Мой друг Володя в последнее время регулярно подталкивает меня к совершению коротких путешествий в красивые места, находящиеся на относительно близком расстоянии от Ставрополя. Это, прежде всего, курорты соседней Карачаево-Черкесии: и километраж позволяет, и прекрасной золотой осенью можно насладиться.
Причем вполне возможно уложить поездку в один световой день. Маршрутом очередного блицтура был определен Архыз, и с выбором мы не ошиблись.
Погода и дорога
Прежде всего, подфартило с погодой. В конце первой октябрьской недели осень порадовала исключительным теплом. Это, наверное, и было то самое бабье лето, прихода которого я всегда так жду, и надеюсь, что оно будет не одно. Синоптики подчеркивают – этот короткий и очень приятный период по-летнему теплых дней может выпасть в Ставрополе на вторую половину октября или даже на ноябрь. Хорошо, чтобы так оно и было.
Насчет того, кто будет за рулем, мы с другом даже не спорим. Эту функцию добровольно берет на себя Володя, а я не возражаю. Очень не люблю ранние подъемы, а мой друг-«жаворонок» уверенно чувствует себя в автомобиле в самые первые утренние часы. Мы стартовали в шесть утра и вышли на оперативный простор со свободным трафиком довольно быстро. Традиционно за исключением узкого «горлышка» трассы от поворота на Темнолесскую до Извещательного. Дорога здесь уже давно нуждается в расширении, о чем я неоднократно напоминаю, рассказывая о своих различных поездках. А на обратном пути здесь нам и вовсе стало невесело, но об этом позже.
В очередной раз я порадовался тому, что за рулем был Володя, когда увидел, как он уверенно разбирается в различных сложных поворотах по пути в Архыз уже на территории Карачаево-Черкесии. Мой друг путешествует этим маршрутом нередко и очень хорошо ориентируется в его хитросплетениях. Я же не так часто бываю здесь даже в качестве пассажира и без навигатора точно бы запутался.
Из глубин памяти
От Зеленчукской началась очень хорошо мне знакомая по студенческим временам дорога. Летом далекого 1987 года мы были в Нижнем Архызе на археологической практике. Тогда у одной из находящихся в небольшой экспедиции девушек случился приступ аппендицита, и сопровождать ее на приехавшем из станицы Зеленчукской автомобиле скорой помощи вызвались я и мой друг Аслан Урусов. Это было логично, так как у него там жили родственники, у которых мы и планировали переночевать после того, как студентку разместят в больнице. Однако нам не повезло – дома никого не оказалось, и было принято решение возвращаться на базу. Ровно в девять часов вечера, когда солнце еще не зашло за горизонт, мы пешком покинули Зеленчукскую по автотрассе в направлении Нижнего Архыза в надежде поймать попутку. Не повезло и здесь.
Так начался, пожалуй, самый длительный на тот момент в моей жизни пеший переход протяженностью свыше 24 километров. И это только по трассе, по которой до лагеря было еще километра три. Позже, во время армейской службы, у меня случались сопоставимые по продолжительности марш-броски, но тот поход по пустой дороге запомнился навсегда.
Мы медленно миновали село Даусуз, где в те дефицитные времена в местном магазине можно было разжиться импортными сигаретами. Но, конечно, не в десять часов вечера. Главный же и не очень приятный «сюрприз» ожидал в селении Нижняя Ермоловка. Там нас глубокой ночью встретили собаки, которых по местной традиции отпускали за ворота для надежной охраны домов по периметру. Барбосам, наверное, хотелось общения, отчего они собирались все вместе около единственного уличного фонаря. Там-то они нас с Асланом и встретили в злобном изумлении. Нам очень медленно удалось миновать этот участок под сопровождение громкого лая, и через какое-то время почти вся гавкающая свора отстала. Кроме одной огромной кавказской овчарки, которая как раз не лаяла, а молча сопровождала нас еще минимум километр. Когда псина отстала, мы не увидели, потому что оглядываться на нее не очень хотелось. Пришли в себя только у протекающей вдоль дороги речушки, где утолили жажду и смыли с себя липкий страх. Впереди был еще долгий путь, и в наш лагерь мы попали не раньше половины четвертого утра.
