Заслуженному артисту России Борису Щербакову исполнилось 70 лет
Ему не приходится жаловаться на отсутствие ролей и нехватку зрительской любви. За 46 лет служения в Ставропольском театре драмы имени Лермонтова галерея образов, созданных Борисом Щербаковым, приобрела внушительные масштабы, а число поклонников продолжает расти.
Справедливости ради надо сказать, что Борис Федорович относится к тем актерам, которые не «заигрывают» с публикой. Он с исключительным профессионализмом работает над каждой ролью, будь то отрицательный персонаж в детской сказке или главный герой в классической драме. К тому же он, по сути, перфекционист, который должен погрузиться в свою роль максимально глубоко, разобраться во всех душевных и психологических тонкостях персонажей. Наверное, в формировании такого отношения к творчеству в совокупности с характером значительную роль сыграла и профессиональная база, заложенная в годы учебы в Новосибирском театральном училище…
«Вижу цель…»
Борис Щербаков родился в казачьей станице Бекешевской. Колхоз-миллионер, характерный ставропольский говорок местных жителей с выразительным фрикативным «г»… Как-то это не стыкуется с иллюзорной жизнью героев в придуманных драматургами ситуациях. Но, видимо, каким-то степным ветром занесло в станицу «лицедейскую бациллу», которая попала прямо в душу бекешевского мальчишки.
Борис Федорович рассказывает, что актером он хотел стать с пятого класса. В этом возрасте многие обнаруживают в себе до поры до времени дремавшие способности, заложенные природой. Но не у каждого возникает желание разобраться в себе и сделать выбор будущего, руководствуясь не меркантильными соображениями, а мечтой. Борис Щербаков страстно увлекся театром. Конечно, он еще не знал по-настоящему, что это за искусство, и артистов видел только в кино, но чувствовал, что его место не в зрительном зале, а на сцене.
Классный руководитель Анна Никитична Лукашова создала школьный театр, в котором Борис стал заметным явлением. Юных актеров оказалось немного, человек десять всего. Однако в этой маленькой труппе всё было по-настоящему: разбор ролей, репетиции, выступления. Обычно к праздничным датам школьный театр готовил очередную премьеру. Это были небольшие сценки, мини-спектакли и даже фрагменты из классической драматургии. Юный Борис Щербаков блистал в главных ролях и был любимцем публики, несмотря на то, что не выговаривал букву «р»... Очень важно, что рядом с парнишкой оказалась именно Анна Никитична. Заметив его талант, учительница всегда поддерживала ученика, а в десятом классе помогала составлять программу для творческого конкурса в училище.

После выпускного Борис, совсем как персонаж из фильма «Чародеи», сказал себе: «Вижу цель, не вижу препятствий» – и отправился в Новосибирск, поступать в театральное училище. Город уже в то время был миллионником, большой, красивый, но главное – там жили родственники мамы, которые не дали бы пропасть парнишке. Сам Борис даже продумал план «Б» на случай, если не получится поступить в театральное училище: в огромном Новосибирске нетрудно найти работу и без образования, можно пойти на завод, чтобы не терять время. Опять же, армия не за горами…
Где родился, там и пригодился
Конкурс в училище был традиционным – сто с лишним человек на место. Борис Щербаков устроил для приемной комиссии целый «спектакль одного актера» с исполнением стихов и прозы, он танцевал и даже спел «Песню про зайцев», заставив хохотать солидных преподавателей. Пятерка по мастерству актера и успех на остальных экзаменах открыли ему двери в училище на кандидатское место. Правда, с одним условием – исправить произношение. Борис Федорович не мог упустить редкого шанса и в течение года с невероятным упорством занимался с логопедом. Не сразу, но всё получилось. Правда, у студентов в то время не было отсрочки от службы в армии, и на два года Бориса Щербакова призвали в ВВС. Но и там начинающий актер старался не терять творческой формы и много занимался речью. Для начальства он стал настоящим подарком: когда надо было организовывать концерт самодеятельности, выступить, его талант оказывался незаменим. А потом и вовсе рядового Щербакова назначили художественным руководителем армейской концертной бригады, в которой он выступал в качестве конферансье, актёра и чтеца. Два года службы, по сути, стали еще и временем прохождения «производственной практики», которая принесла свои позитивные результаты. Борис Федорович повзрослел, приобрел жизненный опыт, да и букву «р» уже произносил правильно и четко.
