Имя нашей героини, Светлана, ей очень подходит, ведь эта замечательная женщина несет миру свет. Своим трудом, активной творческой работой она являет пример настоящего позитивного образа граждан старшего поколения. А рассказываю я о ней именно в православный праздник Преображения Господня неслучайно, и скоро вы узнаете почему.
Для ставропольчанки Светланы Оганян 9 мая на протяжении всей её жизни не только священный День Победы, ведь ее отец прошел всю войну, но и день рождения. В этот майский теплый день в Грузии на свет появилась удивительная девочка. Ее мама в 1938 году работала на телеграфе, и малышку через несколько лет после рождения, с самого начала Великой Отечественной войны, отправили жить к бабушке в Сухуми, ведь родительница была военнообязанной. Радистка отправляла в бой самолёты, и всю войну своих дочерей мать не видела. Сестру Галю, которая была на 11 лет старше Светы, взяла на воспитание бабушкина сестра. Галина тоже была долгожительницей, прожила 97 лет. Как и сестренка, воспитала двух сыновей, а также внуков.
За швейной машинкой – с пяти лет
«Бабушка у меня был старорежимная, она меня воспитывала так, как в свое время воспитывали её: надо уметь делать всё. Поэтому я села за швейную машинку в 5-6 лет и до сих пор из-за неё не встаю – уже девятый десяток! Я ей была благодарна всю жизнь. Сначала своим куклам я шила платьица, когда бабушка отдавала мне кусочки материи. Так шитьё стало делом всей моей жизни. Когда что-то хотела сшить, бабушка всегда мне говорила: «Да пожалуйста, кто тебе не велит? На тебе лоскуты». Так я научилась шить не только вещи себе и куклам, но и самих кукол, так как в военное время их у меня не было. Александра Васильевна была сама очень занята, она прекрасно шила на заказ жёнам партийных деятелей и этим нас кормила, но была женщиной гордой, не хотела, чтобы кто-то ей помогал, в том числе мой отец».
Во время войны папа писал дочке письма. Он прошел всю Великую Отечественную, закончил войну в звании полковника. Был ранен и отправлен в госпиталь в Днепропетровск. Уже став взрослой, девушка часто его навещала на Украине до самой его смерти.
Из самых ярких детских воспоминаний нашей героини: прямо на улице яма с хорошей глиной, еще девчонкой из нее она искусно лепила собак, кошек, куколок, пупсиков, у которых даже двигались руки и ноги. Дошло до того, что к ребенку приходили женщины, приводили питомцев с просьбой: «Слепи мою собачку». В сухумской школе Света Чаусова тоже рисовала, лепила, до сих пор вспоминает своего прекрасного преподавателя Пелагею Кузьминичну. Когда умерла бабушка, её, четвероклассницу, забрала к себе Галя, которая к тому времени уже окончила железнодорожный институт в городе Орджоникидзе (ныне – Владикавказ) с красным дипломом и получила квартиру, сразу стала начальником цеха по выпуску вагонов. Мама лишь время от времени приезжала к своим дочерям, потому что продолжала работать. Сама Светлана в столице Северной Осетии окончила школу с золотой медалью, а затем и художественное училище – с дипломом с отличием, получив специальность педагога-художника.
Сёстры были очень разными. Старшая любила готовить, зато ничего не могла шить, а младшая, творческая личность, по сей день не любит кулинарию, зато мастерица на все руки. В Орджоникидзе она устроилась работать художником в театр кукол. Когда их мама серьезно заболела, Светлана поехала в Грузию за ней ухаживать. Юная девушка пыталась устроиться на эту же должность и в Тбилиси, но там ей сказали: «Была бы у вас грузинская фамилия, мы бы вас приняли». Тогда Света пошла в школу учителем рисования, где был и театр кукол.
