В последнее время в Ставропольском крае отмечается неутешительная динамика — люди всё чаще и чаще становятся жертвами телефонных мошенников.
Злоумышленники представляются работниками банков, членами общественных организаций, сотрудниками органов ФСБ и всеми возможными способами пытаются узнать личные данные собеседника или убедить его перевести деньги на определённый счёт.
Запрос личных данных по телефону – мошенничество
И вроде бы все уже давно знают, как могут действовать мошенники, но когда нам звонят якобы сотрудники тех компаний, с которыми у нас есть фактические отношения, тревожная кнопка в мозгу не срабатывает. Так, недавно жителю Ставрополя позвонил неизвестный, представившийся работником оператора связи «Ростелеком» и под предлогом продления договора на услуги попросил назвать данные паспорта, СНИЛСа… Мужчина предоставил всю персональную информацию, но после того как ему начали звонить другие люди уже якобы из ФСБ, Следственного комитета, военной прокуратуры, понял, что это были мошенники. Эти лжесотрудники правоохранительных органов стали запугивать человека, говорить, что он подозревается в финансировании украинских террористов. Никаких денег он переводить им не стал, хотя попытки заставить его это сделать были. Но теперь в руках мошенников все персональные данные человека, а значит под угрозой личные кабинеты в различных сервисах, в первую очередь – в Госуслугах.
Ситуацию прокомментировала Полина Чумакова, директор по работе с массовым сегментом Ставропольского филиала ПАО «Ростелеком»:
– Всё чаще наши абоненты сообщают о случаях телефонного мошенничества. Злоумышленники представляются сотрудниками компании и просят сообщить персональную информацию для продления договора на услуги связи. Если вам звонят и требуют паспортные данные, номер договора или другие конфиденциальные сведения — это однозначно мошенническая схема.
Напоминаем, что договор с «Ростелекомом» является бессрочным и продлевать его не нужно. Обратившись в службу поддержки, вы всегда можете получить ответы на интересующие вопросы. Компания строго соблюдает стандарты обработки и хранения персональных данных, обеспечивает все необходимые меры безопасности и своевременно информирует о возможных угрозах.
Важно помнить, что арсенал интернет-преступников не ограничивается телефонным спамом: злоумышленники используют вредоносные программы, распространяют пиратский контент, занимаются кибершантажом, каждый раз применяя новые схемы обмана.
В условиях роста киберугроз особенно важно сохранять бдительность и соблюдать простые правила информационной безопасности: никому не сообщайте пароли и коды из SMS, избегайте перехода по подозрительным ссылкам и скачивания приложений по звонкам или письмам. Также рекомендуется использовать услуги блокировки нежелательных звонков и сообщений.
Пора менять газовый шланг…
Именно с таким утверждением стали сталкиваться ставропольцы, пустившие в дом людей, которые представились сотрудниками газовой компании. И конечно, оплату за работу эти люди принимают наличными деньгами исключительно на месте. А еще просят предоставить опять же персональные данные, которые затем могут быть использованы против вас.
Вот что по этому поводу сообщает АО «Ставропольгоргаз»:
– В АО «Ставропольгоргаз» все чаще обращаются жители краевого центра, столкнувшиеся с неустановленной группой лиц, предлагающих им заменить газовое оборудование, а также распространяющих сообщения от имени руководства компании в мессенджере Telegram.
Как правило, злоумышленники, представляясь работниками «Ставропольгоргаза», совершают поквартирный обход в домах, проводят осмотр газовых приборов, а затем побуждают жильцов заменить шланг от газовой плиты. Ничего не подозревающие граждане меняют сертифицированный газовый шланг на резиновый, не предназначенный для сетей газопотребления, отдавая лжегазовикам наличные деньги за выполненные работы. Наряду с этим неустановленные лица распространяют в мессенджере Telegram сообщения от имени руководства АО «Ставропольгоргаз» с просьбой перезвонить или предоставить какую-либо информацию.

Обращаем внимание жителей города на то, что специалисты АО «Ставропольгоргаз» никогда не принимают наличные денежные средства. Оплатить выполненные услуги потребитель может банковской картой через электронный платежный терминал, а также в кассе предприятия или в отделениях банка и Почты России. Сотрудники и руководство организации не отправляют сообщения клиентам в мессенджере Telegram с просьбой позвонить или выполнить какое-либо действие.