Обо всем этом я вспоминал по дороге из Зеленчукской, где уже почти восемь лет, как обрел вечный покой на своем родовом кладбище мой спутник в том далеком пешем переходе и близкий друг Аслан. Время порой неумолимо жестоко, и с этой тривиальной истиной никак не поспоришь...
На финишной прямой
Миновав поворот на Нижний Архыз или, как его по-другому называют, поселок городского типа Буково, возведенный в свое время в качестве академического городка для сотрудников специальной астрофизической обсерватории, мы выехали на прямую дорогу к цели нашего путешествия. К христианским храмам Х века на территории Нижне-Архызского городища, в районе которых я 37 лет назад участвовал в археологических раскопках, решили в этот раз из-за ограниченности времени не заезжать. Может быть, они станут целью отдельного блицпутешествия. Лично мне есть что вспомнить.
Дорога к Архызу пролегает вдоль реки Большой Зеленчук, с которой во время археологической практики в конце минувшего века мне довелось познакомиться поближе. На ее берегу тогда стоял наш лагерь, из нее мы постоянно набирали ледяную воду для приготовления пищи. А однажды сдуру я там чуть не утонул, когда по наущению моего однокурсника Николая полез в бурный поток купаться. Скажу сразу, что в этих условиях умение плавать, которым я, самоуверенный юнец, вроде бы вполне обладал, не имеет какого-то существенного значения. Уроженец соседней станицы Кардоникской, Коля благоразумно держался ближе к дальнему берегу, где течение гораздо спокойнее. Я же выбрал ближний, попав в самые водовороты, и только чудом не лишился жизни. С тех пор к купанию в горных реках я, мягко говоря, равнодушен.
Под эти воспоминания мы и въехали в Архыз. Курортный поселок не сразу узнал и не посещавший его всего пару лет Володя. Что уж говорить обо мне, чей последний визит сюда был датирован «нулевыми» годами
XXI века. Здесь все развивается, расширяется и строится. Иногда не очень системно и даже хаотично, а иногда масштабно, впечатляюще и весьма красиво. В общем, как и во всех отечественных туристических кластерах. Короче, мы приехали.
Красота и контрасты
В Архызе даже с утра было весьма многолюдно. Мой проводник Володя знал, где можно качественно и по разумным ценам перекусить, и мы направились в простое с виду кафе чуть в стороне от основной трассы. Я отведал прекрасной шурпы, хотя в ряде транскрипций название блюда пишется через букву «о», а Вова отдал предпочтение более насыщенному лагману. Мы оба остались очень довольны, а затем стали решать, как провести ограниченный по времени досуг дальше.
Я отговорил от конных прогулок своего спутника, который к ним сначала очень склонялся. Решили все-таки остановиться на «джиппинге», и, наверное, не прогадали. Цена поездки, как говорится, «кусалась», но разок позволить себе такую автомобильную прогулку можно. В первую очередь ради того, чтобы ощутить завораживающую красоту этого прекрасного места. Роль внедорожников здесь в большинстве своем выполняют специально переоборудованные для этого дела УАЗы, что весьма логично. Даже самые рамные иномарки на малопроходимых маршрутах при активной эксплуатации «изнашиваются» очень быстро и, скорее всего, непоправимо.
Водитель Рашид оказался примерно нашим ровесником и очень приятным в общении человеком. Он сразу же подчеркнул, что лучше ехать в короткий тур с максимальным количеством пассажиров, тогда и машина пойдет гораздо мягче. Опытный автомобилист, конечно, был прав, но попутчиков нам набрать так и не удалось. В итоге стартовали в ограниченном составе.
