Сегодня в нашей ежемесячной кинорубрике мы обратимся к классике отечественного искусства. Хочется вспомнить и обсудить фильмы, снятые в 70-х годах по мотивам повестей Анатолия Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая птица». Эти шедевральные работы стали своеобразным советским ответом на экранизацию известного романа Марка Твена.
Историческая реальность, пропаганда и детектив
Обычно в кинорубрике мы рассказываем о плюсах и минусах картины, упоминая сюжеты. Сегодня есть желание немного отойти от привычного повествования о фильме. Хочется обсудить «Кортик» и «Бронзовую птицу» через призму нескольких факторов, которые бросаются в глаза если не сразу, то спустя время при пересмотре картин. И да, сразу стоит отметить, что будем рассматривать эти две работы как одно целое, потому что, по сути, упомянутые фильмы – сериал, состоящий из двух картин. Существует экранизация третьей повести Анатолия Рыбакова по похождениям троицы Михаила Полякова, Геннадия Петрова и Вячеслава Эльдарова – «Последнее лето детства». Но она выбивается из цельного образа, который был создан в «Кортике» и «Бронзовой птице». В них присутствуют подростковые и юношеские приключенческие истории с элементом расследования. «Последнее лето детства» же напоминает больше кальку с советских детективов 70-х годов, которые тогда только начинали снимать в СССР. Всему виной разные режиссеры этих работ, ведь в третьем фильме приключения Полякова и компании снимал Валерий Рубинчик, а за предыдущие картины отвечал Николай Калинин. У каждого свое видение того или иного персонажа.

Все-таки расскажем немного о сюжете «Кортика» и «Бронзовой птицы». Без этого никуда. Главный герой всей дилогии – Миша Поляков. Начало 20-х годов ХХ века. Школьник из Москвы каждый раз попадает в уникальные приключенческие саги, в которых ему предстоит не только найти клад, но и провести независимое расследование, разоблачив злоумышленников. В этом ему будут помогать лучшие друзья – Генка Петров и Слава Эльдаров. Параллельно с борьбой со злом ребята занимаются активной общественной деятельностью, развивая пионерию, тем самым прославляя молодую советскую республику. Свою работу они ведут на принципах справедливости, доброты и отзывчивости. Пройдя множество испытаний, герои добиваются своей цели, распутав тайны, которые не могли отгадать взрослые.
Теперь можно перейти к обсуждению вещей, характеризующих эти фильмы. «Кортик» и «Бронзовая птица» – хороший рассказ об укладе жизни 20-х годов прошлого столетия. Это красной нитью через обе повести пронес Анатолий Рыбаков. Николаю Калинину удалось перенести все задумки писателя на экран. В дилогии зритель с помощью образов героев понимает, что жизнь в новом государстве – не сахар. На улицах есть беспризорники, артисты вынуждены выступать во дворах, чтобы заработать деньги на пропитание. Не до конца отлажен механизм работы государственных институтов: некоторые индивидуумы пытаются тянуть одеяло на себя, а ряд личностей и вовсе занимаются взяточничеством. Но обычные люди стараются изменить положение дел. Они помогают бездомным подросткам найти свое место в жизни, всячески пытаются сделать так, чтобы все работало по справедливости. Причем не только в городе, но и на селе. Над деревнями шефство берут организации из крупных населенных пунктов, которые развиваются благодаря работе градообразующих предприятий. Самое главное – все верят в светлое будущее. Даже те люди, которые неосознанно вставляют палки в колеса государственной машине, со временем меняют свою точку зрения.
Конечно же, активную роль в становлении СССР играют молодые ребята. Главная роль им отведена неспроста. Ведь именно пионерам в дальнейшем предстояло строить государство, занимая различные должности и выбирая разные профессии. Поэтому в «Кортике» и «Бронзовой птице» подростки не сдаются, когда им отказывают или отодвигают на второй план. Они идут дальше, все равно добиваясь в итоге поставленных целей. Неслучайно дилогия вышла в середине 70-х годов ХХ века. Тогда уже намечался кризис в общественно-политической работе с детьми. И с помощью экранизации повестей Рыбакова деятели культуры хотели придать подросткам мощный импульс к реализации коммунистических идеалов. Как покажет потом история, эффект если и был, то краткосрочный. Выросшие дети в итоге свою молодость провели в период перехода в новое государство.
«Кортик» и «Бронзовая птица» до сих пор являются мощным элементом правильной пропаганды. Детские и молодежные общественные организации вновь начинают играть активную роль в жизни страны. А в работе Николая Калинина показано, что ребята сообща могут решить любую задачу, организовав коммуну или создав кружок на базе дома. Сейчас, конечно, многие вещи из той реальности могут быть непонятны молодежи, например: как можно отнять усадьбу под нужды государства. Но здесь стоит вспомнить тот факт, что дилогия описывает подробно жизнь 20-х годов минувшего столетия.
И пропаганда вместе с историческими событиями не выпячивается на первый план. Создатели фильмов внесли ее в приключенческие события персонажей. Ребята не смогли бы раскрыть преступление и найти клад, если бы не мелкие детали общественно-политической жизни того времени. Вот, к примеру, персонажи фильма через письмо к государственным чиновникам узнают, где живет мать погибшего на линкорне «Императрица Мария» капитана Терентьева. Поляков и компания сделали свой запрос, агитируя за коммунистические идеалы. А еще все социальные моменты в дилогии вплетены в диалоги с элементом юмора. Поэтому они смотрятся с доброй улыбкой и хорошо запоминаются. И вот вместе с расследованием в памяти остаются различные ежедневные истории, с которыми сталкивались герои дилогии.