От Телави до Тель-Авива
Свою маму Светлана очень любила, та после войны много лет работала в экспедиции погоды, и каждое лето она ездила к ней. Женщина с теплотой вспоминает те дни: «Было так интересно! Горы, Кахетия. Там работало много молодежи, мы часто просили у пастухов лошадей и ездили по всем прекрасным историческим памятникам. Чего только не видели! Даже пещеру разбойника Баши-Ачука, никто не мог в нее забраться на отвесной скале. Самое интересное, что я в неё всё-таки влезла. И там же, в лесу, были две христианские церкви V века. В одной из них стоял ящик, засыпанный сеном. Когда ни придешь, в нем обязательно был грузинский хлеб и еще что-нибудь. Люди оставляли это для путников. А в Алазанской долине, городке Телави, жил замечательный ученый, очень образованный дядя Ираклий. Он возглавлял экспедицию и знал всё про историю этих мест, ездил с нами и многое рассказывал, например, где была битва турков и грузин».
Очень уж этот эпизод мне навеял сцену из советского фильма «Мимино», где герой Вахтанга Кикабидзе просит соединить телефонистку с Телави, а его соединили с Тель-Авивом. Он говорит: «Я хочу Кавказ… А это правда Израиль?». И на обоих концах провода раздается грузинская песня. По иронии судьбы, в Израиле сейчас живет старший внук Светланы Филипповны. А тогда в Кахетии на вершинах гор в ее детстве стояли градобойные пушки. Ведь там кругом растёт виноград, поэтому расстреливали тучи, и когда образовавшийся в них град плавился, то шёл очень тёплый дождь.
В Ставрополь привёз любимый свёкор
Именно он совершенно случайно выбрал 18-летнюю невестку в жёны своему сыну. В Тбилиси их семья жила по соседству с мамой, которая сильно болела. Моя собеседница вспоминает события почти 70-летней давности: «Он увидел, что я всё время читаю, и предложил: «Ты приходи к нам, у нас целый шкаф книг, прямо меня заставил. И вот мы вместе заходим, дверь открывает Гера, мой ровесник, с озадаченным лицом. Я выбрала целую кучу книг. Он мне их донёс домой, остался, выпил чаю и попросил разрешения иногда приходить. Я не знала Тбилиси, а мне надо было много рисовать. Скромный Герасим был всегда рядом. Через полгода общения его папа сказал: «Света, мы придем к тебе свататься. Хотим, чтобы ты вышла замуж за Геру. Вы всё лето общались, неужели друг друга не поняли? Муж позже мне скажет, что влюбился в меня с первого взгляда, а вот я – не сразу».
Мама девушки была еще жива, когда в столице Грузии образовалась новая русско-армянско-чешская семья. Скоро появился на свет старший сын, Адам Оганян. Именно он в Ставрополе в 2017 году стоял у истоков организации приюта «Мамины руки», был заведующим Центром гуманитарной помощи «Преображение». К сожалению, 28 июня 2023 года мужчины не стало. Протоиерей Владимир Сафонов о нем сказал: «Для многих, кто знал Адама Герасимовича, он навсегда останется в памяти человеком добрым, бескорыстным, честным и чистым. Эти качества, как, впрочем, и многие другие, яркие и достойные, были не только даны ему Богом, как дар, но и постоянно им возгреваемые, стали для него принципом жизни. Его кредо: жить надо именно так и никак по-другому, то есть честно и чисто. Он был креативным продюсером детских и юношеских просветительских программ, проекта «Больничные клоуны», занимался волонтерством и другими разными благими начинаниями... Большое дело, о котором он заботился в нашем храме, – организация работы благотворительного склада «Преображение». Это великое множество добрых поступков, совершаемых ради людей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Пусть молитвенная память о добром человеке навсегда останется в наших сердцах».
А тогда, в конце 50-х годов, как вспоминает Светлана Филипповна, в столице Грузии началась «паршивая вещь, чуть ли не революция». Тбилисские события 1956 года запомнились массовыми митингами и демонстрациями, вызванными выступлением Никиты Хрущёва с докладом «О культе личности Сталина». Свёкор, очень хороший человек, предложил всем перебраться к его родне в Ставрополь. Троюродная сестра с мужем очень хвалили зеленый южный город, они сами переехали сюда с Севера. Поэтому уже около 67 лет наша удивительная героиня – ставропольчанка, пусть и не коренная. А вот со свекровью отношения были чуть более холодными, так как женщина всегда подчеркивала, что она чешка, и гордилась этим, хотя жизнью была обязана простой русской девушке. Это еще одна история семьи Светланы Оганян, достойная экранизации.
