В Региональном информационном центре Ставропольского края состоялась очередная пресс-конференция на тему «Реставрация мавзолея аланского правителя: «магия» во дворе Ставропольского краеведческого музея»
В ходе брифинга эксперты всероссийского уровня Анастасия Макарова, Елена Антонова и Ольга Брилева рассказали представителям средств массовой информации о том, как проходили реставрационные работы, каковы их результаты, а также коснулись исторического значения мавзолея, получившего «вторую жизнь», и других связанных с этим процессом интересных аспектов.
Солидные средства для серьезной работы
Как подчеркнула Ольга Брилева, Президентский фонд культурных инициатив выделил ставропольскому проекту «Мавзолей аланского правителя: сохранение и возрождение рельефов» грант на сумму 8,9 млн рублей. Что характерно, произошло это аж с пятой попытки, но результат того стоил. Фонд предоставляет возможность культурным учреждениям страны точечно реализовывать самые интересные задумки. Ведь бюджет организации достаточно скромен, и потому финансы концентрируются на поддержке тех проектов, которые выглядят наиболее увлекательными и познавательными. Именно поэтому для курируемой главой государства программы поддержки грантов в сфере культуры в данном случае важно, чтобы жители и гости города Ставрополя больше узнали о находящемся здесь уникальном памятнике. И безусловно, одним из важнейших этапов работы в этом направлении является качественная реставрация мавзолея.

– Да, выиграть грант получилось совсем не сразу, – вспоминает сотрудница краевого музея-заповедника. – И победить в итоге удалось только благодаря участию в акселерационной программе Президентского фонда культурных инициатив, куда направлялись заявки, которые недобрали всего несколько баллов для победы. У нас этот «недобор» был совсем небольшим – полтора или даже 0,7 балла. Еще важно, что, по условиям конкурса, музей напрямую не может выиграть средства гранта. Поэтому здесь нам помогает партнер – ООО «Дизайн-студия Б», которое непосредственно и является получателем средств. То есть при реализации проекта было налажено трехстороннее сотрудничество в лице упомянутой выше типографии цифровых решений, московских и казанских реставраторов, а также, конечно, команды нашего музея-заповедника.
В целях дальнейшей популяризации мавзолея планируется выпуск раскрасок, проведение двух десятков бесплатных экскурсий, конкурса детских рисунков, семинаров по теме реставрации, доклада на неделе археологии и мастер-класса на фестивале «Наследие степей и гор».
Ольга Брилева констатировала: «Все эти мероприятия помогут людям лучше узнать о культурном наследии региона. Сотрудники музея уже отмечают рост интереса к лапидарному дворику. Здесь это прилагательное используется в том смысле, что на его территории выставлены элементы скульптур и строений, обнаруженные в ходе археологических раскопок. Сегодня наши посетители часто спрашивают о мавзолее, и алгоритм работы, предложенный Президентским фондом культурных инициатив, действительно работает».
Итог командной работы
Как отметила Анастасия Макарова, над проектом реставрации мавзолея работала целая команда из десяти человек. В основном это художники-реставраторы из Москвы и их коллеги из Казани. Первым, наиболее трудоемким этапом разделенных на несколько технологических операций работ было удаление загрязнений и биологических обрастаний, что позволило осветлить поверхность памятника и устранить старый цементный шовный раствор. На втором этапе команда занималась структурным укреплением и обработкой трещин.
Спикер пояснила: «Сейчас работы подошли к финишу. Все швы вновь заполнены специальным раствором, а также выполнено восстановление утраченных деталей. В ближайшее время будет проведена защитная консервационная обработка объекта – гидрофобизация».
Этим термином называют процесс обработки поверхностей специальными составами – гидрофобизаторами, которые придают верхнему слою объектов водоотталкивающие свойства. Данные вещества проникают в поры материала и создают невидимую пленку, препятствующую впитыванию влаги. При этом состав сохраняет паропроницаемость поверхности. То есть может пропускать или задерживать водяной пар, позволяя таким образом материалу «дышать».