Театральное училище он окончил блестяще. В дипломном спектакле, который ставил главный режиссер знаменитого Новосибирского театра «Красный факел» Семен Иониди, ему доверили главную роль. В итоге мэтр пригласил к себе в труппу молодого талантливого выпускника, который уже собирался ехать по распределению в Читу. Речь шла о службе в театре, постановкам которого посвящали публикации центральные газеты Советского Союза, а премьеры привлекали в Сибирь известных столичных критиков. Это было похоже на исполнение мечты.
Однако, как могло случиться, что ровно через год Борис Щербаков, который был плотно задействован в спектаклях «Красного факела», вдруг бросил всё и вернулся домой?.. И Новосибирск ему нравился, и в Сибири не чувствовал себя чужим, и в профессии были открыты прекрасные перспективы. «Виноват» оказался… кинорежиссер Георгий Данелия. В 1978 году на экраны вышел его фильм «Мимино». Посмотрев его, Борис Щербаков, совсем как главный герой этой замечательной ленты, ощутил непреодолимое желание вернуться на малую родину. Так в марте 1978-го в труппу Ставропольского драматического театра имени Лермонтова пришел новый актер.
«Артист – подневольная птица…»
Как вспоминает Борис Федорович, труппа была очень хорошо сформирована. В спектаклях играла и молодежь, и актеры среднего возраста, и грандиозные «старики» – народные и заслуженные артисты. Причем некоторым «старикам» на то время еще и 60 лет не исполнилось. Наверное, их профессиональный и жизненный опыт (среди актеров старшего поколения были фронтовики) придавал особую солидность.
– Одареннейшие люди, они внесли свой огромный вклад в развитие нашего театра, – говорит Борис Щербаков. – На протяжении своей сознательной жизни для меня аккумулятором и движущей силой был Борис Никитич Данильченко…
У молодых актеров в 1970-е была норма – 23 спектакля в месяц, а Щербаков за квартал наигрывал 90 с лишним. В новогоднюю кампанию, бывало, в день показывали по три детских сказки плюс вечером выходили на сцену. Но усталость от такой работы была какая-то счастливая. Актеры ощущали, как их искусство принимают зрители.
Сколько всего за прошедшее время было сыграно ролей, Борис Федорович говорить не берется. Более двухсот точно. Очень жаль, что нет видеозаписей прекрасных спектаклей, поставленных в 1970–1990 годах, а качество оцифрованных кассет не позволяет в полной мере отразить живое искусство. А как хотелось бы вернуться в прошлое и снова посмотреть удивительные работы Бориса Щербакова в прекрасных спектаклях: Дон Жуан – в «Каменном властелине», Стива Облонский – в «Анне Карениной», Студзинский – в «Белой гвардии», в спектаклях: «Чума на оба ваши дома» – Монтекки, «Царская охота» – Григорий Орлов, «Двенадцатая ночь» – сэр Тоби, «Шут Балакирев» – Меншиков… А каким харизматичным у него получился бунтарь Макмерфи в «Полете над гнездом кукушки»!..

В репертуаре театра сегодня есть пьесы, в которых Борис Щербаков в разное время сыграл несколько ролей. Много лет назад в спектакле «Визит дамы», поставленном режиссером Владимиром Хрущевым, актер сыграл роль полицейского Ханке, а в другой версии известного произведения Фридриха Дюрренматта («Загадочный визит», режиссер-постановщик Сергей Ковальчик) он предстал в образе мэра захолустного городка Гюллена.
Борис Щербаков работал со многими режиссерами: Алексеем Малышевым, Александром Мексиным, Михаилом Лурье, Виктором Симакиным, Борисом Гранатовым, Натальей Зубковой... Однако самое устойчивое творческое взаимодействие сложилось с заслуженным деятелем искусств РФ Валентином Бирюковым. В его спектаклях актер играет уже 40 лет. В «Проделках Ханумы» режиссера Валентина Бирюкова Борис Федорович когда-то исполнял роль слуги Тимотэ, а теперь выходит на сцену в образе купца Микича Котрянца. Вспоминается и чудесный спектакль «Фуршет после премьеры», в котором Валентин Валентинович дал Борису Щербакову роль… актера, играющего Отелло.
