Старый парк в новом ракурсе | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Симфонический оркестр Воронцовской рощи. 1914 год
Фото из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника
Старый парк в новом ракурсе

Старый парк в новом ракурсе

26 июня
18:07

Сегодня эта любимая многими горожанами территория отдыха называется «Центральный парк». Однако в памяти старожилов города сохранилось и другое наименование – «Парк имени Ленинского комсомола».

А если заглянуть в архивные источники, то можно обнаружить, что место в центре города в ранний советский период носило названия – «Роща 1 Мая» и «Роща Горького». Если отправиться еще глубже в прошлое, то выяснится, что до революции 1917 года ставропольские обыватели любили гулять в Воронцовской роще, которая в середине XIX века была Бабиной рощей. А если бы мы спросили у первых обитателей Ставропольской крепости, как называется лежащий на юг от нее зеленый массив, они бы наверняка ответили – Чёрный лес…

Так и есть, современный парк «Центральный» – это не что иное, как потомок Чёрного леса, шумевшего здесь в прошлых столетиях. От густой растительности до наших дней дошли отдельные дубы-великаны, которые, вероятно, были желудями при матушке-императрице Екатерине II.

В середине XIX века территория поменяла статус – она перешла в городское владение. Инициатива исходила от наместника Кавказа великого князя Михаила Воронцова. Губернскому городу, где располагался штаб отдельного Кавказского корпуса, подобало выглядеть достойно. Для променада офицеров с дамами и прогулок нянюшек с младенцами нужны были живописные аллеи. Идеальным местом для этого и стала бывшая Бабина роща, которую после обустройства назвали в честь его сиятельства графа Михаила Воронцова.

В Государственном архиве Ставропольского края хранится отчет садовода, статского советника Александра Полянского о производстве работ в Воронцовской роще за 1849-1851 годы. Из документа мы узнаем: «Под благодетельным управлением Кавказским краем Его сиятельства князя Михаила Семеновича Воронцова развились все отрасли сельского хозяйства, и садоводство в особенности получило обширные размеры. В Ставрополе с давних времен существовала роща (так называемая по имени первого ее владельца – Бабина). Роща эта, находясь почти в центре города, в соединении с рощею Почетного гражданина Стасенкова расположена на западной покатости города и представляет сплошную массу деревьев, которые густой зеленью невольно обращают взоры каждого, особенно тех, которые следуют по Тифлисской дороге…».

Как следует из документа, в роще на «пустопорожнем болотном месте» был разбит «общеполезный рассадник или образцовый сад». Замысел его создателей был прост: продавать горожанам саженцы фруктовых деревьев и мотивировать их к занятию садоводством. Идея имела успех, многие владельцы усадеб через положенный срок могли похвастаться своими чудесными садами, приносившими неплохой урожай фруктов.

По свидетельству статского советника Александра Полянского, со временем бывшая Бабина роща приобрела благородный вид: центральная ее аллея была расчищена, для гуляющих проложены боковые дорожки, разбиты цветники. Вдоль Театральной улицы (сегодня это проспект Октябрьской революции) выстроили новую каменную ограду, а напротив главной аллеи – каменную беседку «хорошей архитектуры». Был здесь и павильон для танцев. В Воронцовской роще обустроили пруд, через который построили мост с ажурными перилами.

Поддержание городского сада в образцовом состоянии требовало значительных вложений. Для этого ежегодно на его устройство Кавказское наместничество выделяло 500 рублей и из городских доходов дополнительно 200 рублей. Для того чтобы Воронцовская роща буквально процветала, трудились настоящие мастера садового дела, они упоминаются в архивных документах: садовник, мещанин Михаил Иванов, статский советник Александр Полянский и надворный советник, член Кавказского общества сельского хозяйства Петр Нечмиров.

На границе XIX и XX веков Воронцовская роща пережила свой новый расцвет. Городским садовником в то время стал Бернард Новак. Чех по происхождению, он был последователем своего отца, работавшего садовником в имении графа Дейма в австро-венгерском Вартенбурге. Примечательно, что Бернарда Новака пригласил в Ставрополь епископ Ставропольский и Екатеринодарский Евгений. В 1894 году его приняли на должность садовником губернского центра. Воронцовская роща также входила в сферу его деятельности. Результаты ее обустройства на протяжении многих лет были отмечены – садовника Бернарда Новака в 1909 году наградили золотой медалью на Александровской ленте.

В то время в моду вошли масштабные фигурные клумбы. Не обошлись без них и в Ставрополе. Новак слыл непревзойденным мастером создания цветников: в виде ваз, фонтанов, каруселей. У него получались клумбы-ковры, как будто сотканные из множества разноцветных растений. В Ставрополе появился один из первых в России цветочных календарей. Он размещался у входа в парк и вызывал настоящий восторг гуляющей публики. Талантливый садовник создавал эксклюзивные тематические клумбы. На архивных фотографиях осталось изображение цветочной композиции «Варяг», посвященной подвигу моряков легендарного крейсера в годы Русско-японской войны. В 1904 году композицию признали лучшей в России на конкурсе паркового хозяйства.

