В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась выставка «Техно-арт Василия Чуйкова. Ассамбляж. Объект. Скульптура».
Она является персональной экспозицией талантливого и неординарного творца и заметно выделяется на общем достаточно академичном фоне этого культурного пространства.
Василий Чуйков – скульптор, живописец, педагог, коллекционер и по праву почетный деятель искусств Ставропольского края. Открывшаяся выставка приурочена к 60-летнему юбилею мастера и наглядно демонстрирует все многообразие его творчества в направлении, которое можно кратко охарактеризовать так – визуальное объемное искусство.
Василий Петрович Чуйков родился 26 января 1965 года в станице Рождественской Изобильненского района Ставропольского края, в казачьей семье. В 1984 году окончил Ставропольский строительный техникум по специальности «техник-архитектор». Срочную службу в Советской армии проходил на Дальнем Востоке в городе Хабаровске. С 1984 года работал на различных предприятиях Ставрополя и края художником-оформителем и художником-конструктором. В 1991-м трудился на Каслинском машиностроительном заводе в Челябинске в цехе художественного литья. В 2004 году заочно окончил Кубанский госуниверситет по специализации «изобразительное искусство». В конце
1999-го занялся новой для себя творческой деятельностью – ресайклингом или анепластикой.
Василий Петрович известен в регионе как коллекционер, собравший около полутора тысяч живописных произведений художников России и края. Работы мастера отмечены на международном фестивале дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественного промысла «Феродиз-2006». В 2007 году он был удостоен премии губернатора Ставропольского края в области дизайна и фотоискусств имени Сергея Солдатова, в 2012-м награжден Почетной грамотой губернатора Ставропольского края, в 2014-м – серебряной медалью творческого Союза художников России «За вклад в изобразительное искусство». В 2021 году мастер получил первый приз в категории «Скульптура в металле» на проходившей в Париже под патронажем ЮНЕСКО международной выставке-конкурсе «Изобразительное искусство – путь к миру».
Работы Василия Петровича Чуйкова находятся в собраниях государственных и муниципальных музеев Ставрополья, в корпоративных и частных коллекциях России и за рубежом.
![](https://admin.vechorka.ru/wp-content/uploads/2025/02/img_6276-800x533.jpg)
«Анекдоты» из металлолома другие шедевры
Экспозиция знакомит посетителей музея с работами художника в стиле техно-арта. В двух залах размещено более семи десятков произведений Василия Чуйкова. Это работы в технике ассамбляжа, представляющие собой объемные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости подобно картине. Техника допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими материалами.
Гости выставки смогли оценить скульптурные объекты в стиле ресайклинга или анепластики. Так называется вид изобразительного творчества, когда произведения создаются из отходов промышленного производства. Термин «анепластика» расшифровывается как «анекдот пластический». Талантливый творец делает скульптуры и ассамбляжи из металлолома, шестеренок, огнетушителей, гвоздей и других металлических отходов. Получаются у него просто шедевры! Это отмечено зрителями на множестве выставок, в которых автор экспозиции принимал участие.
У Василия Чуйкова творческий процесс приводит зрителей к индивидуальному пониманию того, что автор вложил в свои работы. А это в конечном счете и является целью любого художника. Каждое произведение скульптора представляет собой глубокое философское художественное осмысление, в том числе и самых актуальных вопросов прошлого и современности. Безжизненный металл, после того как с ним поработал Василий Петрович, как будто начинает излучать заложенную в него автором энергию.
В непринужденной дружеской обстановке
Торжественную церемонию открытия выставки вела директор музея изобразительных искусств, почетный член Российской академии художеств, заслуженный работник культуры Зоя Белая. В дружеской и непринужденной атмосфере собралась практически вся творческая элита города Ставрополя – никто из коллег юбиляра не мог себе позволить пропустить событие. Помимо маститых художников и старых друзей автора, были здесь и его студенты. В эти дни Василий Чуйков, по собственному признанию, отмечает сразу три юбилея – 60-летие со дня рождения, 40 лет творческой деятельности и 20-летие преподавательской работы в его альма-матер – Ставропольском строительном техникуме.
Одним из почетных гостей был первый заместитель председателя Думы Ставропольского края, первый секретарь краевого комитета КПРФ Виктор Гончаров. Его посещение выставки вызвано не только тем, что политик является большим поклонником искусства. Дело в том, что Василий Чуйков – его единомышленник, давно состоящий в коммунистической партии Российской Федерации.
– Василий Петрович действительно активно работает в нашей партийной организации, всячески помогает и участвует в различных мероприятиях, – рассказал в своем приветственном слове на открытии выставки Виктор Гончаров. – Но, прежде всего, он – талантливый художник, в чем смогли убедиться все, кто пришел сегодня на открытие его юбилейной выставки. Хочется сказать Василию Чуйкову отдельное спасибо за интересное и творческое использование в его работах различных бытовых предметов нашего советского прошлого, а также за бережное отношение к нему. Это особенно приятно многим присутствующим здесь людям, которые рождены в эпоху СССР и которым довелось пожить тогда. Безусловно, это живо в каждом из нас, и все мы благодарны тому замечательному времени. Считаю, что государственная поддержка творческих людей в Советском Союзе была лучше, чем сегодня. В настоящее время многие россияне, в том числе и в социальных сетях, откровенно говорят: «Хочу назад в СССР». Конечно, вернуться в прошлое невозможно, но преемственность в истории для всего самого лучшего и хорошего, что было в нашей великой стране, обязательно должна сохраняться.