Рассказывая о восстановительных работах в мавзолее аланского правителя XI века, художник-реставратор обратила внимание на то, что они проходили по специальному заданию, которое утвердили на заседании реставрационного совета музея. Главной технической проблемой была необходимость укрепления камня, так как на рельефах и поверхностях были отслоения и трещины.
Трудности в ходе реставрации
Как сообщила на пресс-конференции в Региональном информационном центре художник-реставратор Елена Антонова, самым сложным процессом в работе оказалась очистка камней от биологических наслоений. Песчаник, из которого обустроен царский мавзолей, отличается особой пористостью и слоистостью. Поэтому, как разъяснила специалист, биологические наслоения проникают глубоко в структуру камня. Среди них есть накипные лишайники, которые внешне порой выглядят очень симпатично и даже чем-то напоминают розочки. Но проблема в том, что они имеют очень длинные корни, проникающие глубоко в камень. Не меньше проблем создают водорослевый налет и микроскопические грибы. Очистка от последних, по словам Елены Антоновой, оказалась невозможной.
«Темноокрашенные микроскопические грибы в процессе жизнедеятельности выделяют пигмент, который окрашивает камень, – поделилась с журналистами реставратор. – Когда этот природный краситель попадает слишком глубоко, очистить его становится практически невозможно. С другой стороны, нам кажется, что трогать его и не надо, иначе может исчезнуть некий флер древнего археологического памятника».
Еще одной сложностью были возникшие за более чем тысячелетний срок, минувший после создания мавзолея, пустоты под корками поверхности. Для предотвращения дальнейшего разрушения уникального объекта их необходимо было заполнить, не нарушая всей уникальной структуры средневековой гробницы. Это был очень непростой и кропотливый процесс.
«Наш отдел в московском институте специализируется на монументальной скульптуре, – продолжила отвечать на вопросы представителей средств массовой информации Елена Антонова. – К курируемому нами направлению в большей степени относятся кладбища и различные мемориальные памятники. Как правило, они находятся на открытых природных площадках и вследствие этого сильно обрастают биологическим материалом. Одним из ярких примеров в данном направлении стала наша работа по реставрации надгробия на могиле замечательной русской актрисы Маргариты Георгиевны Бурджаловой-Савицкой на Новодевичьем кладбище столицы. Понять, что песчаник, из которого изготовлен памятник, изначально был белого цвета, удалось только в конце, так как он был засорен биологическими наростами. И случилось это за относительно небольшой, полувековой период. А мавзолей аланского правителя находился в условиях естественной лесной влажности на протяжении многих столетий, что является идеальной средой для различных бактерий, мхов и лишайников. Естественно, они сильно расплодились на поверхности памятника и даже проникли внутрь его. Все это и вызвало серьезные сложности при реставрации».
Новые открытия
Как рассказала руководитель реставрационных работ Елена Антонова, наверное, нельзя сделать вывод, что в ходе работ удалось узнать что-то сильно уникальное и сенсационное. Но все-таки без открытий, пусть и локального характера, не обошлось. Специалисты очистили кольцо на главном фасаде и обнаружили два рукотворных углубления, похожих на желобки для прикладывания пальцев. Кроме того, на фасаде после расчистки стали видны следы различных цветовых оттенков, которые загрязнения не позволяли зафиксировать ранее.
Рассказ коллеги дополнила Анастасия Макарова, согласившись с ее мнением о том, что, возможно, углубления на фасаде мавзолея символизируют какой-то особый, говоря образно, жест.
«Кроме того, после процедуры очистки на главном фасаде памятника стали различимы следы другого оттенка поверхностей на рельефах, – прокомментировала руководитель реставрации мавзолея. – Это неяркие фрагменты, ранее скрываемые за слоем загрязнений, и их раньше было сложно заметить. Фигуры имеют красноватый оттенок, как и кольцо на фасаде. На двух других поверхностях мы увидели следы копоти, что создает определенное поле для интерпретации. В далеком прошлом здесь могли разводить костры или даже проводить ритуальные обряды».