Культурные развлечения привлекали посетителей в городской парк. В начале ХХ века здесь построили летний павильон Ставропольского коммерческого клуба и музыкальную раковину для концертов. В городе следили за европейскими и столичными отечественными новинками ландшафтного дизайна, которые можно было применить и у нас. К сожалению, идея создания английского парка и многое другое так и осталось в замыслах. С началом Первой мировой войны об этих планах пришлось забыть…

Старый парк пережил многие разрушительные события в истории большой страны и своего города. Сегодня он вновь радует горожан тенистыми прохладными аллеями в летнюю жару, заснеженными пейзажами в зимние месяцы. Впрочем, бывшая Воронцовская роща хороша в любое время года.

Многие уголки Центрального парка могли бы рассказать интереснейшие истории, связанные с судьбами горожан разных поколений. Многие ставропольцы назначали свидания возле лебединого пруда и фонтана с лягушками, кто-то встретил свою вторую половинку на танцплощадке, а у кого-то всё ещё впереди.

Коллектив Ставропольской краевой научной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова в начале этого года задумал необычный проект, который поможет ставропольцам и гостям краевого центра больше узнать о прошлом Центрального парка. Проект по созданию ретроточки «Воронцовская роща» в марте этого года победил в конкурсе «Креативный музей» Благотворительного фонда Владимира Потанина и получил грантовую поддержку на его реализацию. В течение 18 месяцев в библиотеке будет создана цифровая коллекция из фотографий и редких изданий, посвященных Воронцовской роще. В парке установят информационные стенды, рассказывающие о его исторических локациях. QR-коды обеспечат выход на более полные электронные ресурсы библиотеки. В Лермонтовке будет оформлена мемориальная экспозиция и на специальном оборудовании, закупленном на грантовые средства, организован прямой доступ к электронной информации о Воронцовской роще. Традиционные экскурсии по парку, которые регулярно проводят сотрудники библиотеки, будут дополнены новой информацией и станут еще интереснее. Дирекция Ставропольских парков культуры и отдыха в память о знаменитых садовниках Воронцовской рощи взяла на себя трудоемкие и материально затратные работы по воссозданию копии цветочной многофигурной клумбы. А ставропольцы увидят знакомый старый парк в новом ракурсе.

Автор: Ольга Метелкина
Поделиться:

Читайте также

День рождения друга

Конечно, в «День рождения друга» мы слушали стихи в его исполнении в видеозаписи творческих встреч, когда наш главный редактор представлял поэтический сборник «Годы-скороходы», и в уникальной архивной видеозаписи 1997 года, когда мы отмечали 8-летие «Вечернего Ставрополя» в академическом театре драмы при аншлаге. Ох, как молоды мы были! Но лучше всех был главный редактор, ставший на время праздника добрым волшебником и спустившийся на сцену в корзине воздушного шара. Он исполнял желания, а мы кружились по сцене в новогоднем хороводе и исполняли известную песню Стаса Намина «Мы желаем счастья вам!». А зал аплодировал стоя...

1 июля

Тепло его неуемной души

В 2014 году Михаил Василенко выпустил свой первый поэтический сборник «Годы-скороходы», который сразу же охарактеризовал его как незаурядного, интересного и большого, не побоюсь этого слова, поэта. Его стихи доходят до сердца каждого читателя. И хочется, чтобы те теплые, душевные, поэтические, иногда с юмором, поздравления, которые я сегодня представляю, тоже не остались незамеченными. В конце каждого послания стояла подпись – Михаил Василенко.

1 июля

И встанет над нами победное Русское солнце

Родители Николая Викторовича, кстати, тоже этот важный предмет в школе преподавали. И всегда гордились личной своей сопричастностью к истории своей страны. У нас ведь, если разобраться, каждая семья к ней сопричастна. История России соткана из людских судеб. Только вот не все ею гордятся... А Николай Клименко всегда гордился и прапрадедом своим – терским казаком, что служил в императорском конвое Александра III, и дедами-фронтовиками. Дед по отцу геройски погиб под городом Великие Луки... А второй участвовал в Ельнинской операции, брал Будапешт, дошел до Праги.

1 июля

Геннадий Тищенко: «Наше добрососедство уходит корнями в старину»

Многие не осознают истинную ценность празднования Международного дня соседей. Это повод! Повод объединяться. Повод чужим людям стать ближе друг к другу, людям, иногда не имеющим ничего общего, иногда принадлежащим к разным социальным слоям, религиям, национальностям, но объединенным одним домом – будь то улица, многоквартирный дом или хутор. Все мы, соседи, живущие в нашем уютном, любимом сердцу доме – в нашей России! И сейчас мы должны взять пример с древних народов, объединиться, проявить заботу друг о друге, вспомнить о взаимопомощи и выстоять вместе перед внешними угрозами.

1 июля