О тех, кто не позволяет маленькому злу перерасти в большое | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Александр Викторович Семёнов
Фото из архива Александра Семенова
О тех, кто не позволяет маленькому злу перерасти в большое

О тех, кто не позволяет маленькому злу перерасти в большое

15 октября
17:07

16 октября свой профессиональный праздник отмечают работники службы дознания в системе органов МВД.

Этот праздник посвящён тем, чья роль в системе правопорядка иногда несправедливо остаётся в тени, не попадая в яркие заголовки новостей. Зачастую внимание привлекают резонансные преступления, в которых фигурируют следователи, оперативники, эксперты, в то время как дознаватели выполняют кропотливую, повседневную работу по искоренению мелкой преступности.

Их усилия — это фундамент, на котором строится безопасность общества. Они предотвращают перерастание мелких правонарушений в серьёзные угрозы, устраняя их корни, такие как побои, кражи или мошенничество, обеспечивая стабильность повседневной жизни граждан. Без их вмешательства мелкие конфликты могли бы выйти из-под контроля, тем самым нарушив общественный порядок и покой.

 

В этот день мы бы хотели отметить вклад тех, кто посвятил годы жизни этой профессии, жертвуя своими силами, покоем и подчас здоровьем ради спокойной жизни граждан. Один из таких профессионалов – Александр Викторович Семёнов, заместитель начальника отдела полиции №3 управления МВД России города Ставрополя. В прошлом — начальник дознания, посвятивший данной профессии много лет. Благодаря ему и его коллегам множество потенциально опасных ситуаций было нейтрализовано ещё на ранних стадиях.

Разговор с Александром Викторовичем позволил вникнуть в специфику этой профессии: узнать её нюансы, особенности и сложности. В ходе интервью мы затронули темы первых впечатлений, трудностей, интересных ситуаций и даже необычного хобби Александра Викторовича, благодаря которому он занял 3-е место на соревнованиях в России.

 

– Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, что побудило вас выбрать такую непростую и ответственную профессию, как дознаватель? Это был ваш осознанный выбор или, может быть, влияние каких-то обстоятельств?

– Когда учился в институте, привлекала именно следственная работа. Я начал работать в Ленинском отделе милиции. В 2001 году пришёл на должность участкового, но всегда хотелось работать именно в следствии. Когда стали расширять дознание в связи с изменениями Уголовно-процессуального кодекса в 2002 году, мне предложили пойти работать в это подразделение, и я сразу согласился. Отработал год в Ленинском дознании, 4 года в управлении дознания, потом 12 лет работал начальником Октябрьского отдела дознания и 3 года – Промышленного. Вот такой мой путь как дознавателя.

 

 – Вы помните свои первые дни в качестве дознавателя?

– Первые дни, конечно, были сложные. Я помню дежурство с 31 декабря на 1 января. За сутки я тогда отработал 22 выезда. Больше такого у меня не случалось. Это был рекорд по количеству и объёму работы. За время службы в подразделении я объездил все 35 районов в крае, был во всех 35 райотделах внутренних дел. Особенно в восточной стороне: Нефтекумск, Левокумский, Курский районы, постоянно туда отправлялся в командировки.

 

– Не могли бы вы рассказать, что для вас было большим открытием или же, наоборот, разочарованием в реалиях работы?

– Открытием было то, что система образования не совсем подстроена под практическую деятельность. Я окончил университет с красным дипломом и, придя на работу, достаточно подробно зная Уголовно-процессуальный и Уголовный кодекс, впервые столкнулся с некоторыми практическими моментами. Оказалось, что в университете не учат заполнять учётные карточки, не учат работать с базами данных. Было сложно первое время понять, как это делается. Пришлось перестраиваться, вникать во все нюансы.

В целом система образования оторвана от практики. Никто не учит, какие необходимо выяснять вопросы при кражах, при грабежах, при разбоях, при нанесении телесных повреждений. В этом всё-таки есть определённый пробел. И плюс, когда уже работаешь руководителем, пришлось учиться именно общению и руководству людьми. Это все нарабатывалось на практике.

 

– А были в вашей практике дела или случаи, которые вы могли бы назвать забавными или курьёзными? Можете рассказать о них?

