На очередной встрече в кают-компании ставропольской библиотеки-филиала №3 имени И.А. Бурмистрова собрались завсегдатаи, друзья, почетные гости и школьники. На этот раз заседание было посвящено прошедшему Дню моряков-подводников и приурочено ко Дню памяти погибших подводников.
Заведующая библиотекой и музеем истории морского дела Елена Вавилина детально изучила историю отечественного подводного флота. Начало его было положено во времена Петра Великого, когда плотник Ефим Никонов сконструировал «потаённое судно», которое могло бы внезапно атаковать корабли противника. Первые субмарины были малопригодны для реальных действий на большой глубине, но именно в Российской империи впервые в мире было налажено «серийное производство» подводных лодок. И традиция давать имена новым инженерным образцам – «Дельфин», «Форель» и тому подобные – тоже появилась довольно давно. Елена Александровна также предложила вниманию присутствующих чертёж подводной лодки военного инженера генерал-адъютанта Карла Шильдера, вооружённую специальными установками для запуска ракет.
Судомоделист Александр Семёнов, постоянно пополняющий свою коллекцию макетов, представил в кают-компании копию подводной лодки «Комсомолец» серии К-278, трагически погибшей в 1989 году. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина вёл борьбу за спасение лодки, борясь с пожаром. В той аварии погибли 42 подводника. «Комсомолец» до сих пор лежит на глубине 1658 метров на дне Норвежского моря. Всех членов экипажа героической субмарины позднее наградили государственными наградами. В память о гибели этой подлодки 7 апреля в России день памяти всех подводников, не вернувшихся из походов.
Отвечая на вопросы ребят, Александр Семёнов поделился собственным опытом изготовления моделей. Любители моделирования сейчас могут приобретать готовые альбомы с чертежами интересных изделий на плотной бумаге либо из другого материала. Важно поставить перед собой цель и найти единомышленников, готовых пожертвовать своим свободным временем, чтобы собирать по крупицам исторические образцы техники. Макеты подводных лодок А-5 «Металлист», С-7 «Сталинец», минного заградителя «Краб», французского подводного крейсера «Сюркуф» были воссозданы в миниатюре благодаря ежедневной кропотливой работе. Александр Викторович на каждый из них потратил от двух месяцев до полутора лет.
Для капитана 1 ранга в отставке Юрия Виноградова служба на подводном флоте была не просто работой, а призванием и судьбой. Он продолжает передавать свой бесценный опыт молодым ребятам. Школьники, благодаря представленным на выставке макетам кораблей в масштабе 1:50, смогли оценить реальную силу и мощь морского щита страны, ближе познакомиться с примерами взаимовыручки, слаженности действий, ответственной службы моряков-подводников.
Дмитрий Куличенко – инженер по образованию, работает учителем технологии в ставропольской СОШ № 41. Он много лет увлекается темой, которая тоже непосредственно связана с водной стихией. Погрузившись в истоки якорного дела мирового судоходства, он стал изготавливать копии якорей. Познакомившись с книгой Льва Скрягина «Якоря», Дмитрий Анатольевич наметил для себя, исходя из представленных в книге иллюстраций, изготовить примерно 260, а в идеале – 360 образцов малого масштаба. В поисках морских артефактов, установленных в свое время на кораблях Египта, Рима, Греции, Дмитрий Анатольевич побывал в Хорватии и Болгарии. Адмиралтейские якоря эпохи Петра I нашлись гораздо ближе. Нередко интересные экспонаты были представлены под открытым небом у входа в морские музеи.
Специально для встречи в кают-компании Дмитрий Куличенко подготовил несколько стендов, на которых были представлены копии различных якорей, чем очень заинтересовал всех присутствующих. Из рассказа Дмитрия Анатольевича они узнали, что якоря могут быть из камня, дерева, стали, чугуна, литые и сварочные. Их используют не только в морском деле, но и на суше. Так, для установки буровых вышек применяют бетонные якоря.
Владимир Ильиных поделился информацией о том, что благодаря декану морского факультета Керченского государственного морского технологического университета Николаю Ивановскому в музее вуза собрана уникальная коллекция: в том числе древние якоря эпохи Византии, судовое и водолазное оборудование, рынды, морские фонари, штурвалы и даже лодка.
В кают-компании все участники встречи получили для себя новый опыт общения, публично наметили планы по созданию новых моделей, предварительно хорошо изучив историческую «биографию» выбираемого корабля.
Развитие подводной археологии помогает пополнять уже систематизированные коллекции кораблей и их оснащения. Разбирая схемы судов, удается обнаруживать интересные детали, о которых могут знать только специалисты. Учащиеся, склонившись над макетами подлодок, задавали вопросы Александру Семёнову – сотруднику управления МВД, который делился с ними своим опытом работы с моделями. А Дмитрию Куличенко пришлось раскрывать секреты сборки моделей кораблей внутри стеклянной бутылки, представленной им на выставке.
Елена Вавилина провела совместно с ветеранами экскурсию по музейному пространству для учащихся, акцентируя внимание на представленных образцах, связанных с историей подводного флота, где кроме корабельной рынды выставлен настоящий адмиралтейский якорь.
Такие встречи и знакомство с коллекцией музейных экспонатов помогают молодым ребятам полюбить романтику морских путешествий, а возможно, уже сейчас начать готовить себя к морской службе.
Елена ДЕМИДОВА,
член Союза журналистов России.
Фото автора