«Деятели творческой воли, когда творят, не знают, кому и когда пригодятся их дела, и дадут ли они людям счастье или нет. Не думали служить счастью человеческому ни Шекспир, ни Гёте, ни Пушкин, ни Джордано Бруно, Декарт или Кант; ни Коперник, Ньютон и Дарвин; ни апостол Иоанн, ни Будда и Лютер. Одни служили красоте, другие искали правды, истины, блага. Возможные практические последствия высоких подвигов во имя идеала обыкновенно лежат вне сферы кругозора творческих гениев и нравственных проповедников» (Николай Грот, русский философ XIX века, психолог).
«…Целью жизни должно быть не достижение счастья, а достижение совершенства, и потому принципом деятельности должно служить не какое-нибудь замаскированное своекорыстие, а только неуклонное исполнение нравственного долга.
В таком преобразовании человеческой жизни от чисто материальных устремлений к совершенству человеческой личности, а вместе с этой заменой и тогда принцип блага жизни, очевидно, уступает свое место принципу смысла» (Виктор Несмелов, русский философ конца XIX – начала ХХ века).
«Если цель жизни все-таки личное счастье, то ради этой цели сильному все позволено, а слабых можно заставить послужить себе.
Если я от природы имею вообще право стремиться к своему счастью, то нечего моралистам твердить мне о долге любви, сострадания и самоотречения, идущем вразрез с моими личными соображениями о счастье.
А если я должен делать хотя бы что-нибудь во имя идеи нравственного долга, пренебрегая целью личного счастья, как я его понимаю, то где основания и в чем смысл такого долга? Спасение души для вечного блаженства? А если бы я в него не верил? Жажда славы, уважения, почитание ближних? А если я ими пренебрегаю и они мне не нужны? Боязнь страданий и смерти, и расчет продлить наслаждение? А если я буду рассуждать согласно поговорке: «Двум смертям не бывать, одной не миновать», и буду стремиться поскорее, пока есть силы, взять от жизни все, что она может дать мне в смысле наслаждения и радости? Неужели меня остановят в таком смысле скучные предписания долга? Очевидно, надо откровенно сознаться, что дилемма: нравственный долг или счастье – остается все в прежнем виде. Из нее выхода нет» (Николай Грот).
Авторы, к помощи которых мы обращались при раскрытии этой темы, как будто оставили в стороне весьма важный, на наш взгляд, принцип качества взаимоотношений с миром людским.
Речь идет о столь необходимом каждому счастье, обретаемом в результате оказания помощи нуждающимся в ней людям. Вспомним, как трактовал это император Древнего Рима Марк Аврелий. Он призывал постоянно изыскивать возможности для оказания посильной помощи и знать, что полученная благодарность – могучая энергия, способная подпитывать множественные функции в работе нашего организма.
Лучший способ убеждения – это проверка на личном опыте. Ищите тех людей, которым вы могли бы оказать какую-либо поддержку: психологическую, материальную. И чем чаще будете использовать этот прием, тем здоровее будете ощущать себя. И это не фантазия, а маленький секрет Бога, ведь все Его тайны скрыты и достижимы только посредством личных проб, другого способа нет. Вот откуда и родился этот знаменитый призыв «Помогая другому, я исцеляюсь сам».
В моем понимании обязательно придет время, когда этот призыв можно будет увидеть на входе в каждую поликлинику, больницу и прочих местах массового скопления людей в любом населенном пункте.
А подтверждение сказанному можем еще найти в призыве буддийского святого Итигэлова – ежедневно зарабатывать по десять слов благодарности от незнакомых людей. Чем? Каким-либо благом, сделанным для них.
Друзья, попробуйте, проверено на личном опыте – работает безупречно.
«Пусть ни один человек не уйдет из вашей жизни без того, чтобы не стать хоть немного лучше или счастливее» (Мать Тереза).
Изображение сгенерировано нейросетью