Проехали до смотровой площадки на перевал Софийское Седло и обратно. Отсюда открывается просто шикарный вид, и погода не подкачала. Здесь вполне можно сочетать джиппинговые и пешие маршруты. По пути мы встречали немало туристов. При всем своем еще оставшемся спортивном опыте я понимал, что смог бы составить им компанию только после специальной и продолжительной подготовки. Когда-нибудь, может быть, и попробую.
Высота перевала Софийское Седло достигает 2640 метров. Здесь проходит кольцевой маршрут к Софийским водопадам, до которых мы в этот раз не добрались. Но потрясающими видами насладились вполне.
Хочу также отметить, что поездка на не полностью загруженном УАЗе была таким себе «удовольствием». Приходилось крепко держаться за специальные, предусмотрительно обмотанные изолентой поручни, чтобы не вылететь из «отечественного джипа» на жестких кочках, каковых по дороге было в изобилии. Наш путь состоял из постоянных подъемов и спусков, то и дело мы пересекали небольшие ручьи и даже речушки, а некоторые лужи напоминали средних размеров прудики. Одного попутчика Рашид все-таки подсадил, но уже незадолго до финиша нашей поездки. Непутевый молодой человек, решившийся на пешее путешествие, забыл куртку в кафе внизу. Вместе с нами он к ней и вернулся.
Природа и путь домой
Растительность в районе Архыза уникальна и разнообразна. Здесь насчитывается более 140 видов древесных и кустарниковых пород, а в верховьях реки Кизгыч сохранился уникальный участок пихтового леса, где деревья достигают 60 метров в высоту и полутора метров в обхвате. Отдельные их экземпляры «доживают» до 700 лет. В окрестностях курорта сохранились реликтовые растения третичного периода. Это устаревшее название временного интервала геологической истории нашей планеты. Он охватывает промежуток от эпохи вымирания динозавров, что случилось примерно 65 миллионов лет назад, до начала последнего ледникового периода. Среди переживших эту вечность деревьев остались кавказская сосна, ель, тис, бук и вахта трехлистная.
В горной местности обитают кавказский олень, зубр, медведь, тур, серна, кабан, волк, рысь, лисица, дикий кот, куница и другие животные. Птиц насчитывается не менее 150 видов, в том числе кавказский тетерев, кеклик, улар и самые крупные из мира пернатых – бурый гриф, белоголовый сип, стервятник и бородач-ягнятник.
Этого уникального изобилия мы коснулись только краешком. Для более подробного ознакомления надо прожить здесь, желательно подальше от скопления туристов, как минимум неделю. Мы же после «джиппинга» по гладкой асфальтовой трассе, показавшейся после тряски одним из главных изобретений человечества, доехали до канатной дороги. Там оценили масштаб здешних гостиничных новостроек, пообедали в неплохом месте чуть поодаль, приобрели скромные сувениры и отправились в обратный путь.
Дорога домой таила несколько не самых приятных «сюрпризов». Немного пришлось постоять на реверсивном участке движения из-за ремонта полотна в КЧР и погрустить в пробке уже на самом въезде в Ставропольский край. Причина затора, впрочем, традиционна – светофор на перекрестке села Ивановского. Участок перманентного ремонта моста через Кубань мы миновали довольно быстро, но вот уже недалеко от родного Ставрополя, на подъезде к хутору Извещательному, случилась очень серьезная задержка. И причина ее была вовсе не в аварии, а в том самом узком участке трассы, который, как я подчеркивал выше, давно требует расширения. Надо было, наверное, снова попробовать проехать по дороге через Сенгилеевское водохранилище, как мы сделали неделю назад, возвращаясь из Гуамского ущелья. Тогда родной город встретил нас самой настоящей пыльной бурей, а сейчас чуть помучались и заехали в темноте, но в комфорте.
Фото автора