Можно убедиться, действительно ли к вам пришел сотрудник АО «Ставропольгоргаз», проверив служебное удостоверение работника, а также позвонив по номеру телефона 8 (8652) 237-104.
Звонок в мессенджере – звонок от мошенника
Лишь за прошлый год общая сумма ущерба от мошеннических действий составила один миллиард рублей. Зачастую сумма потерянных денег колеблется от нескольких сотен до нескольких миллионов рублей. Но при этом не менее опасна утечка персональных данных. За счёт них мошенники могут не только получить доступ к банковским счетам своих жертв, но и использовать их в своих преступных целях.
На данный момент повсеместно распространены способы мошенничества через поддельные интернет-сайты по предоставлению услуг или купли-продажи, фишинг-смс, сомнительные ссылки, звонки по номеру телефона или в мессенджерах. В одном из таких случаев мужчине поступил звонок из мессенджера Telegram от неизвестного пользователя, якобы из ФСБ. Звонивший обвинял его в спонсировании запрещенных организаций, угрожая обыском жилища и изъятием денежных средств. Мужчина не растерялся, сразу же пошёл в полицию и написал заявление.
– Сотрудники любых правоохранительных органов никогда не будут звонить по мессенджеру и тем более сразу заводить разговор про деньги. Это самое основное, что нужно запомнить. В таких случаях нужно сразу класть трубку! — отметила оперуполномоченная отдела уголовного розыска Управления МВД России по г. Ставрополю лейтенант полиции Камила Мамаева.
К сожалению, несмотря на обилие информации, листовок и плакатов по профилактике мошеннических действий, не всегда удаётся избежать обмана. Все дело в тонкой психологической работе. Мошенники ко всему прочему хорошие психологи, которые знают, как воздействовать на человека. Их злодеяния предполагают эксплуатацию фундаментальных человеческих эмоций. Ключевыми инструментами являются страх и жадность. Угрожая потерей финансов или уголовным преследованием, они вводят жертву в ступор и таким образом заставляют следовать их требованиям. Либо же, наоборот, манят перспективой быстрого обогащения, побуждая вложить определённые суммы на сомнительных платформах.
Доходы задекларировали?
Ещё один из способов, набирающий обороты в этом году, это перевод денежных средств под предлогом подачи декларации. Такого рода мошенники представляются сотрудниками Центрального банка или правоохранительных органов и совершают звонок, в процессе которого утверждают, что в силу вступил новый федеральный закон, который якобы обязывает граждан предоставлять свои денежные средства государству для их дальнейшей проверки. Под этим предлогом людей просят переводить деньги на определённый банковский счёт либо же передавать курьерам для дальнейшей проверки.
Чаще всего жертвами становятся подростки и пожилые люди. И чтобы обезопасить своих родных и себя от злоумышленников, не стоит доверять словам абонента, звонящего с неизвестного номера, будь то угрозы или предложения быстро обогатиться. Чтобы снизить количество подобных преступлений, правоохранительные органы и местные власти регулярно напоминают гражданам о мерах предосторожности. Стражи порядка на постоянной основе посещают образовательные учреждения, где проводят профилактические беседы с учениками, их родителями и педагогами. В общественных местах часто размещаются листовки и баннеры, на которые стоит обратить внимание, чтобы распознать мошенника.
К сожалению, далеко не всегда удаётся вернуть потерянные деньги даже после обращения в полицию. Поэтому куда важнее не попадаться на уловки злоумышленников и знать, как действовать в тот момент, когда звонок уже поступил.
– Если вам звонит неизвестный абонент и начинает говорить о деньгах – сразу прерывайте разговор. Заблокируйте этот номер. Если же мошенникам удалось узнать ваши личные данные или вы перевели им деньги, следует немедленно обратиться в правоохранительные органы. Здесь вас проконсультируют, скажут, что нужно сделать в дальнейшем, – рассказала лейтенант полиции Камила Мамаева.
Мошенники становятся изобретательнее с каждым днём, и никто не застрахован от попыток обмана. Но предотвратить злодеяние намного проще, чем потом пытаться вернуть потерянное. Будьте бдительны и берегите себя и своих близких от уловок злоумышленников!
Изображение сгенерировано нейросетью