Вообще, что такое судьба – это, по сути, множественные затруднения жизни, которые мы сами выбираем для их преодоления, чтобы доказать, прежде всего самому себе, на что ты способен. Ибо суть человека как личности создают внутренние силы, воспитываемые в преодолении всевозможных препятствий.
Довольно доходчиво об этом упоминал французский философ М.Монтень: «Судьба поставляет нам только сырой материал, и нам самим предоставляется возможность придать ему форму». И хотя многие из нас скептически воспринимают труды К.Маркса, особенно те, на которых создавалась правящая в СССР партия, но тем не менее: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет сознание». Можно добавить – и судьбу.
Естественно, все это не могло возникнуть само по себе, такого не бывает. И Ф.Энгельс, соратник К.Маркса, как раз и отметил это: «Нельзя уйти от судьбы – другими словами – нельзя уйти от неизбежных последствий своих собственных действий».
Все это, естественно, Великий Замысел Великой Природы, ибо все то, что достается без достойных усилий, оно, во-первых, не ценится, а главное – делает человека слабовольным, инертным и не готовым постоять за свои помыслы и идеалы. И вот что интересно: никому не удавалось под любым предлогом уклониться от тех проверок на прочность духа, которые судьба с постоянной периодичностью, и главное – без нашего на то согласия, присылает нам, заставляя тем самым шире и глубже раскрывать свои потаенные возможности к противодействию.
«Судьба одинаково поражает и сильных, и слабых, но дуб падает с шумом, а былинка – тихо» (П.Буаст, франц. философ, XVIII век). При этом многим из нас не хватает смелости признаться в том, что судьба со всем своим своенравием – это далеко не случайные залетные вороны, как говорил Цицерон (Древний Рим): «Нет ничего нелепее для натуралиста, чем мнение, будто что-либо может произойти без причин». И потому самое главное открытие, которое необходимо каждому из нас сделать, – осознать, что качественность нашей жизни (как бы мы к ней ни относились) – это следствие своих же ранее принятых поступков и замыслов. И что это значит? Хочешь иной жизни – меняй себя внутренне в отношении с окружающим миром таким образом, какие последствия хотел бы получить.
«Недалекие люди верят в удачу, сильные люди – в причину и следствие» (Р.Эмерсон, амер. философ).
Но, пожалуй, лучше всех это пояснил великий Будда (III век до н. э.): «Человеку, который по неразумию причиняет мне зло, я воздам, защитив его самою щедрою любовью; и чем больше зла будет исходить от него, тем больше добра будет исходить от меня».
Это то, до чего наша пятая цивилизация еще не смогла дорасти, чтобы тем самым исключить все войны и противостояния.
«Какая частица безмерного и беспредельного времени уделена каждому из нас? Еще немного – и она исчезнет в вечности. А какая частица всей сущности? Какая – мировой души? На каком клочке земли мы пресмыкаемся? Раздумав над всем этим, не считай важным ничего, кроме одного: действовать так, как предписывает твоя природа, и мириться со всем, что создаст общая природа.
Или ты продолжаешь жить здесь – и к этой жизни ты уже привык, или ты удаляешься в другое место, согласно своему желанию, или же умираешь, и твое служение кончилось. Этим исчерпано все. Поэтому будь спокоен.
Я сделал что-нибудь для общего блага? Следовательно, я принес пользу самому себе. Никогда не расставайся с этой мыслью и не отказывайся от нее ни в каком положении» (Марк Аврелий, римский император, II век н. э.). Вот такие бывали императоры!