Специалисты министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставрополья ответили на часто задаваемые собственниками недвижимости вопросы об установке шлагбаумов во дворах многоквартирных домов, цифровизации управления зданиями, сроках замены лифтов, необходимости обновления информации о владельцах жилья, поддержании порядка на площадках по сбору твердых бытовых отходов, а также рассказали об уникальной технологии укладки асфальта.
Шлагбаум во дворе может стать нарушением
Сегодня нередко возникает ситуация, когда дворы МКД превращаются в спонтанные стоянки для автомобилей, в основном не жильцов соседних домов, а посторонних водителей. Решить эту проблему может установка шлагбаума, но существует важный нюанс. Если сделать это с нарушением закона, то заслон придется убрать.
Специалисты краевого министерства ЖКХ подчеркивают: шлагбаум можно установить по решению общего собрания собственников одного дома, при том что участок, на котором будет установлено оборудование, поставлен на кадастровый учет и закреплен за этим МКД. Когда земля не оформлена и находится в муниципальной собственности, то она уже не является общим имуществом владельцев жилья, и распоряжаться ею, в том числе и для установки шлагбаума, может только местная власть.
Поскольку жилищное законодательство не регулирует вопрос общего имущества собственников помещений в нескольких многоэтажках, то установить ограждение вокруг территории только одного из домов без учета остальных невозможно. Решить этот вопрос можно либо посредством проведения отдельных общих собраний в каждом доме, либо обратиться в орган местного самоуправления для выделения отдельного участка. Данные о разграничении земли доступны в электронном сервисе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) под названием «Публичная кадастровая карта».
Вопросы установки устройств, ограничивающих въезд на территорию многоквартирных домов, решаются на общем собрании собственников помещений, для чего необходимо не менее двух третьих голосов от их общего количества. На этом же мероприятии можно утвердить и смету на установку шлагбаума, определить порядок и размер оплаты его обслуживания. Часто это проводится за счет всех владельцев недвижимости в доме, но случается, что в процессе участвуют только автомобилисты.
После принятия решения установить заграждение на законных основаниях возможно только с разрешения органов местного самоуправления. Без соблюдения таких условий шлагбаум может быть признан незаконной ограждающей конструкцией. В таком случае собственники недвижимости или органы надзора могут требовать его демонтажа.
Как отметил министр жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Александр Рябикин, при установке шлагбаума стоит учесть, что граждане не вправе ограничивать допуск на придомовую территорию другим собственникам, экстренным и спасательным службам – скорой медицинской помощи, МЧС, пожарной службе, а также специализированным аварийным и инженерным бригадам. В частности, должен быть обеспечен свободный подъезд пожарной техники к зданию. Это установлено пунктом 365 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства России №390 от 25 апреля 2012 года. Несогласованная установка шлагбаума при въезде на придомовую территорию нарушает данное требование, поскольку не дает возможности полноценно работать пожарным в случае возникновения возгораний.
Новые цифровые решения
В конце июля текущего года распоряжением Правительства страны утверждена концепция цифровизации многоквартирных домов на территории Российской Федерации на период до 2030 года. Она предполагает повсеместное внедрение практики строительства «умных» многоквартирных домов и применение высокотехнологичных решений. В перспективе это качественно изменит и жизнь простых граждан, и сферу жилищно-коммунального хозяйства в целом.
Концепция предполагает объединение усилий органов власти, застройщиков, производителей оборудования и других специалистов. Все это необходимо для внедрения технологичных решений, в том числе для установки датчиков и интеллектуальных приборов учета в целях экономии коммунальных ресурсов, снижения потребления электроэнергии и воды.
Главная цель заключается в том, чтобы повысить комфорт проживания жителей в «умных» многоквартирных домах. В рамках реализации принятого документа будут внедряться отечественные решения с применением технологий Интернета вещей. Так называется сеть передачи данных между физическими объектами, оснащенными встроенными средствами и технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. Таким образом, появится возможность сбора достоверных и качественных первичных данных о процессах в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это напрямую повлияет на снижение аварийности на внутридомовых инженерных сетях в «умных» домах, а также повысит оперативность обмена информацией с организациями, обеспечивающими их функционирование. Один из ожидаемых результатов – сокращение времени реагирования на возникающие экстренные ситуации. Особенно в зданиях, где подобные технологии отсутствуют.
При этом разработчики концепции осознают сложности, с которыми придется столкнуться при ее реализации. Например, среди рисков обозначена недостаточная и неполная разработка правил в сфере цифровизации домов и жилищно-коммунального хозяйства, а также необходимость обеспечения информационной безопасности систем.
Стоит отметить, что положения концепции пока носят рекомендательный характер, а ее принципом является добровольность в принятии решений о цифровизации возводимых многоквартирных домов застройщиками и заказчиками строительства. Думается, в силу увеличения конечной стоимости недвижимости, на это пойдут не все.
Сроки замены лифтов
Очевидно, что замена лифта в многоэтажке является дорогостоящей, трудоемкой и длительной процедурой. Однако она непосредственно влияет на безопасность жильцов дома. В министерстве жилищно-коммунального хозяйства края рассказали, какое количество лифтов в регионе будет обновлено, а также от чего зависят сроки их замены.
По техническому регламенту Таможенного союза ЕАЭС «Безопасность лифтов» нормативный срок службы пассажирского подъемника равен 25 годам. Эксплуатировать его после окончания данного срока можно лишь после проведения технической экспертизы на соответствие нормам безопасности. В ноябре минувшего года Евразийская экономическая комиссия продлила на пять лет срок службы лифтов, подлежащих замене до 15 февраля 2025-го. Решение обусловлено большим количеством подъемников в нашей стране, требующих замены. Лифты с истекшим сроком после указанной выше даты теперь разрешается эксплуатировать до 2030-го, если они прошли техническую экспертизу на безопасность.
