«Слово пацана» по-ставропольски | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
«Слово пацана» по-ставропольски

«Слово пацана» по-ставропольски

12 января 2024
16:17

Вышедший в конце прошлого года сериал «Слово пацана» стал очень популярным потому, что напомнил о достаточно мало затронутой теме так называемых «моталок» – молодежных группировок, особенно распространенных в середине 80-х годов прошлого века в Казани, Набережных Челнах и еще целом ряде городов, в основном поволжских.

Это явление было настоящим феноменом, точного объяснения которому, несмотря на неоднократные попытки весьма серьезных научных исследований, не дано до сих пор. Что заставляло молодежь объединяться по микрорайонам проживания и вести суровую, порой кровавую борьбу за свои территории? Только ли фактор криминального влияния со стороны старших, который, безусловно, присутствовал? Ответы на эти вопросы пытались найти в популярном сериале. О том, как это получилось, судить зрителям. А вот лично у меня просмотренное на одном дыхании и снятое талантливым режиссером Жорой Крыжовниковым кино оживило воспоминания о времени отрочества и юности, когда в родном Ставрополе тоже было весьма беспокойно.

 

Группировки молодежной среды

Про казанские «моталки» я черпал информацию из газет того времени, ведь на дворе уже была эпоха гласности. Также из прессы узнавал и о подмосковных «люберах», позже переродившихся в грозную организованную преступную группировку. В «учебке» во время службы в армии о группировках казанской молодежи мне детально рассказывал уроженец столицы Татарстана Айрат Аглямов. Это были захватывающие повествования о настоящих уличных баталиях, когда жизнь их участников часто висела на волоске. Но и сам сослуживец, раскрыв рот, слушал мои рассказы о том, что в это же самое время происходило в Ставрополе. У нас в середине 1980-х тоже было жестко, хотя и несколько по-другому.

В краевой столице того времени наблюдалось разделение молодежи по местам проживания. Но носило оно не только территориальный, но и идеологический характер. Потому противостояние было более массовым и, в основном, делилось на две не очень равные и не всегда четко структурированные половины.

 

«Фурапеты»

С одной стороны перманентного конфликта были «фуры» или «фурапеты». Это парни, которые проживали в окраинных частях Ставрополя, но не только. Многие группировки такого рода располагались практически в центре города. Это были самые настоящие гопники, что, впрочем, не исключало присутствия в их многочисленных рядах весьма неглупых и неплохо образованных ребят. Видимо, кто-то из них и постарался подстроить под это движение, изначально криминальное и рожденное драками и «гоп-стопом», некую идеологическую «подкладку».

Многие «фурапеты» провозглашали себя, якобы, продолжателями дела Ленина. Немаловажно, что образ вождя мирового пролетариата, который долгие годы советской власти впечатывался в сознание населения с помощью многочисленных памятников и других изображений, был неразделим с кепкой. Именно ее лидеры «фурапетов» и решили избрать в качестве своего символа и своеобразной униформы. Отсюда и название – слово «фура» было сленговым сокращением от фуражки. Правда, в реалиях носимые на головах группировщиков головные уборы от ленинской кепки отличались разительно. Скорее, это были так называемые кепки-«аэродромы», популярные в то время у народов Северного Кавказа и Закавказья. Они отнюдь не были дефицитом, и наличие такого товара на полках магазинов, а также пошив в маленьких будочках трудолюбивыми армянскими портными плюс ценовая доступность позволяли воинст-венным «ленинцам» массово соблюдать свой код одежды.

Надо сказать, что идеологи «фурапет-ства», отталкиваясь от дедушки Ленина, были не так уж далеки от истины. Озвученный Ильичом в январе 1918 года лозунг: «Грабь награбленное!» этому хулиганскому объединению очень соответствовал. Тем более что врагов своих они определяли чисто идеологически. Это были те, кто живет в состоятельных семьях, слушает западную музыку, хорошо одевается и не разделяет ленинских или уркаганских идеалов. А таковых среди молодежи города Ставрополя к середине 80-х годов прошлого века набиралось тоже немало.

 

«Хипсы»

Я почти уверен, что этот термин изначально придумали сами «фурапеты» или социально близкие к ним элементы, чтобы обозначить тех, против кого направлена их агрессия. Как-то слишком уж неуклюже и безграмотно звучит это название. Если брать этимологию слова, то создается впечатление, что оно ведет происхождение от американских хиппи. А вот таковых в Ставрополе в середине 1980-х годов попросту не существовало. Ни идеологически, ни по внешним признакам, как и их лозунга: «Займемся любовью, а не войной». В то же время идеологические штампы из советских репортажей о западной жизни, где про хиппи иногда рассказывали, в память верных «ленинцев» вполне могли запасть. Отсюда и возник этот несколько корявый термин.