– К сожалению, наша работа – это в основном «чернуха» каждый день. Одно и то же, как день сурка. Пришёл: работаешь и работаешь. Но интересных случаев было много. Вот, допустим, однажды сотрудники Главка выявили человека, который самостоятельно изготовил огнестрельное оружие, два винчестера. Он сам сделал часть деталей, некоторые выписал через Интернет. И эти винтовки даже стреляли. Мужик с золотыми руками, проще говоря. Но закон он при этом нарушил.

 

– А были ли какие-то очень сложные дела?

– Работа дознавателя – она сама по себе сложная. Потому что более 90 статей УК РФ относятся именно к ответственности дознания. Если, допустим, случилось убийство или разбойное нападение, то на место происшествия едет следователь. Если не могут разобраться, что там случилось, то для этого есть дознаватель, и он разбирается. На месте нужно быстро ориентироваться и сразу выяснять конкретные нюансы. Например, расследовать групповую драку сложнее, чем убийство: кто сколько ударов нанёс, кому, какие удары, какие телесные повреждения это за собой повлекло все нужно выяснять. И когда ты довёл дело до конца, прокурор утвердил обвинительное заключение, приходит удовлетворение от того, что ты сделал свою работу.

 

– А были ли дела, сложные именно в эмоциональном плане? Может быть, одно из них оставило след в вашей душе?

– Постоянно такие дела. Людей жалко. Потому что многие идут на преступления не из-за того, что они преступники, а спонтанно. Одно время работал магазин в Октябрьском районе города, там молодёжь часто воровала. Не то чтобы им есть было нечего, а просто это считалось модным. И вот зачастую ловили тех, кто решил выпендриться перед друзьями, показать, что он такой крутой, идет и ворует. Его ловят, и потом начинается: папа, мама приходят, с довольно хорошим достатком. Сами эти воришки – студенты, учатся в престижных учебных заведениях. К счастью, эта мода среди молодёжи уже прошла.

А дел у дознавателя всегда много, может быть, и не очень ярких, в основном повседневная работа. Возбудил, закончил, направил, подписал – забыл. Следующее дело. Конвейер, проще говоря, но каждое из этих дел – вклад в обеспечение порядка на вверенной нам территории.

 

– Случаются ли у сотрудников выгорания в связи с работой? Если да, то как вы с ними справляетесь?

–  Выгорание достаточно распространённое явление, оно особенно связано с нагрузкой. К примеру, в Промышленном районе на каждого дознавателя приходится до 30 дел в месяц. Естественно, выгорание наступает в определённый момент. Чтобы его не случилось, у каждого свои методы. У меня, допустим, это хобби – судомоделизм. Я уже больше 15 лет им занимаюсь. Собрал довольно большую коллекцию – свыше 40 кораблей, я их выставляю на разных выставках. Вот сейчас, допустим, в ГУВД стоит моя выставка, в библиотеке имени Бурмистрова, в Шпаковском музее. Вот так вот релаксируешь: приходишь, позанимаешься любимым делом полчаса, час, два – и перезагрузился. Мелкая моторика успокаивает, и дальше уже чувствуешь себя нормальным человеком.

Есть понятия «профессиональная деформация», «профессиональное выгорание», и это довольно распространено в полиции. Многие уходят именно из-за того, что теряют интерес к работе, из-за больших нагрузок, в том числе и психологических. Не все выдерживают.

А вообще работа в полиции интересна тем, что ты постоянно работаешь с людьми. С каждым человеком должен найти общий язык. Полицейский – это психолог прежде всего. Ты должен к каждому человеку подобрать свой ключик. Если ты этого не сделаешь, то не сможешь работать в профессии.

 

– Расскажите, пожалуйста, о судомоделировании. Как вы пришли к этому хобби?

– Когда в школе учился, из пластилина делал модельки кораблей времён Русско-японской войны. Я тогда прочитал книги «Порт-Артур» Степанова и «Цусима» Новикова-Прибоя. После этого начал искать фотографии кораблей тех времён и лепить их из пластилина. В старших классах стал делать из бумаги модели танков, самолетов, потом постепенно вновь перешел на корабли. У меня сейчас где-то моделей 40 готовых, ещё около 35 лежит в очереди на сборку. Времени мало, поэтому изготовление одного корабля занимает от месяца до года, иногда и больше. Вот последняя модель, авианесущий крейсер «Киев», я делаю уже больше года. Еще где-то месяца четыре у меня на него уйдет, судя по объёму работы.

