Опубликованный недавно доклад ассоциации «Независимый общественный мониторинг» о подготовке к выборам Президента Российской Федерации - это аналитический документ, показывающий подготовку на федеральном уровне, к важнейшему для страны мероприятию. Учитывая федеративное устройство страны и проблемы неравномерности развития регионов Российской Федерации, необходимо на региональном и местном уровнях учитывать особенности региона. Своевременно и заблаговременно находить на местах проблемы, которые могут быть использованы недоброжелателями для создания помех и препятствий в проведении выборов. Ставропольский край традиционно находится в числе регионов, успешно проводящих выборные мероприятия всех уровней. Но предстоящие выборы особенные по сравнению с прошлыми. Именно из-за агрессивного влияния на них из вне.
Выборы Президента РФ, отличный пример внешнего влияния на выборы в России. Агрессивное внешнее давление вызвало необходимость правовой защиты политической и избирательной системы от недружественных действий иностранных государств, направлены на защиту суверенитета Российской Федерации, создание эффективных механизмов противодействия внешнему воздействию, повышение степени защищенности российского политико-правового пространства. Конституционные права граждан Российской Федерации позволяют им самостоятельно определять будущее страны. Деятельность, направленная на достижение этой цели, была продолжена в рамках внесения изменений в избирательное законодательство. Запрет для иностранных граждан и организаций заниматься деятельностью, направленной на получение определенного результата на выборах, был распространен и на иностранных агентов, что, в частности, исключает их возможность находится в качестве жертвователей средств в избирательные фонды, доверенных лиц, кандидатов и наблюдателей.
Продолжительная и системная подготовка к выборам постепенно отрезала иноагентов от избирательного процесса. Это самое важное! Состоявшийся пленум Верховного суда, вынес важнейшее решение в отношения иноагентов, а именно – что они не должны влиять на внутриполитический процесс в стране. Людям, в статусе иноагента:
Во-первых, им будет запрещено самим избираться.Во-вторых, иноагентам, будет запрещено как-то влиять на избрание других людей, а именно – добиваться того, чтобы они были избраны или допущены к выборам, либо наоборот – добиваться того, чтобы их не выбрали или с выборов сняли.В-третьих, им будет запрещено быть наблюдателями на выборах в нашей стране.Это решение Верховного выражает политическую волю государства. То, что иностранным агентам запрещено быть наблюдателями на выборах, показывает стремление к защите национальных интересов в высших органах власти. Таким образом, статус иностранного агента является серьезным ограничением для участия в политической жизни. Более того, он запрещает обладателям этого статуса осуществлять любые действия, связанные с избирательным процессом, включая наблюдение за выборами. В числе ограничений также указано, что иностранный агент не может способствовать или препятствовать выдвижению кандидатов или избранию зарегистрированных кандидатов. Эта, новая мера вызвала активное обсуждение и привлекла внимание общества к вопросам финансирования иностранными источниками. В самом реестре иноагентов можно найти информацию о полученных иностранных средствах, целях их использования, а также о любых связях с иностранными организациями.
Масштаб мероприятия по Выборам Президента значителен. Необходимо изготовить для голосования 113 574 550 экземпляров избирательных бюллетеней необходим жесткий контроль за бланками бюллетеней и специальными марками (знаками). Это, так же, важнейший элемент контроля.
Последнее время отдельные иностранные государства не скрывают, что пытаются влиять на выборы в России. В этом случае, если международная или иностранная неправительственная организация нарушит запрет и попытается оказать влияние на выбор наших граждан, она по закону признается нежелательной и должна немедленно прекратить свою деятельность.
НКО с иностранным финансированием один из важнейших, инструментов воздействия на выборы в России. В настоящее время число НКО в РФ зарегистрированных 220 тыс. 779. На конец 2022 года в реестре иноагентов содержались 515 организаций и физических лиц. Работа по выявлению из этого списка организаций иноагентов, представляющих неконструктивную оппозицию и радикальные организации, должна вестись непрерывно. Поскольку вмешательство в предстоящие и будущие выборы будет приобретать все более выраженный дистанционный характер непрерывного действия.
После прошедших в России в 2018 г. выборов президента была создана Временная комиссия Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации, которая подготовила «Специальный доклад по итогам президентских выборов в Российской Федерации (2018 г.) в рамках покушений на российский электоральный суверенитет». В этом документе впервые на употребляются понятия «электоральный суверенитет» и «избирательный суверенитет» и выделены три ключевых фактора, определяющих мотивы и формы вмешательства.
Первый их них – это наличие несовместимых политических противоречий между правительством США и правительством соответствующего государства.Второй фактор – это наличие политической альтернативы рассматриваемому иностранному правительству, и должна полностью разделять политические предпочтения американского руководства.Третий фактор – это оценка материальных и особенно репутационных издержек для Соединенных Штатов. Тайное воздействие представляется более предпочтительным и выбирается чаще.Сегодня риски и проблемы не учета иностранного влияния на выборы, многократно усиливаются цифровыми инструментальными возможностями. Это влияние с помощью социальных сетей и других интернет приложений. Критически важные части избирательного процесса: регистрация и идентификация избирателей, голосование, подведение итогов выборов, сейчас сильно зависят от технологий и, соответственно, значительно подвержены негативным воздействиям, связанным с попытками несанкционированного доступа к ним.
- Используются боты и кибер-атаки, управляемыми искусственным интеллектом, с созданием и распространением текстовых сообщений, изображений, видео- и аудиофайлы, содержащие ложную информацию о выборах.
- Взламываются сайты государственных структур, Центризбиркома, для искажение результатов выборов.
- Применяются специальные программы для получения доступа к персональным данным и анализа предпочтений пользователей социальных сетей и иных информационно-коммуникационных систем, основанных на интернет-технологиях. Всё это позволяет точно практически персонально выбирать форму воздействия на избирателя.
- Используются возможности диаспор для поддержки претендентов на выборные должности. Вот и свежий пример подрыва общественного национального мира. ("Мусульмане должны поддерживать мусульман, покупая у них одежду и продукты": муфтий хочет стать президентом России на грядущих выборах. Партия «Российский Общенародный Союз», позиционирующая себя патриотической и консервативный, планирует выдвинуть муфтия Анара Рамазанова в качестве кандидата на пост президента.). Для Ставропольского края это очень серьезный и тревожный индикатор разрыва национального единства и дружбы народов.
Выводы: вмешательство в выборы уже в меньшей степени фокусируется только на самом дне выборов и процедуре голосовании. Задача ставится шире формирование общественных настроений, их изменение, дискредитации конкретных политических альтернатив. Предстоит серьезное изучение, в какой мере стратегические коммуникационные кампании способны оказывать воздействие, по изменению мышления и мотивации избирателей. Это значит, что окончание самих выборов, это начало большой аналитической работы по изучению влияния на прошедшие выборы и выработка защитных действий на следующих. Нельзя допустить подрыва доверия к демократическим институтам России и углубления раскола в обществе. Работа по обеспечению безопасности выборов в Ставропольском крае ведется активно по всем выше названным позициям. Это дает уверенность в успешном проведении выборов Президента Российской Федерации.
Сопредседатель совета Ставропольского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
Мрвалевич Павле Павлович