– Артист в театре – подневольная птица. Он летает и расправляет крылья, когда у него есть свободный дух внутри. Большая задача режиссера – создать такую атмосферу во время репетиций, чтобы появилась внутренняя свобода, – говорит Борис Федорович. – Мне повезло с режиссурой. Я никогда не отказывался от ролей. Случались недовольство, споры в репетиционный период, это обязательно должно быть. Я должен всё выяснить «на берегу», а потом «садиться в лодку» и плыть в том направлении, о котором договорились. Помните, как у Филатова: «Я не турок и не грек, я семейный человек». Так вот, я тоже «семейный человек». Я должен быть в коллективе, который понимаю, чтобы, выходя на сцену, ощущать партнера, как своего родного человека. Я видел много людей, которые друг друга на нюх не переносят, а выходят и играют любовь. Но зритель это видит. Я старался такого не допускать.
Борис Щербаков – артист универсальный. Кроме всего прочего, он поёт, играет на различных музыкальных инструментах, пишет стихи, снимается в кино. Кстати, на подходе премьера полнометражного фильма режиссера Дмитрия Москвитина «Молчание», в котором Борис Федорович сыграл одну из главных ролей.
Папа «Прометея»
– Режиссерская судьба у меня не получилась несмотря на то, что окончил режиссерский факультет нашего университета, – с легким сожалением говорит Борис Федорович.
При этом многие ставропольские театралы понят поставленный им спектакль «Костюмер» по пьесе Рональда Харвуда. Интересно, что история его создания тоже связана с СТД. В 2009 году Борис Щербаков решил сделать подарок к 70-летию заслуженного артиста РФ Владимира Мнацакановича Аллахвердова, много лет возглавлявшего региональное отделение творческого союза. Он поставил пьесу «Костюмер», в которой юбиляру была отведена центральная роль Нормана. Сам же он создал образ сэра Джона. Другие коллеги тоже с удовольствием участвовали в спектакле, первое действие которого было показано на бенефисе Владимира Аллахвердова. Позже удалось поставить «Костюмера» в полной версии, и его включили в репертуар театра.
Свой режиссерский потенциал Борис Федорович в полной мере сумел реализовать в театральной студии «Прометей». Более 20 лет он со своими учениками ставил классику, комедии, драмы, серьезные, глубокие пьесы, заставляющие думать, сопереживать. За это время выпустили два десятка спектаклей. Студия уже в прошлом, а общение с бывшими студийцами осталось. В тот день, когда мы записывали интервью с Борисом Федоровичем, ему с коллегами предстоял творческий выезд со спектаклем в Изобильный. В этом городе живет ученик Щербакова – Евгений Коваленко, организовавший там свою театральную студию.
Сплав авторитета, опыта и творческой энергии
Борис Щербаков признался, что с детства терпеть не может общественную работу, но с юных лет не перестает ею заниматься. В школе был председателем пионерского отряда, возглавлял комсомольскую организацию в старших классах, в театральном училище, а потом в армии, в театре.
Его участие в деятельности Ставропольского отделения Союза театральных деятелей началось еще до официального вступления в 1985 году в ВТО (Всероссийское театральное общество). Сначала участвовал в традиционных конкурсах-смотрах молодых артистов. Занимал в них первые места, получал премии, путевки в Москву, Ригу, другие города. А когда набрался опыта, сам стал помогать молодым коллегам готовиться к показам на конкурсах.
На протяжении 30 лет коллеги по творческому союзу избирали Бориса Федоровича в правление своей региональной организации. Многие годы он был заместителем председателя союза Владимира Аллахвердова. Их связывали творчество, общественная работа, дружба и полное взаимопонимание по главным, человеческим вопросам. Пять лет назад, когда Владимира Мнацакановича не стало, коллеги доверили Борису Федоровичу руководство региональным отделением СТД РФ, которому в этом году исполняется 90 лет. А как же, они ведь знают, что такой человек ни за что не подведет.
Фото автора и Ставропольского академического театра драмы имени М. Лермонтова