О тех, кто не позволяет маленькому злу перерасти в большое | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Александр Викторович Семёнов
Фото из архива Александра Семенова
О тех, кто не позволяет маленькому злу перерасти в большое

О тех, кто не позволяет маленькому злу перерасти в большое

15 октября
17:07

16 октября свой профессиональный праздник отмечают работники службы дознания в системе органов МВД.

Этот праздник посвящён тем, чья роль в системе правопорядка иногда несправедливо остаётся в тени, не попадая в яркие заголовки новостей. Зачастую внимание привлекают резонансные преступления, в которых фигурируют следователи, оперативники, эксперты, в то время как дознаватели выполняют кропотливую, повседневную работу по искоренению мелкой преступности.

Их усилия — это фундамент, на котором строится безопасность общества. Они предотвращают перерастание мелких правонарушений в серьёзные угрозы, устраняя их корни, такие как побои, кражи или мошенничество, обеспечивая стабильность повседневной жизни граждан. Без их вмешательства мелкие конфликты могли бы выйти из-под контроля, тем самым нарушив общественный порядок и покой.

 

В этот день мы бы хотели отметить вклад тех, кто посвятил годы жизни этой профессии, жертвуя своими силами, покоем и подчас здоровьем ради спокойной жизни граждан. Один из таких профессионалов – Александр Викторович Семёнов, заместитель начальника отдела полиции №3 управления МВД России города Ставрополя. В прошлом — начальник дознания, посвятивший данной профессии много лет. Благодаря ему и его коллегам множество потенциально опасных ситуаций было нейтрализовано ещё на ранних стадиях.

Разговор с Александром Викторовичем позволил вникнуть в специфику этой профессии: узнать её нюансы, особенности и сложности. В ходе интервью мы затронули темы первых впечатлений, трудностей, интересных ситуаций и даже необычного хобби Александра Викторовича, благодаря которому он занял 3-е место на соревнованиях в России.

 

– Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, что побудило вас выбрать такую непростую и ответственную профессию, как дознаватель? Это был ваш осознанный выбор или, может быть, влияние каких-то обстоятельств?

– Когда учился в институте, привлекала именно следственная работа. Я начал работать в Ленинском отделе милиции. В 2001 году пришёл на должность участкового, но всегда хотелось работать именно в следствии. Когда стали расширять дознание в связи с изменениями Уголовно-процессуального кодекса в 2002 году, мне предложили пойти работать в это подразделение, и я сразу согласился. Отработал год в Ленинском дознании, 4 года в управлении дознания, потом 12 лет работал начальником Октябрьского отдела дознания и 3 года – Промышленного. Вот такой мой путь как дознавателя.

 

 – Вы помните свои первые дни в качестве дознавателя?

– Первые дни, конечно, были сложные. Я помню дежурство с 31 декабря на 1 января. За сутки я тогда отработал 22 выезда. Больше такого у меня не случалось. Это был рекорд по количеству и объёму работы. За время службы в подразделении я объездил все 35 районов в крае, был во всех 35 райотделах внутренних дел. Особенно в восточной стороне: Нефтекумск, Левокумский, Курский районы, постоянно туда отправлялся в командировки.

 

– Не могли бы вы рассказать, что для вас было большим открытием или же, наоборот, разочарованием в реалиях работы?

– Открытием было то, что система образования не совсем подстроена под практическую деятельность. Я окончил университет с красным дипломом и, придя на работу, достаточно подробно зная Уголовно-процессуальный и Уголовный кодекс, впервые столкнулся с некоторыми практическими моментами. Оказалось, что в университете не учат заполнять учётные карточки, не учат работать с базами данных. Было сложно первое время понять, как это делается. Пришлось перестраиваться, вникать во все нюансы.

В целом система образования оторвана от практики. Никто не учит, какие необходимо выяснять вопросы при кражах, при грабежах, при разбоях, при нанесении телесных повреждений. В этом всё-таки есть определённый пробел. И плюс, когда уже работаешь руководителем, пришлось учиться именно общению и руководству людьми. Это все нарабатывалось на практике.