На Ставрополье до конца текущего года планируют заменить 327 лифтов в рамках проведения капитального ремонта МКД. Во многих домах уже начались работы.
Условно этапы замены лифтового оборудования можно поделить на ремонтные и проверочные. К этапу самого ремонта относятся остановка лифтового оборудования, заезд рабочего персонала, завоз материалов, инструментов и переключение подъемника в монтажный режим, демонтаж старого оборудования и установка нового, а затем проведение пусконаладочных работ.
Этап проверки оборудования включает в себя подтверждение безопасности лифта и приемку работ. В процедуре участвуют управляющая организация, обслуживающая лифтовая компания и собственники многоквартирного дома.
– При этом под каждое лифтовое оборудование, даже если их в доме установлено несколько, разрабатывается свой индивидуальный проект, – конкретизировал министр ЖКХ Ставропольского края Александр Рябикин. – В нем прописываются технические условия и конкретные сроки выполнения. Например, продолжительность замены может корректироваться из-за типа шахты в конкретном доме, состояния оборудования, необходимости конструктивных изменений, сроков поставки нового оборудования и времени согласования документов.
Почему необходимо обновлять о себе информацию?
После покупки недвижимости или смены собственника необходимо переоформлять коммунальные платежи. Если этого не произойдет, то в платежных документах останется обозначено имя прежнего владельца, а вместе с ним в «наследство» новым владельцем могут быть получены и долги по коммуналке.
Важно знать, что в лицевом счете отражается информация о начислениях за жилищно-коммунальные услуги и произведенных оплатах. Он оформляется на жилое помещение – квартиру, жилой дом либо их части – и содержит уникальный код плательщика, а также данные ответственного лица. Главная проблема, которая может возникнуть, если не перевести лицевой счет на нового собственника после продажи квартиры, это долги за коммунальные услуги.
Кроме того, если счет будет оформлен на старого собственника, может возникнуть проблема с платежами, которые будут неправильно учтены или даже вовсе не дойдут до снабжающей коммунальным ресурсом организации. А если долг станет существенным, то оказание услуг может быть приостановлено до его погашения.
Также необходимо сообщать новые данные в региональный Фонд капитального ремонта. Для этого новому собственнику необходимо составить заявление в свободной форме и приложить к нему копии документов, подтверждающих право собственности на помещение. Отправить документы можно любым удобным способом - воспользоваться формой обратной связи на сайте фонда, отправить электронное письмо или лично принести документы по адресу организации: город Ставрополь, улица Лермонтова, 155/1.
Также при смене собственника или переезде необходимо уведомить и регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Надо сообщить в эту организацию об изменении числа проживающих граждан, даже если это происходит временно, причем не позднее пяти рабочих дней после того, как это произойдет. Также в трехдневный срок нужно заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО. В случае несогласия с начислениями платы за вывоз твердых коммунальных отходов необходимо предоставить региональному оператору адресную справку о количестве лиц, зарегистрированных в жилом помещении. По запросам собственников недвижимости этот документ бесплатно выдается структурными подразделениями МВД по вопросам миграции.
Нюансы для арбузов и дынь на мусорных площадках
Летом и в первой половине осени значительно увеличивается количество пищевых отходов за счет овощей и фруктов, насыщенных влагой. Чаще всего оказываются в мусорных контейнерах арбузы и дыни, которые быстро портятся. Последствия не заставляют себя ждать: на площадках для сбора ТКО царит неприятный запах, а асфальт залит подтеками. Жители близлежащих домов остаются недовольными.
Здесь присутствует еще один важный момент, касающийся терминов. «Влажные» отходы сложно назвать твердыми, потому что 95 % их массы составляет вода. В результате получается, что за сутки на дне контейнера могут скопиться десятки литров жидкости. Безусловно, современные мусоровозы оснащены поддонами для сбора жидких фракций отходов и уплотнительными лентами, способными удерживать значительную их часть. Но полностью решить проблему таким образом невозможно, ведь техника не предназначена для транспортировки жидких отходов, а приемные бункеры не полностью герметичны. В результате часть влажных накоплений все равно попадает на территорию вблизи контейнерных площадок.
Конечно, сложившаяся ситуация во многом зависит от поведения самих граждан, и советы здесь простые, но эффективные. Часть неприятных последствий можно предотвратить, если разумно подходить к покупке продуктов и своевременно употреблять их в пищу. К примеру, проживающим в квартирах лишнюю жидкость из бахчевых и других сочных продуктов лучше сливать в канализацию, а только затем выбрасывать остатки в контейнер. А вот владельцы частных домов могут отправлять органические отходы в компост, то есть для органических удобрений. Тем самым будет снижена нагрузка на мусорные контейнеры и улучшится экологическая обстановка.
Вторичное сырье для дорожного покрытия
Всего по стране за последние пять лет было использовано почти 5,5 миллиона тонн вторичного сырья для строительства девяти миллионов километров дорожного покрытия. В Ставропольском крае эта технология уже опробована и активно используется. В нашем субъекте за последние пять лет отремонтировано таким образом свыше 93 км дорог.
При ремонте дорог используют современные технологии переработки, в первую очередь метод под названием «холодный ресайклинг». Он позволяет перерабатывать старое покрытие с добавлением цемента, а после фрезерования и выравнивания его укладывают верхним слоем. Это помогает экономить строительные ресурсы, улучшать качество дорожного покрытия и продлевать межремонтный срок службы полотна.
Кроме того, использование вторичного сырья снижает нагрузку на полигоны, что способствует достижению показателей региональной программы «Экономика замкнутого цикла», реализуемой в рамках национального проекта «Экологическое благополучие».
Подготовил Олег ЧЕСНОКОВ