1 марта – День экспертно-криминалистической службы МВД России
В Год защитника Отечества герой публикации своей судьбой как нельзя лучше оправдывает это гордое звание. За свои 43 года подполковник полиции Александр Бондаренко, начальник межрайонного экспертно-криминалистического отдела г. Ставрополя ЭКЦ главка МВД края, уже не раз отдавал долг Родине и продолжает это делать на «гражданке». В первый день весны он с коллегами отмечает свой профессиональный праздник.
Вдохновил пример деда
Свой рассказ собеседник начал с фразы: «Всю сознательную жизнь с подросткового возраста хотел быть защитником Отечества». Юный Саша стремился пойти служить в армию, неоднократно с 18 лет в городе Ипатово ходил за повесткой в военкомат. В школе у него одним из любимых уроков была физкультура. Очень нравилось заниматься спортом, он понимал, чтобы стать солдатом и милиционером (а такое желание возникло с самых ранних лет, когда смотрел мультфильм о дяде Стёпе), нужно быть сильным, ловким и быстрым. Когда учился в школе, старший брат Андрей уже пошел служить в Вооруженные Силы России. В своих письмах младшему брату он рассказывал, как важно быть в армии сильным, чтобы справляться со всеми задачами. Для физического развития после 9-го класса Александр в профессиональном лицее стал тренироваться еще более усиленно в «качалке» спортзала, также много бегал, поднимал штанги, подтягивался на турнике, увлекался карате, занимал первые места в соревнованиях по гиревому спорту.
А еще с детских лет он помнит, как слушал с замиранием сердца рассказы своего отца о дедушке Иване Васильевиче, который умер, когда внуку было всего два года.
«В Великую Отечественную войну он был призван из села Новоандреевского в сапёрно-штурмовой батальон. Об одном из его подвигов я прочитал на сайте «Память народа» Минобороны РФ, – рассказывает полицейский. – В бою под Кёнигсбергом было много раненых и погибших. Единственный санинструктор не успевал оказывать помощь. Как написано, мой дедушка один вынес семерых бойцов, успевая отстреливаться, потом оказал помощь санитарному инструктору и вернулся в бой за высоту. Другой случай был на понтонной переправе, наполовину разбитой при продолжавшейся бомбардировке. Солдаты уже несколько дней не ели, в это время на другой берег привезли питание, но его никак не могли переправить. И дед один побежал по переправе, на другой стороне ему положили полный рюкзак хлеба, он вернулся без единой царапины и накормил всё подразделение. За эти случаи был награжден медалями.
Было у участника ВОВ и осколочное ранение, к счастью, домой пришел живым. Когда моему отцу было семь лет, он видел, как из-под шрамов на спине у деда выходили осколки».
Эти подвиги воодушевляли Александра. Зная, как он потом действовал, понимаешь, откуда в человеке такой патриотизм и желание даже ценой своего здоровья спасти товарищей. Ровно так же, как и деда, его ранит осколками, он чудом выживет, но выполнит свой долг.
«Я всегда мечтал, что если придет время и мне защищать Родину и людей, то буду делать это, как мой дедушка», – сказал Александр Бондаренко.
Год 1999-й: вторая чеченская война
И вот ровно за две недели до наступления нового тысячелетия, когда вся страна сотнями фейерверков будет отмечать наступление миллениума, 18-летний Саша добровольно отправится в армию, чтобы искоренять расползавшуюся по Кавказу террористическую заразу.
«А как я мог поступить иначе? – говорит он. – В то время боевые столкновения начались в Дагестане, пришли в Грозный. К тому моменту я узнал, что уже двое моих лучших друзей ушли служить в армию. Один, придя в отпуск, рассказывал, что ему довелось на территории Чеченской Республики защищать мирных граждан, освобождать земли от терроризма. Старший меня на пять лет брат тоже ездил служить в Чечню от подразделения полиции, а в боевых действиях в Сирии и на Украине неоднократно участвовал племянник по маминой линии, летчик».
А тогда, четверть века назад, после пятимесячного курса молодого бойца он, став командиром отделения, упорно добивался своего.
Александр Бондаренко вспоминает: «Я неоднократно просил своих командиров в городе Калач-на-Дону о переводе в батальон, чтобы поехать с сослуживцами защищать Россию от террористов, но мне постоянно отказывали в переводе, говоря, что это мне не нужно, все два года можно провести на войсковом стрельбище. Я всё равно подавал рапорты, и один из них мне подписали!».
Через пару недель, в 2000 году, срочника по его настоянию направили на три месяца в город Грозный, где он принимал участие в боевых действиях.
«Моё предположение, – отмечает ветеран, – если бы тогда всё спустили на тормозах, со стороны Запада была бы такая же провокация, как с Украиной. Там были наёмники из половины стран мира, как и сейчас. Долго давали им отпор. В общей сложности чеченская кампания продолжалась 10 лет. И всё-таки военнослужащие не дали недругам захватить наши территории и поставить свои условия Российской Федерации. Сценарий свой они, видимо, решили повторить».
Собеседник рассказал, как выезжали на различные задания, в том числе разминирование, стояли на блокпосту, сопровождали колонны, участвовали в перестрелках с боевиками. На одном из заданий, передвигаясь по территории кирпичного завода, командир не заметил растяжку и сорвал её.
«Я понял, что сейчас рядом прозвучит взрыв, – сказал Александр, – и спиной встал туда, откуда он должен был прозвучать. Вспомнил поговорку: «Сам погибай, а товарища выручай». Командира в любом случае нужно было защищать, и я закрыл его собой. Была мина «Лягушка», подпрыгивающая на расстояние метра в воздух, осколки от нее летят в разные стороны, вверх и вниз, от них не спасёшься даже в окопе».
Юный солдат получил многочисленные ранения ног, а один из осколков залетел под бронежилет, вся его тканевая часть оказалась разорванной со спины. В шести местах осколок повредил кишечник, было их много в каске, не дошли до головы буквально 5 мм. До командира долетели всего три осколка, вся основная масса досталась Александру. Зато все остались живы. И как потом скажут доктора в отношении Саши – это настоящее Божье чудо, по всем законам анатомии выжить он не мог.
Врачи говорили: «Повезло тебе, парень, что ранение где-то около медсанчасти получил, помощь быстро оказали». На самом деле прошли целые сутки, пока тяжело раненного солдата ребята доставили до места, где возможно было сделать операцию, конечно, оказав первую медицинскую помощь, перетянув жгутами ноги». Доктора только разводили руками: «При таком ранении быстро случается перитонит. Через два часа уже никакая операция не поможет, люди умирают в любом случае. Такого в практике никогда не было». А Александр ответил: «Значит, я еще не всё сделал, для чего-то нужен на Земле».
После были полгода лечения в восьми госпиталях: в самом Грозном, Владикавказе, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Пятигорске и других городах. Несмотря на ранения, солдат восстанавливался, занимался в том числе и спортом, хотя ему запрещали даже зарядку. Срочник не хотел, чтобы его комиссовали. Он хромал, но бегал, сначала в хвосте своей роты, потом в середине и затем вновь – самым первым. Даже у бойцов, которым было тяжело бежать, забирал каску, бронежилет и тащил на себе.
«Главное – упорство, никогда не сдаваться. Когда перестал хромать, подошел к комбату и попросил снова отправить меня в Грозный. На что услышал: «Куда? Тебя и так еле собрали», – вспоминает герой. Но боец настаивал, ведь он уже опытный и готов к этому, а желающих в зону КТО ехать нет. Командир пообещал подумать, а неугомонный Александр просто подошел к писарю и сказал, что его велели включить в списки на отправку в ЧР. Ох и кричал тогда его командир!
Во второй раз младший сын не стал говорить родителям, что вновь едет в командировку в Чечню, чтобы они не волновались, так как еще не оправились после первой его поездки. Сказал, что всех раненых отправляют на лето охранять бахчу в Волгоградской области. Оттуда три месяца до дембеля писем не будет. В это же время на окраине Грозного служил милиционер Андрей Бондаренко, но Саша этого не знал, да и встретиться им там не довелось. Уже дома братья выяснили, что младший по три раза в день проезжал мимо Петропавловки, где охранял пост его родной человек.
Во второй командировке Александр в боестолкновениях потерял нескольких товарищей, было много раненых. Его экипаж ни разу не пострадал, даже в самых тяжёлых ситуациях, когда не знали, вернутся ли военные живыми. Мне он рассказал, что очень верит в судьбу. Перед демобилизацией в городе Калач-на-Дону солдата попросили на сутки задержаться, остаться на день части. Он недоумевал, ведь период его срочной службы закончился. Торжественная часть уже завершалась, многих чем-то наградили. В конце зачитали фамилии погибших офицеров, кого посмертно наградили орденом Мужества. Растворившись в грустных мыслях о капитане и прапорщике, Бондаренко вдруг услышал, что награду лично получает и единственный солдат срочной службы. Это был он!
Дома родители никак не ожидали увидеть младшего сына с орденом Мужества и еще узнать о его состоявшейся второй поездке в Грозный, где в первый раз он чудом уцелел. Ну а после написания заявления о принятии на службу в МВД и всех проверок в родном городке, Александр, как и старший брат, стал патрульным постовым. Был сначала рядовым милиционером, потом 4,5 года отслужил во вневедомственной охране. Появилась любимая жена Марина и сын Алексей. А после получения диплома о высшем образовании старший сержант задумался о карьерном росте и получении офицерского звания.
Экспертиза шагнула далеко вперёд
«Не имея специального образования, только высшее юридическое, я пришел с огромным желанием работать криминалистом, много лет трудился в Светлограде. Получал допуски на традиционные экспертизы в учебных заведениях разных городов. Те, кто целенаправленно учится в Академии МВД, сразу изучают семь видов экспертиз: дактилоскопию, холодное оружие, трасологию, технико-криминалистическую экспертизу документов, почерковедческую, портретную и баллистическую, – продолжил рассказ герой статьи. – Всего в нашем отделе проводят 52 вида экспертиз: бухгалтерские, экономические, также работают взрывотехники, химики, компьютерные специалисты. Деятельность у нас очень интересная, сколько лет работаешь, постоянно много нового. Самоудовлетворение наступает, когда на месте происшествия до тебя всё отработали и, казалось бы, уже нет возможности найти преступника, а благодаря криминалистам злоумышленник обнаружен, похищенное владельцу вернули. Когда справедливость восторжествовала, на душе становится радостно от того, что ты работаешь не просто так, а помогаешь людям. Наше подразделение раскрывает много преступлений, за что мы и получили соответственно награды и вымпел. Все сотрудники у нас достойные, грамотные, работают отлично».
О тяжёлом ранении Александра сегодня напоминает лишь жёлтая («золотая») нашивка на кителе. Он отмечает: «Мой товарищ, с которым вместе служили в Чечне, тоже эксперт-криминалист из Буденновска, сейчас работает в Мариуполе, где также много преступлений военных».

Еще в феврале 2016 года Александр Бондаренко был награжден Почетной грамотой «За добросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей, высокие показатели в оперативно-служебной деятельности, выполнение особо важных сложных задач» начальника ЭКЦ МВД России генерал-майора полиции Петра Гришина, Почетной грамотной начальника ГУ МВД России по краю Александра Олдака «За достигнутые результаты в служебной деятельности, высокое профессиональное мастерство и победу в номинации «Лучший криминалист». В 2024 году Александр Бондаренко был признан лучшим начальником подразделения. И его экспертно-криминалистический отдел, где трудятся вместе с ним 30 человек в полиции Ставрополя и Шпаковского округа, тоже лидировал. Как пошутил собеседник, «все номинации были заняты мной». А еще наш герой в эти годы получил диплом I степени за первое место в номинации «Моя полиция (поэзия) в краевом литературном конкурсе МВД России «Доброе слово».
