23 марта 1916 года в нашем городе родился Василий Георгиевич Зайцев, который во время Великой Отечественной войны защищал небо от фашистских захватчиков.
Маневры ставропольца легли в основу многих учебников по тактике воздушного боя. Сегодня в рубрике «Воины Победы», которую мы ведём совместно с региональным отделением «Волонтёры Победы», рассказ о судьбе Героя Советского Союза.
«Я небо люблю. Я имею к нему интерес!»
Перед тем как писать о жизни Василия Георгиевича, хочу сделать небольшое лирическое отступление. Существует такая теория, что у каждого человека есть свое предназначение. Кто-то становится врачом, спасая жизни, другой — выдающимся общественным деятелем, кому-то предназначено быть успешным спортивным функционером, а некоторые гармонично сочетают в себе сразу несколько профессиональных талантов… Василия Зайцева с самого детства притягивало небо. Поэтому в подзаголовок вынесены строки одной из «воздушных» песен группы «Смысловые галлюцинации». Когда наш герой впервые увидел самолет, что-то глубоко внутри него словно перевернулось. Сердце стало биться чаще, в глазах появился огонек. Радостное, окрыляющее душу волнение полностью завладело парнишкой.
Василию понравилась стальная птица, и он стал часто смотреть в небо в надежде на то, что вновь пролетит самолёт. После переезда семьи из Ставрополя в Артёмовск он продолжал грезить небом. И когда в голубой синеве возникал самолет, то вокруг Василия как будто останавливалось время. В эти счастливые мгновения казалось, что за спиной вырастают крылья и земля как будто уходит из-под ног. «Летать, только летать. Мое место среди летчиков» - так думал юноша.
Однако мечты не сбываются по щелчку пальцев. После окончания семи классов Василий поступил в индустриальный техникум. Учился парень хорошо, но небо притягивало его все с той же неодолимой силой. Юноша понял, что речь идет не о детском увлечении – каждый в 10 лет мечтает кем-то стать, а о чем-то гораздо более значимом. Тогда Василий понял: он рожден, чтобы стать летчиком.
Высший пилотаж
После окончания семилетки Василий Зайцев поступил в индустриальный техникум, успешно его окончил и в 1936 году поехал работать техником-строителем в Куйбышев (ныне – Самара). Но с этой профессией он был связан недолго. Вскоре Василий поступил в Чкаловское военное авиационное училище. Наконец мечта осуществилась. Причем наилучшим образом. Учился парень с большим энтузиазмом, а когда совершил первый самостоятельный полет, то бывалые инструкторы были под большим впечатлением. Все они в один голос сказали, что Василий в полном смысле «степной орёл». Такие успехи еще больше подогревали интерес юноши к овладению летным мастерством.
Окончив обучение, Зайцев вернулся в Ставрополь (в то время – Ворошиловск). Сначала он работал на заводе «Красный металлист». Но о небе не забывал, благо в городе был аэроклуб. И когда руководству учреждения в 1939 году потребовался инструктор, то они сразу же предложили эту должность Василию. Он ответил согласием без раздумий. Кто знает, скольких летчиков подготовил бы Зайцев, если бы в 1941 году фашистская Германия без объявления войны не напала на Советский Союз.
«Честь дороже славы и наград»
В начале Великой Отечественной войны Василия Зайцева направили в одно из авиационных училищ, где его задачей стала подготовка необходимых для действующей армии военных пилотов. Однако роль наставника в это напряженное время борьбы с захватчиками едва ли соответствовала характеру ставропольца, который стремился участвовать в боевых действиях. Однако на фронт его направили только в августе 1943-го. Василий Зайцев прекрасно знал летное дело, его пилотное мастерство помогало бить врага. Возможно, благодаря нашему герою фашисты назвали самолет ИЛ-2, которым управлял Василий Георгиевич, «черной смертью». Одно можно сказать точно: ставропольский летчик сражался храбро и мужественно.
«За два года участия в Великой Отечественной войне Василий неустанно громил немецких бандитов, посягнувших на нашу Родину. Он штурмовал и бомбардировал живую силу, опорные пункты, укрепления врага. Сотни солдат и офицеров, десятки автомашин, орудий, минометов и другой немецкой техники уничтожено им», - отметил командир Зайцева в письме к его родителям.
Василия Георгиевича высоко ценили и уважали как однополчане, так и командование. Поэтому ему давали самые ответственные задания. Летал он в одиночку, водил группы от четырех до восьми самолетов. И неважно – день или ночь, лето или зима, Зайцев всегда наносил урон врагу, возвращаясь на базу без потерь. Причем иногда казалось, что он уходил от смерти только чудом.
Однажды Василию Георгиевичу приказали выяснить, есть ли самолеты на ближайшем аэродроме гитлеровцев. Погода стояла нелетная. Однако было жизненно необходимо получить эту информацию. Зайцев и его ведомый понимали это, поэтому отправились выполнять задание. Из-за снегопада и сильного ветра пришлось лететь на высоте всего 200-500 метров. Видимость была всего три-пять километров. Летчики, искусно маневрируя на бреющем полете, сумели добыть важные разведданные, которые впоследствии позволили разгромить врага.
В другой раз Зайцеву предстояло выполнять задание в еще более сложных условиях. Советские войска не могли подавить зенитный огонь противника, а провести летную разведку было необходимо. Василий Георгиевич со своим ведомым вновь уверенно поднялись в воздух. Они успешно прошли сквозь огневой заслон, собрав необходимые данные. Теперь предстояло вернуться к своим. Однако зоркий глаз Зайцева заметил много бензоцистерн врага в одном из населенных пунктов. Василий Георгиевич принял решение нанести удар по топливным запасам противника. Бомбы попали в цель, вспыхнуло пламя, цистерны с бензином стали взрываться. Видимость в воздухе ухудшилась. К тому же зенитный огонь врага не прекращался. В результате обстрела мотор самолета Зайцева был поврежден, кабину и козырек забрызгало маслом, сам лётный аппарат стал практически неуправляемым. Наш герой проявил невероятное мужество и продемонстрировал мастерство высшего пилотажа. Ему удалось дотянуть до линии фронта, посадив самолет с убранными шасси на территории, контролируемой нашими войсками.
Василий Георгиевич принял участие в разгроме фашистских войск под Духовщиной, Велижем, Невелем, Витебском, Полоцком, Шауляем, Ригой, Мемелем и в Восточной Пруссии. За проявленное мужество Василий Зайцев был награжден четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и многими медалями.
23 февраля 1945 года, в День Красной армии, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР старшему лейтенанту Василию Георгиевичу Зайцеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за №4177.
После окончания войны Василий Зайцев продолжил служить на благо Родины до 1954 года. Потом в звании майора он был уволен в запас и вернулся в родной Ставрополь. К сожалению, 30 сентября 1956 года сердце Василия Георгиевича перестало биться. Похоронен герой на Даниловском кладбище в краевой столице.


Вот так удивительно и ярко сложилась судьба Василия Георгиевича Зайцева, который исполнил свою мечту детства, а позже проявил в воздушных боях героизм и мужество. В написании этого материала огромную роль сыграла историческая литература, содержащая информацию о летчике. Огромную благодарность выражаем авторам таких книг, как «Герои Советского Союза – ставропольцы», «Их имена никогда не забудутся» и «Герои Советского Союза – боевая слава земли Ставропольской». Следующий выпуск рубрики «Воины Победы» выйдет в апреле.
Геннадий КРИШТОФОРОВ и Марина ГЛУШКО