Как известно, во время Гражданской войны Чехословацкий корпус в мае 1918 года восстал против советской власти. Многие белочехи выписали свои семьи с Родины, потому что им пообещали - они завоюют всю Россию, а не только Сибирь и Урал. Специальный чешский эшелон послали в нашу страну вместе с родными. В верховьях Волги поезд разбили самолёты красных, в нём чудом выжила мама мужа моей собеседницы. Рабочий люд попросили проверить живых и отправить в больницу. Одна девушка нашла девочку-чешку и забрала младенца к себе, уехала с ней в Баку на родину мужа и воспитала, ведь родители малышки погибли. У самой девушки в «гражданку» от туберкулёза умер супруг, она осталась молоденькой вдовой без детей. Уже в бытность СССР Любовь Георгиевна, свекровь героини, будучи замужем и узнав правду о своем происхождении от приемной мамы, пыталась найти родственников в Чехословакии. От них пришло одно сухое письмо примерно с таким текстом: «Прошло столько времени, мы не будем с вами общаться».
По приезде в Ставрополь Светлана Филипповна пошла работать в Дворец пионеров, где рисовала, но она очень тосковала по своей работе художника театра кукол. Ранее Дворец детского творчества находился в здании современного Театра кукол по проспекту Октябрьской революции и назывался Домом пионеров. Руководитель предложила открыть в нем Театр кукол. Виктор Петрович Ястребцев занимался этим направлением в школе №2. Его пригласили стать режиссёром. Рука об руку, заведуя оформительской частью, Светлана Оганян проработала с ним до его смерти. Она шила костюмы и самих кукол более 30 лет. Эти два создателя дали народному театру название «Солнышко». Каждое лето ставропольскую труппу приглашали во Дворец пионеров на Ленинских горах в Москве. К этому времени, через 11 лет, в Ставрополе родился второй сын, Александр, его назвали в честь свёкра.
Куклы часто снятся
Светлана Филипповна, проживая очень яркую насыщенную жизнь, с улыбкой мне сказала: «Сколько всего интересного было! А вот сейчас настоящий застой». А ведь ей идёт 88-й год, и почивать на лаврах мастерица, бабушка и прабабушка совсем не собирается! Пять лет назад она открыла свой театр кукол в храме Преображения Господня г. Ставрополя, где часто на богослужения приезжают мамы с детьми-инвалидами. Пишет для спектаклей пьесы, так как всегда сама придумывала сказки своим детям, очень любит это делать, занимается постановками.
А еще из её души льются талантливые стихи, которых очень много, как и кукол, для них она отвела дома целую комнату в своей квартире. Хотя много оставила в СДДТ, другие принесла в храм. Её муж относился к тому, что весь дом уставлен ростовыми и игровыми куклами, с пониманием. Сам он долго трудился шофёром в аэропорту «Ставрополь», пассажиров подвозил на автобусе к трапу самолета. А еще очень любил выходные дни, чтобы для всей семьи приготовить вкусную еду. Не зря говорят: кавказские мужчины – отличные кулинары.

Светлана Оганян рассказывает: «Вообще, все армяне очень любят готовить. А я до сих пор шью кукол для постановок. Здесь у меня красавец – пятиметровый дракон, а это детские – три поросёнка, где-то ещё волк и мишка, они подходят для любой сказки, есть Петрушка, а петушок крылышками машет. Это ростовая кукла, восточная красавица, еще и песни поёт. Я могу за один день сделать куклу, например такого змея, если у меня хорошее настроение. Лица делаю из поролона, протягиваю носик, глаза. Для меня все куклы живые, они мне снятся постоянно. Практически каждую зарплату тратила на создание кукол, никогда у меня такого не было, чтобы накупить себе одежды. Это дело всей моей жизни».