Впрочем, как это нередко происходит, жизнь его разгладила и для многих сделала весьма грозным. Всякое действие рождает противодействие. Так, используя несколько натянутую «ленинскую» аналогию, случилось и с молодежной «гражданской войной» в рамках отдельно взятого Ставрополя. У притесняемых «мажоров» быстро нашлись свои харизматичные лидеры, которые возглавили сопротивление более многочисленным «фурапетам» и даже стали одерживать отдельные победы в уличных поединках.

Это достаточно пестрое сообщество уже стало называть себя «хипсами», как часто бывает, например, с группировками футбольных болельщиков, у которых иной раз приживаются данные врагами прозвища. «Хипсы» объединяли в своих рядах весьма разношерстные силы – от «металлистов» и поклонников исполняющей электронную музыку британской поп-рок-группы Depeche Mode до обычных, отнюдь не всегда воспитанных в очень уж обеспеченных семьях ребят, которые просто отвергали блатную романтику и «ленинские» кепки кавказского образца. В числе по-следних был и я.

 

Разделенный город

С начала тех событий миновало уже почти сорок лет, и всех нюансов, конечно, не упомнить. Но наиболее яркие моменты врезались в память навсегда. В моем случае выбор стороны во многом определило место учебы. Наша школа номер один была если не совсем «хипсовской», то уж точно полностью «антифурапетской». Изучение английского языка со второго класса сформировало у нас свой собственный круг увлечений, очень далекий от почитаемых у «ленинцев» в кепках. Из музыки мы, в основном, слушали хеви-метал, хард- и арт-рок, а потому в ряды «хипсов» влились практически автоматом.

Если уже в зрелые годы я стал при достаточно короткой прическе носить небольшие бакенбарды, то в старших классах выбривал виски практически до макушки. Таким считался один из отличительных признаков «хипсов». И это было вовсе не данью моде, а четким указателем на принадлежность к определенному молодежному социуму. Так, в районе моего проживания, расположенном от школы не очень далеко, но сплошь «фурапетском», за выбритые виски можно было запросто «отхватить». Да и к самой нашей школе примыкала мекка «фур» – Мамайка. Ее обитатели нередко «нарисовывались» перед началом наших дискотек, и улаживать эти ситуации приходилось по-разному. Но никакой «большой крови» я не припомню.

По моим воспоминаниям, тогдашний Ставрополь кажется мне более опасным для подростков, чем нынешний. Это к слову о ностальгии по так называемым «безопасным» советским временам. Интересно, что центр города был вовсе не цельным, «хипсовским», а достаточно «рыхлым». Нашими твердыми союзниками четко были 25-я, 5-я и ряд других центральных школ. А вот расположенные совсем неподалеку 2-я и 3-я имели мощную «фурапетскую» диаспору. Не говоря об окраинных, но тоже относительно близких к центру районах Ташла, Мамайка, Форштадт, Чапаевка, Туапсинка и других, где не быть «фурой» было просто физически небезопасно.

Но не был единым и «фурапетский» мир. Многие микрорайоны и даже кварталы традиционно, несмотря на единый «кепочный» дресс-код, враждовали друг с другом. Строго говоря, на территории Ставрополя существовали и другие объединения, не «хипсовские», но и точно не признающие «фур». Так, мой близкий друг Сергей вырос в не относящемся тогда к центру микрорайоне под названием «Крайзо», слушал тяжелый рок, и они с товарищами неоднократно вступали в драки с «фурапетами».

 

Жесткие времена

Впрочем, «фурапеты», несмотря на многочисленные внутренние противоречия, пытались объединиться. Однажды в начале весны их огромная толпа целиком заполнила площадь возле городского ДК. Были там представители всех микрорайонов города, что свидетельствовало о хорошей организации акции, и без участия криминальных лидеров тогда явно не обошлось. Место было выбрано неслучайно для того, чтобы окончательно разобраться со всеми «хипсами» прямо в центре города. Последние в кратно меньшем количестве тоже вроде бы мобилизовались для битвы, финал которой был известен заранее. Но на сборище гопников подоспела милиция и сумела каким-то образом рассеять толпу. Сделать это было непросто, и ходили даже слухи о нескольких перевернутых машинах правоохранителей. Но, к счастью, показательного и массового побоища удалось не допустить, и оно рассыпалось на мелкие стычки в разных местах центра города. А затем основная масса «фурапетов» разбрелась по своим микрорайонам.

