершилась без кровопролития. А профессионализм сотрудников КГБ, участвовавших в ней, высоко оценили ведущие спецслужбы мира.
Друзья-коллеги прочили Шереметьеву присвоение Звезды Героя. Но наградили его орденом Красного Знамени. Чем сам Евгений Григорьевич всегда гордился. Не в награде счастье, а в том, что все остались живы. Когда его в 42-й школе те самые дети как родного встречали, когда родители его именем детей называли, он был счастлив и горд. 37 лет с тех пор прошло – ребятки, названные тогда Женьками, давно уже сами детей воспитывают. И наверняка им историю своего имени рассказывают.
В этом материале приведены только две судьбы, два подвига. И то – в очень кратком изложении. На самом деле по материалам, представленным на выставке «От Победы к Победе», можно книгу написать – Историю в лицах. Наша История соткана из людских судеб и поступков. Особенно ярко она читается, когда главной линией в судьбе является служение .
Фото Александра ПЛОТНИКОВА