 

– А были в вашей практике дела или случаи, которые вы могли бы назвать забавными или курьёзными? Можете рассказать о них?

– К сожалению, наша работа – это в основном «чернуха» каждый день. Одно и то же, как день сурка. Пришёл: работаешь и работаешь. Но интересных случаев было много. Вот, допустим, однажды сотрудники Главка выявили человека, который самостоятельно изготовил огнестрельное оружие, два винчестера. Он сам сделал часть деталей, некоторые выписал через Интернет. И эти винтовки даже стреляли. Мужик с золотыми руками, проще говоря. Но закон он при этом нарушил.

 

– А были ли какие-то очень сложные дела?

– Работа дознавателя – она сама по себе сложная. Потому что более 90 статей УК РФ относятся именно к ответственности дознания. Если, допустим, случилось убийство или разбойное нападение, то на место происшествия едет следователь. Если не могут разобраться, что там случилось, то для этого есть дознаватель, и он разбирается. На месте нужно быстро ориентироваться и сразу выяснять конкретные нюансы. Например, расследовать групповую драку сложнее, чем убийство: кто сколько ударов нанёс, кому, какие удары, какие телесные повреждения это за собой повлекло все нужно выяснять. И когда ты довёл дело до конца, прокурор утвердил обвинительное заключение, приходит удовлетворение от того, что ты сделал свою работу.

 

– А были ли дела, сложные именно в эмоциональном плане? Может быть, одно из них оставило след в вашей душе?

– Постоянно такие дела. Людей жалко. Потому что многие идут на преступления не из-за того, что они преступники, а спонтанно. Одно время работал магазин в Октябрьском районе города, там молодёжь часто воровала. Не то чтобы им есть было нечего, а просто это считалось модным. И вот зачастую ловили тех, кто решил выпендриться перед друзьями, показать, что он такой крутой, идет и ворует. Его ловят, и потом начинается: папа, мама приходят, с довольно хорошим достатком. Сами эти воришки – студенты, учатся в престижных учебных заведениях. К счастью, эта мода среди молодёжи уже прошла.

А дел у дознавателя всегда много, может быть, и не очень ярких, в основном повседневная работа. Возбудил, закончил, направил, подписал – забыл. Следующее дело. Конвейер, проще говоря, но каждое из этих дел – вклад в обеспечение порядка на вверенной нам территории.

 

– Случаются ли у сотрудников выгорания в связи с работой? Если да, то как вы с ними справляетесь?

–  Выгорание достаточно распространённое явление, оно особенно связано с нагрузкой. К примеру, в Промышленном районе на каждого дознавателя приходится до 30 дел в месяц. Естественно, выгорание наступает в определённый момент. Чтобы его не случилось, у каждого свои методы. У меня, допустим, это хобби – судомоделизм. Я уже больше 15 лет им занимаюсь. Собрал довольно большую коллекцию – свыше 40 кораблей, я их выставляю на разных выставках. Вот сейчас, допустим, в ГУВД стоит моя выставка, в библиотеке имени Бурмистрова, в Шпаковском музее. Вот так вот релаксируешь: приходишь, позанимаешься любимым делом полчаса, час, два – и перезагрузился. Мелкая моторика успокаивает, и дальше уже чувствуешь себя нормальным человеком.

Есть понятия «профессиональная деформация», «профессиональное выгорание», и это довольно распространено в полиции. Многие уходят именно из-за того, что теряют интерес к работе, из-за больших нагрузок, в том числе и психологических. Не все выдерживают.

А вообще работа в полиции интересна тем, что ты постоянно работаешь с людьми. С каждым человеком должен найти общий язык. Полицейский – это психолог прежде всего. Ты должен к каждому человеку подобрать свой ключик. Если ты этого не сделаешь, то не сможешь работать в профессии.

 

– Расскажите, пожалуйста, о судомоделировании. Как вы пришли к этому хобби?

