Эту живописную историю мы вновь начнём в зале «Золотой коллекции» Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, где представлен один из вариантов знаменитого и во многом загадочного портрета русского самодержца Павла I, которого историки называют «русским Гамлетом». Автор этой работы – художник Степан Семёнович Щукин (1762-1828).
В 1797 году, тогда никому ещё не известный живописец, создал это полотно по велению самого императора и получил за данную работу звание академика, орден Святого Владимира IV степени и неслыханно огромную сумму – шесть тысяч рублей! Действительно, трудно пройти мимо этого необычного изображения, где с какой-то невероятной для того времени правдой запечатлён образ одного из самых противоречивых императоров России.
Степан Щукин представил императору Павлу два эскиза. Помпезный вариант, где государь изображён верхом на лошади, был отвергнут и выбран второй — правдивый и откровенный, где молодой император в мундире полковника Преображенского полка опирается правой рукой на трость, без традиционных для парадного портрета регалий: короны, скипетра, державы, горностаевой мантии или шпаги и маршальского жезла (обычных для такого типа изображений императора в военном мундире), без пышных дворцовых интерьеров с колоннами и драпировками. Всё наоборот: «Павел предстает как будто бы в пустом пространстве. Столь необычное решение наделяет героя портрета гордым одиночеством» – так описывает изображение искусствовед на сайте Третьяковской галереи. Живописец верно почувствовал внутренний надлом молодого Павла I. По словам русского художника, историка искусства, художественного критика, основателя и главного идеолога объединения «Мир искусства» Александра Бенуа, это шедевр «…самый впечатляющий из всех портретов загадочной, трагичной фигуры наследника Екатерины».
Интересна история появления произведения. Вступив на престол, Павел пожелал тотчас же иметь свой парадный официальный портрет. По традиции портреты монархов писали только зарубежные художники. Первой была предложена кандидатура портретиста-француза, который потребовал за работу очень большую сумму, на что Павел гневно ответил: «Зачем существует академия, когда нет своих живописцев?!». Тогда граф Орлов обратился к Степану Щукину, который согласился написать портрет за небольшую, в сравнении с требованием француза, цену – 3000 рублей. Орлов не ошибся в выборе: учителем Щукина был знаменитый портретист Дмитрий Левицкий, научивший молодого художника схватывать главное в характере своей модели. Интересно, что непростые судьбы самого художника и портретируемого оказались в чём-то созвучны – оба они знали цену одиночеству. Сегодня о Степане Щукине известно немного: он родился в семье сержанта Семёна Петрова. После смерти родителей, в мае 1765-го, под именем Степана Семёнова был принят в Воспитательный дом в Москве, где рисунок и живопись преподавали Д. Боберг, И. Пурышев, Е. Енковский, А. Ломачинский. В 1776 году Степан Семёнов был отправлен в Императорскую академию художеств Петербурга. По выходе из Академии взял фамилию Щукин. Ещё четыре года он совершенствовал своё мастерство во Франции, получая стипендию от России. В 1786 году он вернулся из Парижа в Санкт-Петербург, а через два года был назначен преподавателем портретного живописного класса. За исполненный по поручению академии портрет её адъюнкт-ректора архитектора Юрия Фельтена в 1786 году получил звание «назначенного в академики».
Портрет Павла I принёс художнику широкую известность. Впоследствии Степан Семёнович всю оставшуюся жизнь преподавал живопись в академии. Наверное, об этом художнике больше всего говорят его работы — психологически точные портреты. В облике Павла I, например, по мнению искусствоведов, «читается плохо скрываемое упоение, в плотно сжатых губах заметна надменность», и вместе с тем есть в лице императора грусть и доброта. Это, конечно же, неслучайно. Павел тоже был одинок с детства. Самым близким человеком для него была двоюродная бабушка, императрица Елизавета Петровна. Время рядом с бабушкой было счастливейшим в его жизни. Когда её не стало, царевич оказался мучительно одинок. Мать Екатерина II через девять месяцев после смерти Елизаветы, свергнув в результате дворцового переворота своего мужа Петра III, взошла на престол и в семилетнем мальчике видела соперника. Она отстранила сына и от себя, и от управления страной. Павел мучительно переживал материнскую нелюбовь.
Парадный портрет был создан Щукиным в период траура по случаю кончины императрицы Екатерины II. На портрете Павел не возвышается над зрителем, он, словно одинокий странник, раскрывает нам горькие тайны своей души. По свидетельству современников, портрет был исключительно похож на оригинал. Костюм самодержца выписан детально, с подробностями и выглядит изысканным, но главное внимание художник уделил лицу, по которому читается сложный характер.
Время правления Павла I продолжалось всего четыре года, четыре месяца и четыре дня, жизнь его трагически оборвалась 11 марта 1801 года: император был убит заговорщиками в своем любимом Михайловском замке. Но даже за небольшой срок он многое успел. Эпоха правления Павла I оставила значительный след в истории и архитектуре Санкт-Петербурга: Михайловский замок, Павловск, Гатчина, Приоратский замок, капелла Мальтийского ордена, Петропавловская крепость и Марсово поле – все эти места связаны с именем этого императора и являются важными памятниками культуры и истории России. Именно Павел издал указ о строительстве грандиозного Казанского собора - одного из символов Петербурга.
Спустя годы, наряду с Шебуевым, Егоровым, Ивановым, Брюлло, Кипренским и другими именитыми мастерами, Семен Щукин написал для собора несколько икон. Но самое известное его произведение – портрет Павла I. Он сразу же стал очень популярен, и автору пришлось делать с него копии. Хранящийся в Третьяковской галерее портрет был написан по просьбе Совета Академии художеств и помещен в конференц-зале академии. Он является повторением портрета, написанного для Сената (1797, Государственный Русский музей), за который Щукин удостоен звания академика живописи. К парадным портретам художником был исполнен эскиз (1796, Третьяковская галерея).
Творческое наследие мастера, дошедшее до наших дней, сравнительно невелико (около 30 работ; местонахождение многих известных по источникам полотен не установлено). В нашем музее хранится одна из копий. До 1936 года она находилась в Музее горских народов в Ростове-на-Дону, затем поступила в краеведческий музей Ворошиловска (Ставрополя), а в 1962 году стала частью коллекции Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. В 1958 году картина прошла реставрацию во Всероссийском научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря. На картине есть табличка: «С.С. Щукин. Портрет императора Павла I (1754-1801). Холст, масло; 58/41. Автор: Щукин Степан Семёнович. Портрет неоднократно повторялся и варьировался в разных форматах самим автором, его учениками и другими художниками».
Татьяна ДИЕВА, почётный работник культуры СК