автора, как единственное оставшееся свидетельство массовой стрижки наголо в школе

В моей памяти постоянно всплывают страшные клички лидеров «фур», таких как знаменитый Палач, и рассказываемые про них жуткие и большей частью придуманные легенды. Были свои герои и у «хипсов», в частности лихой лидер группировки на юго-западе города Налим, базирующийся со своей бригадой в кафе «Ветерок» и беспощадно гонявший «фурапетов» по тогда еще довольно пустынной территории парка Победы. В то время не существовало густонаселенных микрорайонов Олимпийский и Перспективный, да и сам Юго-Западный по старинке часто называли «Кирпичным» в честь одноименного завода.

Что касается моего личного опыта, то в каком-то количестве драк мне с разной степенью успеха поучаствовать пришлось. Но, к большому счастью, без особых последствий как физического, так и криминального характера.

Из той школьной юности мне вспоминается не совсем связанный с противостоянием «хипсов» и «фур», но знаковый случай в конце учебного года. Тогда мы всей мужской половиной 9-го «А» класса дружно постриглись наголо, по-моему, глупо подражая британским футбольным фанатам. Не все приняли процедуру добровольно, организаторов, в числе которых был и я, довольно быстро выявили, и состоялся серьезный разбор у директора школы. Но сор из избы тогда выносить не стали, справедливо сочтя проступок неумной подростковой шалостью. В память об этом у меня до сих пор сохранилась «лысая» фотография на военном билете, что, учитывая уставную стрижку призывников, даже казалось тогда уместным. А вот от аналогичного фото на паспорт мастер в ателье меня отговорил, и я дождался, пока волосы отрастут.

Разделение Ставрополя на «фурапетов» и «хипсов» со временем как-то незаметно сошло на нет. Вскоре после моего прихода из армии распался Советский Союз и настали времена новейшей истории России. Наступила пора совсем других потрясений и тревог. Уверен, что и сегодня среди моих сверстников есть те, кто до сих пор бережно хранит аэродромные «фурапетские» кепки, как память о былой принадлежности к мощной субкультуре. А я, с удовольствием смотря сериал «Слово пацана» и поглаживая короткие, но вполне ощутимые бакенбарды, с грустью вспоминаю высоко и наголо выбритые виски своей юности. Это было тревожное, но прекрасное время, которое, к сожалению, не вернуть уже никогда…

Фото автора

Автор: Владислав Секачев
Поделиться:

Читайте также

Вопросы – актуальны, проблемы – решаемы

Всего на протяжении часа Владимир Владимиров успел озвучить порядка 50 вопросов из своих соцсетей. Он добавил, что прямые линии помогают держать руку на пульсе, понимать, что больше всего волнует жителей края.

14 мая

Молодые журналисты получили заслуженные награды

Партнерами фестиваля-конкурса выступили ГТРК «Ставрополье», «СвоёТВ», «АТВмедиа», кафедра журналистики, рекламы и связи с общественностью института креативных индустрий СКФУ. Известные журналисты, опытные преподаватели из этих и других ведущих городских и краевых организаций представляли компетентное жюри.

14 мая

Герои носят погоны

Нина Федоровна родилась 21 января 1924 года в многодетной семье. Детство у нее было таким же, как и у всех ровесников: вступление в октябрята, пионерия и, конечно, комсомол. Окончив школу, поступила в Московский лингвистический университет. Учила языки, и все у нее замечательно получалось. А после… война! На 4-м курсе Нину стали привлекать в качестве переводчика при допросе немецких военнопленных.

14 мая

Война, Штраус, сирень…

Во все времена верной спутницей русского солдата на войне была и остается песня! Гости презентации – известные артисты Ставропольской государственной филармонии Евгений Боридько и почётный деятель искусств Ставропольского края Святослав Морев исполнили легендарную «Смуглянку» Анатолия Новикова на слова Якова Шведова и «Песенку фронтового шофёра», написанную в 1947 году друзьями Марка Бернеса – Борисом Ласкиным, Наумом Лабковским и композитором Борисом Мокроусовым. Зал приветствовал музыкантов дружными аплодисментами. Эта страница программы стала блестящим финальным аккордом праздничного, волнующего события в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств!

14 мая