Наша ежемесячная кинорубрика сегодня будет праздничной. Она посвящена Великой Победе.
Конечно же, нельзя было пройти мимо темы войны, о которой в отечественном кинематографе снято столько картин. Сегодня мы окунемся в мир фильма «В бой идут одни «старики».
Вместо пролога
Молодое поколение любит советские фильмы и песни о войне. Поверьте, мы с трепетом относимся к данному культурно-историческому пласту. У каждого есть своя любимая кинокартина на эту тематику.
Для меня фильм Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» настолько сильный, что каждый раз при просмотре не могу сдержать слезы. Более того, уверен, что при написании этого материала глаза станут мокрыми. Ни один современный фильм о Великой Отечественной войне не вызовет у меня той любви и тех чувств, которые испытываю к картине «В бой идут одни «старики». Постараюсь раскрыть свои эмоции, вызванные киноработой режиссера Леонида Быкова.
История создания
Прежде чем перейти к личному отношению к картине, нужно раскрыть историю ее создания. Поверьте, в ней есть масса удивительных моментов.
Леонид Быков в детстве хотел быть летчиком. Увы, не сложилось. Но мечта всегда оставалась в его сердце. Однажды она подсказала талантливому актеру и гениальному режиссеру, что можно сделать фильм о военных летчиках. В то время Быков переехал из Ленинграда в Киев.
Леонид Федорович начал готовить материал для будущей картины. Он понимал, что нужно сделать документальный фильм в художественном образе. По-этому необходимо было общаться с авиационными и военными экспертами. За поддержкой Быков обратился к прославленным летчикам. На помощь пришли Герои Советского Союза – Иван Лавейкин, Иван Кожедуб и Виталий Попков. Именно их рассказы легли в основу сюжета фильма. Летчики воевали на разных фронтах, поэтому Быков применил «художественный синтез», при котором отдельные события, случившиеся в разных местах, слились в единое целое. В качестве прототипа главного героя, капитана Алексея Титаренко, Леонид Федорович взял Виталия Попкова, воевавшего в «поющей» эскадрилье. В его авиационном подразделении был свой хор, а два самолета лётчикам подарил лично оркестр Утесова. На освобожденных территориях бойцы давали концерты, на один из которых собственно и попал Быков. Так он впервые познакомился с Попковым.
К слову, название фильма принадлежит также прославленному летчику. Он рассказал историю, как в 1941 году у летчиков интересовались количеством боевых вылетов. Из всей дивизии на тот момент вылет совершил только Попков, прикрывая мост в Ростове-на-Дону. Комдив тогда сказал Виталию Ивановичу: «Понятно, в бой идут одни старики!». Быкову так понравилась эта фраза, что она и стала названием фильма.
Кстати, ветераны Великой Отечественной войны не только приняли участие в создании сюжета картины, но и помогли ее выходу. Руководство киностудии имени А. Довженко забраковало фильм еще на первоначальном этапе. Тогда в бой с чиновниками вступили ветераны. Фильм был снят. Его предпоказы имели огромный успех. Люди, прошедшие Великую Отечественную войну, подходили к Быкову со словами: «Да, так и было». Именно такой реакции и добивался режиссер. Однако чиновники снова стали ставить палки в колеса. Вместо проката картина могла оказать «на полке», но в дело вмешались высокопоставленные военные, которые настоятельно рекомендовали выпустить фильм. В итоге работу Быкова увидели миллионы зрителей, она собрала множество наград, в том числе и международных.
Смех, песни, слезы и жизнь
Теперь самое время рассказать, почему мне так дорог фильм «В бой идут одни «старики». Это пронзительная история о жизни и смерти, о любви и героизме. А еще удивительно, как много юмора в картине о войне. Леонид Быков хотел показать, что в те годы люди не только убивали и умирали, но и не забывали о простых радостях жизни, которые показаны в фильме в эпизодах и даже мелких деталях. Персонаж, которого сыграл Алексей Смирнов, Макарыч отрицает, что крестит пилотов перед вылетом, и через мгновение «благословляет» крестным знамением отправляющегося на боевое задание Маэстро. А как не вспомнить тонкие «подколки» летчиков эскадрильи?.. Всё происходит на земле, в быту, а в бою они готовы помочь друг другу ценой собственной жизни. Не забывали летчики и о поддержании физической формы, играя в футбол, где на воротах стоял «слабак», по мнению Титаренко.
Но главным развлечением на войне и моральной поддержкой для второй эскадрильи была музыка. Она сделала фильм любимым для нескольких поколений зрителей и моего в том числе. В нем звучат всего шесть песен! Да-да, так мало. Но зато какие это композиции! «Вечерний звон», «Землянка», «Эх, дороги» и «За того парня» великолепно передают настроение военных лет, дополнительно погружая зрителя в атмосферу того времени. «Смуглянка» вообще стала одной из главных военных песен в нашей стране. Иностранцы, когда слушают ее, отмечают «веселый мотивчик». Когда же они узнают, что песня ассоциируется с Великой Отечественной войной, то очень удивляются. Леонид Быков непременно хотел показать, что даже в самых трудных ситуациях фронтовики не забывали о мире, о близких, о счастье, которое будет после войны. Поэтому и звучала «Смуглянка», написанная еще в 1940 году.