Трагическое проклятие актеров фильма
К сожалению, придется остановиться еще на одном явлении, которое бросается в глаза при изучении «Кортика» и «Бронзовой птицы». И здесь не обойдется без мистификации. Кто-то даже может сказать, что за успех картин некоторые его главные создатели продали душу дьяволу. И возможно, будут правы, потому что судьба этих людей сложилась печальным образом.
Больше всех пострадал тот, кто и был душой всей работы. Речь, конечно, идет о Сергее Шевкуненко, который сыграл Михаила Полякова. Он родился в киносемье. Папа – директор «Второго творческого объединения» «Мосфильма», мама – ассистент режиссера. В честь рождения сына Юрий Шевкуненко напишет пьесу «Сережка с Малой Бронной». Да-да, она посвящена актеру, сыгравшему Мишу Полякова.
Сергей практически с пеленок жил в съемочных павильонах. Поэтому неудивительно, что у него проявлялись творческие таланты в раннем возрасте, а затем началась детская актерская карьера. Пик ее пришелся на «Кортик» и «Бронзовую птицу». Харизматичному и красивому парнишке пророчили большое будущее в кино. Он успел еще сняться в «Пропавшей экспедиции» и «Золотой речке», но затем в дело вмешался вспыльчивый характер Сергея, на который наложилась смерть отца и отъезд сестры в США. Подросток связался с дурной компанией, что привело его к драке в 1976 году – был избит сосед. Шевкуненко отправили на год за решетку. Выйдя на свободу, он устроился осветителем на «Мосфильм», но тут же получил новый срок. Статья была серьезная – «Хищение госсобственности». На деле же Сергей во время пьянки украл из буфета продукты.
Отсидев полтора года, некогда звезда киноэкрана организовал шайку, промышлявшую кражами. За это Шевкуненко получил еще четыре года и кличку Артист. На зоне рецидивисту добавили полтора года за попытку побега. В 1988 году Сергей
вышел на свободу и решил вернуться к нормальной жизни, он переехал в Смоленск и сразу женился. Но не вышло. Его подставили, умело подкинув пистолет, на котором даже не было отпечатков пальцев бывшего актера. И снова, после того как Шевкуненко через год вышел на свободу, знакомый подставил его, оставив у Сергея краденые иконы. Новый срок в виде трех лет лишения свободы.
Звезда «Кортика» и «Бронзовой птицы» вернулся из Владимирского централа в 1994 году. У него уже была кличка Шеф. Увидев, как изменилась страна, Сергей окончательно подался в бандиты, ведь ему оставался один шаг до титула «Вор в законе». Этому не суждено было сбыться. Во время криминальных разборок 11 февраля 1995 года киллер убил Шевкуненко, начав охоту за ним в подъезде и добив в квартире, где убийца также застрелил мать преступного авторитета и бывшего актера. Газеты тогда написали, что был ликвидирован Шеф, никак не упомянув про карьеру артиста.
Убийством закончилась жизнь и другого актера из дилогии. Александр Примако сыграл в «Кортике» и «Бронзовой птице» беспризорника Михаила Коровина, который благодаря Полякову выбился в люди. Актер успел до экранизации повестей Рыбакова сняться в «Пятерке отважных». После успеха в дилогии юноша, один из немногих из звездного подросткового состава, решил получить профессиональное театральное образование. Однако повзрослевший Александр перестал быть интересен режиссерам. А в 1988 году Примако возвращался после дня рождения приятеля. На него напала компания неизвестных, его жестоко избили и бросили на рельсы в бессознательном состоянии. Что было дальше, нетрудно догадаться.
Печально свою жизнь закончил Игорь Шульженко, воплотивший на экране образ интеллигента Славки Эльдарова. Актер действительно походил на своего персонажа – рос тихим и неконфликтным. Хорошо учился. Но «Кортик» и «Бронзовая птица» негативно сказались на нем. 15-летний подросток из-за съемок перестал учиться, также его затянула «звездная болезнь». Юношу в итоге даже не приняли в комсомол, а в институтах он не задержался больше одного курса. Парень стал строителем-плиточником и пристрастился к алкоголю. В 51 год Игоря Шульженко не стало. Мужчина умер на лавочке.
Скоропостижно ушел от нас и режиссер дилогии. Причем премьеру «Бронзовой птицы» 37-летний Николай Калинин не увидел. Смерть шла по его пятам давно. Он чуть не сгорел в новой даче, едва не погиб в ДТП. И вот на съемках «Бронзовой птицы» он за день скончался от инфекционного менингита. Однако есть версия, что пьяного Николая забили до смерти милиционеры в Минске. Точных данных на этот счёт нет, но гибель режиссера послужила отправной точкой печальных событий в жизни актеров дилогии.
В 2015 году череду траурных моментов завершила гибель Андрея Войновского, сыгравшего в «Кортике» Борьку Жилу. Его зарезал один из друзей, с которым актер отправился на отдых в Крым.
Печальной участи удалось избежать Владимиру Дичковскому, который воплотил на экране образ Генки Петрова. Юноша хотел стать актером, но театральные педагоги забраковали его. Молодой человек отправился служить, где стал водителем. Эта профессия в Минске до сих пор кормит Дичковского.
Заканчивать статью не хочется на грустных нотах. Поэтому затронем еще один факт. Главные герои дилогии не говорят своими голосами. Более того, зрители слышат женские нотки! Мишу Полякову озвучила непревзойдённая Ярослава Турылева, подарившая нам потом в качестве режиссера дубляжа лучшую версию «Шрека». Генку Петрова голосом сыграла Агарь Власова, актриса мультипликационного дубляжа, а Славку – Надежда Подъяпольская, звезда российских сериалов.
Вот таким получился очередной выпуск кинорубрики. Она вернется к вам, уважаемый читатель, уже в ноябре.
Кадры из дилогии