Анастасия Макарова подытожила: пол в мавзолее был засыпан щебнем, который удалили, и стало понятно, что здесь кончаются плиты цоколя: «Плиты полностью не перекрывают нижнюю поверхность памятника, и это является важным материалом для дальнейших исследований и размышлений. Вполне возможно, что здесь было грунтовое захоронение. Все эти вновь открывшиеся, на первый взгляд, не очень значительные детали могут дать развитие трактовки уникального памятника».
Специалист, возглавляющая работы с мавзолеем, подчеркнула, что теперь хочется «привести к общему знаменателю» и остальные экспонаты лапидарного дворика музея, начиная с каменных баб и заканчивая знаменитым Преградненским крестом с надписью на кириллице, датированной XI–XIII веками.
В едином стиле с Европой
Ольга Брилева обратила внимание журналистов на весьма интересный факт. Некоторые элементы на поверхности отреставрированного мавзолея схожи с фрагментами, обнаруженными на плитах храма на горе Лашкендар. Предположительно, эти объекты строили в одно и то же время. Стоит напомнить, что эта возвышенность входит в число семи святилищ в Абхазии. На одной из ее вершин на высоте 945 метров находятся руины христианского храма с барельефами, изображающими леопардов или, возможно, собак. Точная дата строительства этого объекта неизвестна, по разным оценкам, он был сооружен между VII и XI веками. Любопытно, что такой стиль, который еще иногда называют «варварским», тогда был привычным не только на Северном Кавказе. Его также активно использовали во Франции и в Италии.
«Где-то на границах с Византийской империей варвары постепенно «перерабатывали» византийский стиль по-своему, – рассказал специалист. – Поэтому постепенно он превратился в так называемый «варварский». Аналогичные нашему мавзолею объекты можно найти в Европе, и все это представляет собой единое культурное явление».
Также Ольга Брилева акцентировала внимание на том, что, хотя мавзолеи, подобные тому, который находится в Ставрополе, встречаются и в других местах, но наш, с барельефами, пока единственный среди обнаруженных. Еще до реставрации он был жемчужиной коллекции Ставропольского краевого музея-заповедника, а теперь и вовсе «заиграл новыми красками». На восстановление памятника средства пытались найти еще с 1960 года, и только спустя 65 (!) лет эту задумку удалось воплотить в жизнь.
Несмотря на серьезную медийную «раскрученность», мавзолей не конкурирует с другим археологическими залами музея, а скорее – дополняет их. Так, на передней плите памятника изображен главный персонаж с секирой, и этот уникальный предмет Х века уже в натуральном виде можно увидеть, посетив другую экспозицию. Или вырубленный на плите вепрь в виде таксидермического творения предстанет перед взорами посетителей музея в зале природы. То же самое с цепью для крепления очага.
На популярном фестивале
30 августа в Ставрополе пройдет исторический фестиваль «Наследие степей и гор». Это мероприятие исторической реконструкции состоится на южной окраине краевого центра, на территории памятника археологии федерального значения «Татарское городище». На с каждым годом набирающем популярность фестивале будет представлена модель мавзолея аланского правителя в размере «один к одному». Как анонсировала Ольга Брилева, ее особенность заключается в использовании цветовых оттенков, актуальных для XI века.
По словам реставратора, идея создания макета исторического памятника пришла директору Ставропольского музея-заповедника Николаю Охонько, который всю жизнь занимается его изучением. Модель создадут в натуральную величину, а все костюмы персонажей будут раскрашены в цвета той давно ушедшей эпохи.
Перед выставкой специалисты распространят брошюру, в которой подробно рассказано, почему для костюмов были выбраны именно такие цветовые оттенки. Оригинальная экспозиция будет работать на протяжении двух месяцев. Все желающие смогут бесплатно увидеть макет мавзолея аланского правителя и погрузиться в историю памятника.
Подготовил Олег ЧЕСНОКОВ.
Фото из архива Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.П. Прозрителева и Г.К. Праве