Помнится, в моем далеком детстве в с. Петровском, а это начало 50-х годов прошлого столетия, вдруг на нашей улице Тургеневской появился новый мальчик-ровесник – их семья снимала тут жилье. А вся уличная пацанва после школы под вечер выходили на улицу пообщаться: поиграть в жмурки или в казаков-разбойников.
И всегда все приносили с собой какую-нибудь вкусняшку – сушеные фрукты, конфетку-подушечку, других в те времена не было, так подушечки еще и липли в кармане фуфайки, или кусочек сахара. Он тогда был в дефиците, нашей семье его из Москвы присылал мой старший брат Слава, который там учился, а затем и работал. Правда, один раз посылка пришла с камнями: где-то кто-то поменял сладкое на твердое.
Так вот, все, кто что-нибудь приносили, этим не делились, а просто хвастались. А этот паренек всегда предлагал то, что у него имелось. Это было так непонятно для всех нас. Все очень по-доброму относились к нему, но никто не подражал.
Запомнилась на всю жизнь его непривычная манера поведения – она мне понравилась, и я затем тоже пытался хоть как-то быть полезным. Особенно это чувство укрепилось, когда удалось спасти тонущую девочку-одноклассницу из детского дома – мы вместе учились в шестом классе.
Затем я нашел у А.П. Чехова подтверждение того, что жизнь человеческая только тогда обретает смысл, когда она полезна.
«Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, добры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»
И у него же: «Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-то вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно» (А.П. Чехов).
«Если ты знаешь, как надо жить людям для их блага, и желаешь добра людям, то будешь высказывать им это и высказывать так, чтобы они поверили тебе. Для того же, чтобы они поверили тебе и поняли тебя, тебе надо постараться передавать свои мысли спокойно и с добротой.
А между тем как часто мы поступаем как раз наоборот. Мы хорошо умеем беседовать с человеком, согласным или почти согласным с нами; когда же мы видим, что собеседник наш не верит в ту истину, которую мы признаем, или даже не понимает ее и, несмотря на наши усилия объяснить ему, он продолжает не соглашаться с нами и, как нам кажется, упрямится или извращает наши слова, то как легко мы теряем наше спокойствие и раздражаемся! Мы или начинаем сердиться и говорить нашему собеседнику неприятности, или прекращаем разговор, думая, что с таким непонятливым или упрямым человеком не стоит и рассуждать.
Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом – не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова»(Лев Толстой. По Эпиктету, Древний Рим, I век).Мне недавно рассказали весьма интересную и поучительную историю одной семьи. Они проживают в многоэтажном доме – весьма доброжелательны со всеми соседями и всегда готовы прийти к ним на помощь, даже если нет и конкретной просьбы. Ну да это ладно.
Но они вообще не замыкают свои двери ни днем, ни ночью, и не имеют внутренних запоров. И об этом, естественно, знает весь дом. И всех, кто к ним приходит, они встречают гостеприимно с добрыми словами и учтивостью.
Семья так объясняет свою оригинальность открытости дверей в течение многих лет – они абсолютно уверены, что их охраняет та самая энергия добродетели, которую они раздают окружающему миру, а ведь все зависит от веры!
P.S. «Никто не становится хорошим человеком случайно», – говорил Сенека. Так вот я благодарен тому мальчишке, который лет этак семьдесят назад показал мне пример того, как нужно жить в этом мире, чтобы быть счастливым.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА

