Пусть всегда будет небо | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Владимир Ильиных в годы службы
Фото из архива В.В. Ильиных
Пусть всегда будет небо

Пусть всегда будет небо

15 августа
18:57

17 августа – День воздушного флота России

Все дальше в историю уходили послевоенные годы прошлого века, когда Советский Союз гордился Великой Победой над фашистской чумой, ее народ преодолевал разруху, и появлялась надежда на лучшую жизнь. Кто из ребят не мечтал в те годы о небе и самолетах, особенно после исторического полета Юрия Гагарина! Мечтал о них и герой моего очерка Владимир Владимирович Ильиных.

Володя родился в 1958 году в Киеве в семье, где мама была успешным юристом, а его папа, Владимир Александрович, – военным авиационным инженером. Из-за особенностей службы отца семья часто меняла место жительства, переезжая в Приморский край, на озере Хасан, в Хабаровск, в Николаевскую область, в Германию. С самого раннего детства Володя слышал гул самолетов, видел их взлет и посадку, потому что везде военные городки находились рядом с аэродромом. Не удивительно, что он еще в юные годы решил стать летчиком, ему так хотелось быть похожим на отца! В 1975 году Владимир поступил в Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов ПВО. В училище он освоил самолеты: Л-29, Су-15, в дальнейшем в полках летал на Су-15 ТМ, МиГ-31, МиГ-23 МЛД.

 

Суровые будни летчика-истребителя

В 1979 году, по окончании обучения в училище, началась служба в истребительном авиационном полку в Комсомольске-на-Амуре. Летчики, охранявшие воздушное пространство СССР, на тактических учениях отрабатывали личное мастерство днем и ночью в сложных метеоусловиях, совершенствуя свои навыки от полета к полету на сверхзвуке, на малых высотах, в стратосфере. На учениях была задействована вся авиация округа, чтобы поддерживать летное мастерство, нести боевое дежурство, ведь страна граничила с КНР, Японией, КНДР и США на Камчатке. Наши летчики не раз получали приказ не допускать разведывательные самолеты.

В этой связи на память приходит трагический инцидент с Боингом-747 южнокорейской авиакомпании, произошедший в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года в небе над Сахалином. Нарушивший государственную границу и проследовавший вглубь территории СССР над Камчаткой и островом Сахалин самолет был сбит истребителем Су-15 ТМ. В истории этой авиакатастрофы даже теперь не поставлена точка, детали до сих пор обсуждают авиационные специалисты разных стран, и многие связывают трагедию с провокацией, организованной американской стороной. Существует целый ряд версий катастрофы южнокорейского Боинга. Но в тот момент, когда принималось решение уничтожить воздушную цель в нашем воздушном пространстве, первостепенной задачей было обеспечение безопасности страны. Следует ли говорить, что инцидент с Боингом-747 вызвал новый виток обострения сложных отношений между СССР и США. Вот в такой напряженной обстановке проходила служба летчика Владимира Ильиных на восточных рубежах нашей страны.

 

Не допустить ошибки в небе

Когда смотришь на статного богатыря, каким является Владимир Владимирович Ильиных, то кажется, что в небе с ним не может случиться какое-либо недоразумение, настолько он изучил свой самолет. А сам Владимир Владимирович рассказывает об экстремальных случаях во время полетов, например, как на взлете, посадке рвались шасси, сбрасывая самолет с полосы, бывали отказы в работе радиостанций – прерывалась связь с землей. Был также редчайший случай, когда отказали датчики топливомера и расходомера. Об этом отдельная история Владимира Ильиных:

- На 9 мая 1983 года в Петропавловске проходил парад. Мне дана команда «Воздух». Взлетаю, наблюдаю праздничные колонны с красными знаменами, делаю обычный облет и вдруг вижу на топливомере аварийный остаток топлива – 650 литров, всего на один круг, на 7 минут полета! Самолет летит с ракетами, заправлен полностью, а на приборах – 650 литров, аварийный остаток на посадку! За секунды в сознании пронеслась вся моя жизнь! Как же так, ведь я мечтал лично свою дочь отвести в школу, и чтобы непременно она была с белыми бантами и в белых колготках, с букетом цветов! Вспомнил занятия по авиатехнике: если я аварийно сброшу ракеты, самолет облегчится. Продолжаю полет, вижу края вулканов, земля все ближе, расходомер в режиме отказа. Что это? Ложное срабатывание показателей аварийного остатка топлива? И все же его хватило долететь и посадить на аэродроме, где ожидал инженерный и командный состав. На земле старший инженер зафиксировал редкий случай отказа техники и срабатывание ложных показаний, не зависящих от пилота…

В 1993 году Владимир окончил учебу в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Военный летчик 1-го класса подполковник Владимир Ильиных отбыл к месту службы в Забайкалье, в Читу. Более 30 лет Владимир Владимирович прослужил на Дальнем Востоке, Крайнем Севере, в Сибири и на Урале.

 

Труд на «гражданке» - служение Родине

Окончив службу и став пенсионером, ветераном военной службы, Владимир Ильиных работал инженером на ставропольских заводах, педагогом в образовательных учреждениях и ни разу не прерывал свои связи с ребятами, увлеченными небом и морем, помогая определиться с будущей профессией. Большинство из них занимались и продолжают заниматься судомодельным спортом в Центре детского творчества Промышленного района и в Доме детского творчества Октябрьского района Ставрополя.

Владимир Владимирович частый гость морской библиотеки

Движение Поддержки Флота, совместно с Союзом «Морское братство», созданным при музее-библиотеке имени И. Бурмистрова при участии ветерана подразделения особого риска, председателя Ставропольского отделения ДПФ капитана 1 ранга Юрия Викторовича Виноградова – реальная поддержка для молодежи в выборе жизненного пути. Здесь, в кают-компании, проходят встречи с кадетами, где офицеры рассказывают ребятам о специфике службы на флоте, о быте военных моряков, о суровой романтике военной службы подводников и летчиков. Делится своими воспоминаниями, идеями, дает ценные советы и Владимир Владимирович.

«Морское братство» - встреча поколений

На внеочередной отчетно-выборной конференции, состоявшейся в феврале 2025 года Владимир Владимирович Ильиных был избран на должность заместителя председателя Совета ветеранов Октябрьского района Ставрополя. Надо сказать, что работает он вдохновенно, с огоньком, заряжая своей энергией юные сердца.

Татьяна РЫКУНОВА, член президиума Совета ветеранов Октябрьского района Ставрополя, Союза журналистов России, Союза российских писателей.

Фото автора и из архива В.В. Ильиных

Читайте также

Абвер его так и «не раскусил»

В благословенные 60-70-е годы прошлого века зрители от мала до велика очень любили фильмы про разведчиков... Они пользовались большой популярностью. В числе лидеров проката 1967 года была картина «Путь в «Сатурн» о советском разведчике, внедренном в разведшколу Абвера. Посмотрели ее почти 49 миллионов советских зрителей. Потом вышли на экраны картины «Конец «Сатурна» и «Бой после Победы», тоже собиравшие полные залы. Ставропольские зрители не были исключением – история противоборства советской и вражеской разведок, завершившегося крахом противника, рассказанная создателями фильмов, ставропольцев увлекла, заставила сопереживать главному герою-разведчику... Хотя 58 лет назад они и подумать не могли, что прототипом главного героя картины Крылова – Кремера был наш земляк – уроженец села Александровского Александр Козлов.

15 августа

Из собрания летних впечатлений

Нынешним летом, когда большинство моих знакомых уже отдыхали на берегах теплых морей или только намеревались отправиться в южном направлении, поезд Кисловодск – Санкт-Петербург привез меня в Северную столицу.

15 августа

УТРО ВЕЧЕРА МУДРЕНЕЕ (народная мудрость)

«Величайшей тайной является для себя сам человек». Давайте подумаем, для чего нам дано это самое – утреннее просветление мозгов. Не могло же оно появиться само по себе?..

15 августа

Геройство и отважность: девушка с гуманитарной миссией на передовой линии

За неделю Ангелина преодолела тысячи километров, направляясь в районы активных боевых действий. Своими действиями она показала исключительное мужество и самоотверженность, вызвав восхищение горожан и бойцов на передовой.

13 августа