А еще Светлана Филипповна бережно хранит для потомков память о своих предках, так проявляется её роль в воспитании молодежи, передаются правнукам семейные традиции и ценности. Показывая на старинные черно-белые фотографии за стеклом, она говорит: «Это мой дедушка, он воевал в Гражданскую войну. А это мой папа. Сохранился портрет моей бабушки, которая меня растила, и даже первой её дочери у новогодней ёлки, её не стало на третьем году жизни. А на этой фотографии, сделанной 12 февраля 1904 года, которую я очень берегу, все мои близкие по маме: бабушка, дедушка, прабабушка и прадед, две девочки – мои тётки». Сзади надпись: «Снимок дорогого семейства Василия Александровича Реброва, г. Ейск».

Моя собеседница очень подробно рассказала о событиях Первой мировой, революции, которая переросла в Гражданскую войну, о белых и красных, ведь именно с этим временным пластом в начале прошлого века была связана вся ее семья. Я только удивилась: помнить такие детали из истории страны и своего рода не каждому дано на девятом десятке жизни!
Если верить – легче жить
Отдельный уголок в её квартире занимают иконы. Интересуюсь, как она пришла к вере? Светлана Филипповна ответила: «Одна из моих бабушек, папина мама, была очень набожным, верующим человеком, много времени проводила в церкви. И может, через гены передалось? Иконы, в том числе вышитые, мне дарят. Я лично считаю, что лучше во что-то верить, тогда легче жить. А то, что люди не зря живут на свете и что от каждого человека что-то идёт в этот мир, – я точно знаю».

К «Песне ангелов», которую дети поют на Рождество, музыку написал известный ставропольский композитор, а стихи – Светлана Оганян. Есть в песне слова:
В звёздочках искристых тёмный небосвод,
Снег лежит пушистый, праздник настаёт,
Слышен отовсюду колокольный звон,
праздник возвещает он…
Бог нас не оставит, только крепче верь.
Бог, он все управит и откроет дверь.
Поэтические строки приходят только по вдохновению, как, например, эти, о Родине:
Лес, свежий воздух, движение рек – это богатство твоё, человек.
Это живое дыханье земли, травы, что ранней весной зацвели.
Воздух – это отец, а земля – это мать.
Так давайте их вместе навек сохранять.
Весь этот мир нам Господь подарил,
Чтоб человек это свято хранил!
Стихи Светланы Оганян пока не издавались, просто толстую тетрадь нужно перепечатать, а настоятель храма отец Владимир готов помочь с изданием. Поэзия этой замечательной женщины стоит того, чтобы её знали земляки. Много стихотворений посвящено ставшему родным Ставрополью:
От кряжистых гор до калмыцких степей
Раскинулся край наш привольно.
Станичный простор средь лесов и полей,
Где людям тепло и спокойно.
Моё Ставрополье под солнечным светом,
Степное раздолье со зреющим хлебом,
Моё Ставрополье – душевные ноты,
Согрето любовью, теплотой и заботой!
Мне понравилось казацкое:
Казаку немного надо: сабля острая и конь,
Да душевная отрада и в душе – святой огонь.
На родном бескрайнем поле колосились бы хлеба,
Песни славное раздолье, да щедра была б изба.
Мы хотим, чтоб Ставрополье расцветало на века.
И не надо лучшей доли для любого казака!
Казаку немного надо – в праздник чарочку вина,
И чтоб рядом было чадо и любимая жена.
Помогаем мы, бесспорно, людям при любой беде,
Для России – мы опора и в защите, и в труде.
А это посвящено празднику, который православные люди отмечают 19 августа:
В нашем храме все нарядно, все благословенья ждут.
В душах нежно и отрадно тихо ангелы поют.
Ждут все люди с нетерпеньем, ждут, дыханье затая,
Праздника Преображенья, светлого, святого дня!
День особенный для храма, в небо Благовест летит,
Верим мы: Господь наш с нами, и спасет и сохранит!
Ольга БОГАТЕЕВА.
Фото автора и из архива Светланы Оганян