Одним из ярких проявлений этого процесса, подчеркнул Виктор Гончаров, является творчество Василия Чуйкова, в каждом произведении которого заложен глубокий смысл. Политик вручил юбиляру памятную медаль «100-летие образования СССР».
Слово юбиляра
Поблагодарив всех собравшихся за поздравления с юбилеем и за то, что пришли на приуроченную к этому событию выставку, слово взял сам Василий Петрович Чуйков: «Я много лет, если быть точным – уже двадцать пять, занимаюсь такой формой творчества, которая в мире называется ресайклинг или, как ее именуют более научно, апсайклинг. По этому направлению в Москве ежегодно проводятся крупные фестивали, на которые съезжаются мои коллеги со всего мира. Если говорить о творчестве, то в первую очередь мне нравится общение с предметами, которые имеют какую-то временную и историческую ценность. У каждого из них, образно выражаясь, свой код. Можно сказать, что я продолжаю работу их предыдущих авторов. Ведь у любой детали, будь то условные гвоздь или шестеренка, есть свой художник, который когда-то ее создал, и присутствует свой неповторимый магнетизм. Перед тем как начать с ней работу, я должен в буквальном смысле слова почувствовать ее на ощупь, чтобы потом дать ей вторую, уже творческую жизнь».
![](https://admin.vechorka.ru/wp-content/uploads/2025/02/img_6252-477x600.jpg)
Художник подчеркнул, что, к счастью, у него было много замечательных наставников и учителей, и каждому из них он искренне благодарен. В частности, скульптор выделил преподававшего в строительном техникуме Бориса Дмитриевича Мирошниченко – от него Василий Чуйков почерпнул страсть к коллекционированию, выдающегося художника Петра Семеновича Горбаня – у которого он в свое время учился, а также блестящего театрального художника Ивана Васильевича Лепаловского, общение с ним очень обогатило и расширило арсенал мастера. Отдельно юбиляр отметил роль в его жизни и творчестве знаменитого художника Ивана Григорьевича Ковалева, под руководством которого он работал в краевом музее изобразительных искусств, где и открылась персональная выставка.
Необычные скульптуры в Ставрополе и не только
Василий Чуйков известен в нашем регионе и далеко за его пределами по множеству монументально-декоративных объектов, установленных на улицах разных городов. Так, в центре Ставрополя он создал внушительный во всех смыслах скульптурный ансамбль и собирается дополнить его новыми персонажами. Используя в качестве деталей разного рода металлолом, художник вместе с верным помощником – сварщиком Александром Слободенюком ваяет монументальные, но не лишенные изящества скульптуры. Вот это и есть анепластика большого масштаба.
![](https://admin.vechorka.ru/wp-content/uploads/2025/02/img_6313-800x533.jpg)
Одной из первых работ Василия Чуйкова был памятник секретарю-референту в Ставрополе. Он вызвал в городе бурное обсуждение, кого-то, без преувеличения, шокировал, но большинству жителей и гостей краевой столицы пришелся по вкусу.
Еще одно творение – секретарша модельного роста, которая замерла перед компьютером. В скульптуре, как рассказывает сам автор, заложено множество скрытых образов. Так, металлическая девушка сидит не на стуле, а в прямом смысле слова - в сети Интернет, которую недвусмысленно символизирует паутина на мониторе.
Нашли свое место на улицах нашего города и другие творения Василия Чуйкова – скульптуры изможденного верблюда, рослого оператора с генеральскими усами и байкера. Последняя выполняет полезную функцию скамейки для прохожих, и, наверное, поэтому страдает чаще других – чуждые современному искусству вандалы периодически откручивают мотоциклисту голову. В то же время у этого персонажа есть и немало поклонников. Дислокация железного байкера уже стала местом традиционного сбора единомышленников на мотоциклах.
Надо сказать, что появление целого парка технологических скульптур муниципальные власти не санкционировали, но и никак не препятствовали начинанию. Необычные объекты как-то незаметно вписались в ландшафт краевой столицы и уже стали неотъемлемой частью мест массового отдыха горожан.
Впрочем, одной краевой столицей география творчества Василия Чуйкова не ограничивается. В частности, причудливой конструкцией, в которой при более пристальном рассмотрении угадывается токарь у станка, украсили одну из центральных улиц Пятигорска. Заказы автору приходят уже из Краснодара и Ростова-на-Дону.
Масштабные скульптуры лишь одно из направлений творчества Василия Чуйкова, и эти его произведения в залах музея изобразительных искусств, конечно, не поместятся. На юбилейной выставке представлены работы, которые часто приходилось создавать практически с ювелирной точностью. Но стремление к большим формам у скульптора, конечно, тоже присутствует. И умолчать об этом в посвященном открывшейся экспозиции скульптора и художника материале было бы неправильным.
Олег ЧЕСНОКОВ.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА