В 2025 году в Ставропольском крае существенно пополнится парк всех видов общественного транспорта, краевые власти нацелены на оптимизацию всей системы транспортного обслуживания. Об этом на брифинге в правительстве края рассказал заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Денис Янаков.
Хорошие новости для жителей краевого центра. Ставрополь все же получит 45 троллейбусов, поставки которых были сорваны в сентябре по вине подрядчика. Тогда заказчик вынужден был в одностороннем порядке расторгнуть контракт и начать новые аукционные процедуры. Подведение итогов было назначено на 13 декабря. Вопрос о переносе поставки троллейбусов на первое полугодие 2025 года будет решаться на федеральном уровне.
Обновится и трамвайный парк Пятигорска, изношенный более чем на 50 %. Из-за этого на линию в городе-курорте выходит только 30 трамваев из 63 имеющихся в наличии. Край приобрел один в начале этого года, в следующем получит еще четыре. На эти цели в бюджете предусмотрено 400 миллионов рублей.
- Сегодня по поручению президента формируется новый национальный проект «Структура для жизни», - отметил Денис Янаков. – В него входит несколько федеральных проектов, в частности «Эффективная транспортная система». Одна из главных составляющих этой эффективности – обновление подвижного состава. Ставропольский край однозначно станет участником. Мы уже подготовили заявки на 2026-2027 годы. Это 60 трамваев для Пятигорска, еще 5 троллейбусов для Ставрополя (в дополнение к тем 45, которые краевой центр должен получить в 2025-м) и порядка 250 автобусов разного класса и разной вместимости для всего края.
Одновременно с обновлением автопарка будут организованы и новые муниципальные маршруты. За 2024 год в Ставрополе их появилось семь. Все автобусные. Как только придут новые троллейбусы – откроются и новые троллейбусные маршруты (продленный №4, новые №6 и №12)... Кстати, в краевом центре 6 троллейбусных и 11 автобусных маршрутов находятся на регулируемом тарифе. Это
25 % от общего числа маршрутов в транспортной сети города.
- Мы планируем на средства краевого бюджета составить комплексный план по оптимизации транспортного обслуживания, - сказал Денис Янаков. - Изучить путь следования по каждому маршруту, чтобы где-то добавить остановочные пункты, разворотные площадки, то есть полностью рассмотреть маршрутную сеть города и разработать документ, который станет главным для транспортного обслуживания населения Ставропольского края.
Журналисты задавали вопросы о повышении цен на проезд на ряде маршрутов. Денис Янаков пояснил, что это происходит, когда перевозки осуществляются по нерегулируемым тарифам.
- В рамках Федерального закона перевозчик самостоятельно определяет стоимость проезда, уведомляя об этом заказчика. Министерство, получив уведомление, в первую очередь запрашивает у перевозчика экономическое обоснование: за счет чего произошло увеличение – как правило, это рост стоимости запасных частей, ГСМ, повышение зарплаты водителей... Получив обоснование, мы направляем материалы в антимонопольную службу для проверки на предмет нарушения антимонопольного законодательства. Но я могу с чистой совестью сказать, что проверки по всем обращениям, которые мы направили в антимонопольную службу, были рассмотрены, и нарушений выявлено не было. Тем не менее сегодня одной из важнейших задач министерства является переход с нерегулируемого на регулируемый тариф. Чтобы тарифная комиссия регулировала стоимость проезда по каждому из направлений.
Отдельно замминистра остановился на проблемах транспортного обслуживания двух районов краевого центра – Мамайки и Чапаевки. Жители жалуются, что вечером с Мамайки вообще невозможно выехать. Да и днем это непросто. Вроде бы целых три маршрута там проложены – №5, №7 и №42, а люди чуть не по часу ждут общественный транспорт.
- Это один из проблемных районов Ставрополя, - согласился Денис Янаков. - Мы, наверное, с 2017 года пытаемся нормализовать работу маршрута №7. Он сначала обслуживался одним перевозчиком, который потом отказался от перевозок. Мы провели новый конкурс. Очередной перевозчик заявлял о готовности обслуживать данный маршрут, исходя из количества имеющихся у него транспортных средств. Но сегодня - исходя из нашего мониторинга – на линии по маршруту находится 1-2 машины. Этого, конечно же, недостаточно. Мы пока по-хорошему предложили перевозчику отказаться от свидетельства. Если это заявление не поступит, будем аннулировать данное свидетельство через суд и заново проводить конкурсные процедуры. Это по маршруту №7. По №42 ежедневно на линии находится более 35 машин.
Но это машины малого класса, а нужны – большей вместимости. «Пятерка» – это маршрут, который обслуживается МУП «Крайтранс». Это один из самых длинных маршрутов в транспортной сети города Ставрополя – около 40 километров в одном направлении. И то количество автобусов, 10 единиц, люди наблюдают с интервалом 40-50 минут. А просят – 10-15, решение – в увеличении подвижного состава. Эту работу сегодня проводим активно. Ведется набор водителей – их в «Крайтрансе» уже более 110 человек.
По Чапаевке вся проблема упирается в то, что автобусы точно так же стоят в пробке, как и весь остальной автотранспорт. Связано это зачастую с режимом работы светофорного объекта, который находится на улице Чапаева, в Чапаевском проезде. В разработке администрации Ставрополя проект об обустройстве дополнительного выезда с улицы Чапаева на Северный обход, чтобы разгрузить данный перекресток.
- Уровень автомобилизации в краевом центре очень вырос, - добавляет замминистра. - Администрация Ставрополя работает над созданием приоритетов движения общественного транспорта, таких как организация выделенных и дополнительных полос, новых разворотных площадок.
На вопрос о внедрении в Ставрополе на ряде маршрутов оплаты посредством кьюар-кодов Денис Янаков пояснил, что это нововведение пока действует в тестовом режиме только на трех маршрутах: 36, 37, 52. Удобство в том, что пассажир может с любой точки автобуса произвести оплату проезда. А кроме этого, в марте следующего года оператор этой системы предоставит определенную скидку пассажирам, оплачивающим по кьюар-коду. Скидка будет действовать три месяца.
И еще одна приятная новость. Связана она с предстоящим открытием нового терминала в аэропорту Ставрополя.
- Нужно, чтобы этот терминал был обеспечен общественным транспортом, - говорит Денис Янаков. - Да, у нас есть маршрут №1, который работает, обслуживает пассажиров и работников аэропорта. По поручению губернатора на прилегающей к аэропорту «Ставрополь» территории запланировано возведение новой автостанции, которая свяжет не только муниципальные, но и межмуниципальные маршруты и даже межрегиональные направления (Ростовская область, Краснодарский край, соседние республики). Ведь в ряде регионов действуют ограничения на полеты. А аэропорт Ставрополь работает. Новая автостанция откроется в 2025 году.
Фото Елены ПАВЛОВОЙ