В фильме была использована еще более старая композиция – «Нiч яка мiсячна». Ее пронзительная мелодия и слова на украинском языке не могут никого оставить равнодушным. Для меня эта песня особенная. Она встроена моей бабушкой в семейный генетический код. Бабушка с детства знала эту песню. Ребенком она познала, что такое война, бежала из Белоруссии от немцев. Бабушка слушает песню «Нiч яка мiсячна», каждый раз плачет, а в конце восклицает: «Будем жить!».
Кстати, веселую «Смуглянку» и такую грустную «Нiч яка мiсячна» объединяет одна тема – любовь. В годы Великой Отечественной войны это чувство воспринималось, наверное, острее, ярче. Люди мечтали о том, что настанет мир и не надо будет бояться похоронок.
Все разговоры в фильме о «вечном» подаются в таком ключе, что ты не замечаешь, как в горле возникает ком и на глазах появляются слезы. Фразу «Развалинами рейхстага удовлетворен» Маэстро говорит с такой болью и горечью в голосе, что невольно вспоминается, сколько погибло людей в годы войны. А как сейчас воспринимаются слова Быкова про Украину?.. Кто бы мог в те годы подумать, что через десятки лет братские народы сойдутся лицом к лицу на поле боя. От этого тоже становится не по себе.
И всё же главная тема фильма, который я так люблю, – это жизнь. Актеры в картине не играли, а по-настоящему жили. Они знали, что такое война, им не нужно было что-то придумывать. Поэтому так здорово у них получилось соединить и радость, и горе, потому что жизнь состоит из таких моментов. Особенно сильным стал финал фильма. Диалог Макарыча и Маэстро, по-моему, один из самых потрясающих, мощных в мировом кинематографе. Алексей Смирнов, который сыграл механика, жил в кадре. Все его переживания – настоящие, он ведь сам воевал. Во время репетиции финальной сцены актеру стало плохо с сердцем, его увезли на скорой со съемочной площадки. Через пару дней он вернулся в строй, но сказал: «Второй раз я не смогу, просто умру». Поэтому в фильм пошел режиссерский дубль, в котором Смирнов, прошедший Великую Отечественную войну, просто делился своими переживаниями.
Вместо эпилога
Так не сыграть, а прожить фильм, как Алексей Смирнов, никто сейчас не сможет. Каждый год создаются картины о Великой Отечественной войне, где «киноделы» перекраивают историю под современные реалии. Поэтому в картине «Зоя» героиня шла умирать «за булочку», а не потому, что была комсомолкой и патриоткой. Сейчас в прокате идет «Блиндаж», который копирует сюжет фильма 2008 года «Мы из будущего», используя перемещение во времени. К слову, ради этой картины прокатного удостоверения лишили фильм Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел», повествующий о начале Второй мировой войны. Нужно показать российское кино, безусловно, но пусть оно будет качественным. Пусть зритель проголосует рублем за то, что ему нравится. Ведь «В бой идут одни «старики» никто в 1971 году не продвигал специально. Наоборот, считали, что у фильма не будет зрителей. А картина вошла в топ-5 по просмотрам за год. Что-то мне подсказывает, покажи сейчас одновременно фильм Ричи и работу Быкова, то в «Бой идут одни «старики» точно не уступили бы «Министерству неджентльменских дел». Смог бы так «Блиндаж»? Чиновники считают, что нет. Видимо, они все понимают.
Кстати, идея показать «В бой идут одни «старики» является неплохой. Ведь 9 Мая три главных федеральных канала страны не покажут в дневное время советские фильмы о войне. Более того, только канал, который у всех находится на первой кнопке, продемонстрирует нам классические картины, посвященные Победе. В 22:00 можно увидеть «В бой идут одни «старики», а в 23:30 – «Белорусский вокзал». Днем же смотрите «Диверсанта», «Т-34» и «Топор».
Не понимаю, зачем так делать. Понятно, что хочется продвигать свои проекты. Но в мире ведь есть столько тем, по которым можно снимать кино. Не нужно штамповать ремейки по советской классике или создавать «очередной шедевр» про Великую Отечественную войну. Такие работы не помогут молодому поколению узнать правду о войне. Покажите в «Бой идут одни «старики», «Белорусский вокзал», «Они сражались за Родину» и другие подобные картины. Эти фильмы навсегда останутся в сердце ребят.
Спасибо онлайн-кинотеатрам, в которых советские фильмы о войне находятся в бесплатном доступе. Там я и посмотрю «В бой идут одни «старики», вновь смеясь и плача.