Следы, запахи и даже отпечаток пятой точки
Чувства юмора, несмотря на все пережитое на службе, ему не занимать. Для читателей «Вечёрки» он привел из практики преподавателей забавный, но вполне реальный случай, когда преступника вычислили по… пятой точке: «Было это еще до 2000-х годов, криминалисты осмотрели дом после кражи, но никаких следов преступника не нашли, был в перчатках. Взлом есть, а «пальцев» и прямых улик на определенного человека нет. Как его установить? Эксперт говорит заявителю: «Я уже всё обработал, весь дом в порошке, но никаких следов. Что у вас не так в доме?». Хозяин ходил-ходил и выдал: «Когда мы уезжали на отдых в санаторий, крышка унитаза была закрыта, а сейчас открыта. Жена помыла тогда, больше мы не пользовались».
Эксперт всё обработал и взял с ободка отпечаток кожи со шрамом, потожировые следы. Преступник, наверное, знал, что супругов долго не будет, и воспользовался туалетом. Потом он отнекивался, что кражи не совершал. Пришлось отобрать образцы для сравнительного исследования, «откатали» пятую точку, как отпечатки пальцев, и экспертиза подтвердила совпадение. Подвело преступника желание сходить в чужой клозет.
Много интересных моментов в работе криминалиста, но комичных мало, признается собеседник. В основном все жуткие.
«Особенно тяжело выезжать на гибель или убийство детей, – делится Александр Бондаренко. – Это происшествия в современном обществе, на которые влияют западные, так сказать, недруги. Наши подростки смотрят снятый ими контент, у них идёт зацикливание, и они могут повторять моменты, содержащие признаки преступления».
Экспертов отдела привлекают в качестве специалистов и для изъятия компьютера, дальше в отделе компьютерных экспертиз проводят исследования, смотрят программы, входы, с какого IP-адреса, какой был обмен информацией. У них очень большой объем работы, ведь в нашей жизни компьютеры занимают важное место. Также эксперты смотрят телефоны, откуда поступили звонки, всё отслеживается и просматривается. Так что от нашего взгляда ни один преступник не скроется.
Берут специалисты и следы ДНК, их отправляют в лабораторию экспертно-криминалистического центра в Ставрополе, где шагнули далеко вперёд. Но Александр Владимирович подробно поведал о другом виде экспертизы, запаховой: «На предметах, с которыми контактировал преступник, запах определяют специально обученные эксперты, работающие вместе с собаками. Его в лаборатории усиливают, контрастируют. Образцы в основном берутся из крови подозреваемого, она высыхает и как раз содержит неповторимый, индивидуальный запах. Собаки, даже если семь человек могли один предмет одежды носить, выделят нужного. Такая экспертиза – современная и очень полезная, на 100 % устанавливает преступника».
Даже своё свободное время мужчина посвящает изучению новой литературы, поступающей по профессии в экспертно-криминалистической деятельности. При этом не забывает о семье. В прошлом году в Петровском округе он был выдвинут с супругой на номинацию «Лучшая семья». Но сейчас уже более полугода живет и работает в Ставрополе. Когда его приглашают на урок мужества в класс дочери, с удовольствием ведет его, рассказывает о своей работе в полиции и об экспертно-криминалистической деятельности.
Помимо ордена Мужества и нагрудного знака «Ветеран боевых действий», офицер награжден медалями МВД «За отличную службу» I, II, III степени, юбилейными. Имеет квалификационный знак мастера - для его получения необходимо прослужить не менее 10 лет и пройти испытания по знаниям в юриспруденции, сдать на отлично теорию в огневой подготовке, знать приемы рукопашного боя, пройти физическую подготовку.
«Я в своей возрастной категории набрал гораздо больше баллов, чем нужно», – говорит Александр. Недаром еще 30 лет назад брат давал ему наставления в письмах: важно всегда держать себя в форме. Что и присуще настоящим мужчинам, таким как все поколения сильного пола семьи Бондаренко.