Выставка в здании ГУ МВД РФ по СК

– Нам известно, что вы занимали третье место на Всероссийском чемпионате по судомоделированию. Можете рассказать подробнее? 

– Раз в два года в Новороссийске среди судомоделистов проводится соревнование «Кубок Цемесской бухты». Ну и чемпионат России последний раз в 2023 году проходил там же, одновременно. Моя модель крейсера «Петр Великий» заняла третье место, я набрал 96 баллов из 100 возможных в своей категории. И до этого неоднократно ездил на подобные соревнования: в 2017, 2019, 2021 годах, и первые, и вторые места занимал. Но в этот раз был чемпионат России, то есть очень высокая конкуренция. Третье место именно из-за объёма и качества выполнения работы.

Модель корабля «Пётр Великий»

– Это хобби требует усидчивости?

– Конечно, причем не только усидчивости, но еще и места, где хранить модели кораблей. Тот же «Петр Великий» с подставкой имеет длину полтора метра. Почему я его в музей в Михайловске отвёз? Потому что дома хранить негде.

 

– Исходя из вашего опыта, вы бы могли дать какой-то совет молодым людям, которые планируют связать свою жизнь с дознанием?

– Учите Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, криминалистику и особенно подзаконные нормативные правовые акты, так называемые постановления Пленума Верховного Суда. Без этого никак. Плюс терпение, внимательность. Я уверен, что человек, отработавший определенное время в подразделениях дознания, сможет реализоваться потом в любом направлении. Вот я сейчас уже заместитель начальника отдела, но мне помогают те знания, которые я приобрёл в дознании. И в будущем, где бы я ни работал, они мне пригодятся. Здесь ты еще и учишься грамотно планировать свой рабочий день, чтобы все успеть. Каждый успешный дознаватель – это, прежде всего, хороший логист, который сумел правильно все спланировать.

 

– Существуют ли какие-то критерии качеств человека, которые говорят о том, что дознание – это именно его стезя?

– Усидчивость, внимательность, профессионализм. Нужно уметь внимательно относиться к деталям. От одной запятой, как в распространённом выражении «казнить нельзя помиловать», очень многое зависит, может получиться совершенно разный результат. Нужно быть очень внимательным.

 

Мы благодарим Александра Викторовича за насыщенное и информативное интервью, которое раскрыло не только профессиональные тонкости, но и человеческие факторы в работе дознавателя. От всей души поздравляем всех сотрудников дознания и желаем стойкости, успехов и удачно завершённых дел!

Фото из архива Александра Семенова

Читайте также

Достойные  наследники прадедов

Вот такие у нас юнармейцы! С чувством Родины в душе и смелыми мечтами.  Я от всей души пожелала этой юной прекрасной девушке осуществления ее мечты и успешного жизненного полета.

10 ноября

«В объективе: кадры славы»

Принять участие в конкурсе могут все, независимо от возраста. Важное условие: на кадрах, сделанных в течение 2025 года, должны быть памятные места Ставрополя, посвященные героическим страницам истории. От одного участника принимается не более пяти фотоснимков.

10 ноября

Дежурная часть – на посту круглые сутки

В День полиции, как отметил Сергей Осламов, коллеги, конечно, поздравляют друг друга, но так как все находятся на работе, отмечать праздник особо не принято. Полицейский пожелал всем сотрудникам органов внутренних дел терпения и крепкого здоровья, а также спокойных смен и дежурств. 

10 ноября

В единстве наша сила

В этот знаменательный для всего нашего государства день мы еще раз напомнили всем присутствующим, что в единстве и согласии наш народ — великая сила, что лишь все вместе мы сможем достичь процветания и благополучия нашей страны. Патриотический час в очередной раз продемонстрировал сплоченность народа России перед лицом вызовов, стоящих перед государством. Особенно сейчас он приобрел особую значимость и призван дальше служить символом единства страны. Мы разные, но мы – вместе!

10 ноября