– Когда в школе учился, из пластилина делал модельки кораблей времён Русско-японской войны. Я тогда прочитал книги «Порт-Артур» Степанова и «Цусима» Новикова-Прибоя. После этого начал искать фотографии кораблей тех времён и лепить их из пластилина. В старших классах стал делать из бумаги модели танков, самолетов, потом постепенно вновь перешел на корабли. У меня сейчас где-то моделей 40 готовых, ещё около 35 лежит в очереди на сборку. Времени мало, поэтому изготовление одного корабля занимает от месяца до года, иногда и больше. Вот последняя модель, авианесущий крейсер «Киев», я делаю уже больше года. Еще где-то месяца четыре у меня на него уйдет, судя по объёму работы.

Выставка в здании ГУ МВД РФ по СК

– Нам известно, что вы занимали третье место на Всероссийском чемпионате по судомоделированию. Можете рассказать подробнее? 

– Раз в два года в Новороссийске среди судомоделистов проводится соревнование «Кубок Цемесской бухты». Ну и чемпионат России последний раз в 2023 году проходил там же, одновременно. Моя модель крейсера «Петр Великий» заняла третье место, я набрал 96 баллов из 100 возможных в своей категории. И до этого неоднократно ездил на подобные соревнования: в 2017, 2019, 2021 годах, и первые, и вторые места занимал. Но в этот раз был чемпионат России, то есть очень высокая конкуренция. Третье место именно из-за объёма и качества выполнения работы.

Модель корабля «Пётр Великий»

– Это хобби требует усидчивости?

– Конечно, причем не только усидчивости, но еще и места, где хранить модели кораблей. Тот же «Петр Великий» с подставкой имеет длину полтора метра. Почему я его в музей в Михайловске отвёз? Потому что дома хранить негде.

 

– Исходя из вашего опыта, вы бы могли дать какой-то совет молодым людям, которые планируют связать свою жизнь с дознанием?

– Учите Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, криминалистику и особенно подзаконные нормативные правовые акты, так называемые постановления Пленума Верховного Суда. Без этого никак. Плюс терпение, внимательность. Я уверен, что человек, отработавший определенное время в подразделениях дознания, сможет реализоваться потом в любом направлении. Вот я сейчас уже заместитель начальника отдела, но мне помогают те знания, которые я приобрёл в дознании. И в будущем, где бы я ни работал, они мне пригодятся. Здесь ты еще и учишься грамотно планировать свой рабочий день, чтобы все успеть. Каждый успешный дознаватель – это, прежде всего, хороший логист, который сумел правильно все спланировать.

 

– Существуют ли какие-то критерии качеств человека, которые говорят о том, что дознание – это именно его стезя?

– Усидчивость, внимательность, профессионализм. Нужно уметь внимательно относиться к деталям. От одной запятой, как в распространённом выражении «казнить нельзя помиловать», очень многое зависит, может получиться совершенно разный результат. Нужно быть очень внимательным.

 

Мы благодарим Александра Викторовича за насыщенное и информативное интервью, которое раскрыло не только профессиональные тонкости, но и человеческие факторы в работе дознавателя. От всей души поздравляем всех сотрудников дознания и желаем стойкости, успехов и удачно завершённых дел!

Фото из архива Александра Семенова

Читайте также

Сохраним историческую память

В Ставрополе в очередной раз открылся традиционный, уже XII Ставропольский Форум Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС)

15 октября

Наши герои – наша забота

Участники специальной военной операции и их близкие могут рассчитывать на комплексную помощь от государства

15 октября

Зефирная симфония: как будни превратить в сладкое искусство

В мире цифр, отчетов и зарплатных ведомостей есть место для творчества, красоты и тонкого вкуса. Анастасия Игоревна Диконова, специалист отдела по организации и оплате труда ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», всего полгода назад пришла на предприятие, но уже покорила коллег не только профессионализмом, но и волшебными зефирными букетами.

15 октября

Кто должен продлить права до конца года

Автоматическое продление водительских удостоверений на три года запустили в России в 2022 году.

15 октября