За что вы так с Пушкиным, господа?.. | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Кадр из сериала «Натали и Александр» (режиссер В. Щегольков)
За что вы так с Пушкиным, господа?..

За что вы так с Пушкиным, господа?..

17 марта
18:37

Недавно на Первом канале был показан первый сезон телесериала «Натали и Александр». Многие зрители в своих отзывах восхищались фильмом, другие же называют его «мыльной оперой для домохозяек» и возмущаются, что создатели сериала задели честь Александра Пушкина, и категорически не советуют смотреть его пушкинистам… Попробуем разобраться.

 

Многое в фильме удалось: и заставка к каждой серии с силуэтами фигур и летящими «в вечность» рукописными листами, и стихи к месту, и костюмы. Похвалить есть за что и операторов, и декораторов, и режиссерскую группу с монтажерами. Порадовали игра актеров и финальные сцены. Фильм смотрится с большим интересом, но порой… вызывает недоумение.

Василия Тропинина (Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург)

Вот как смириться с тем, что «наше всё», «солнце русской поэзии», слава и гордость России показан то как «гопник», в пьяном угаре ворвавшийся ночью в дом к Гончаровым свататься к Натали, то как дикарь в брачную ночь, то как безбашенный повеса в схватке с медведем и непотребствующий перед комиссией в лицее? И это выдали четверо сценаристов и режиссер с четырьмя продюсерами, не пожелавшие найти даже сочинителя музыки. Поэтому на балах лились известные вальсы еще не родившихся Чайковского и Штрауса-сына.

С какой целью запятнан «умнейший человек России»? Так Николай I отозвался о Пушкине, потирая руки от удовольствия после первой беседы с ним.

Что говорить об отсутствии внешнего сходства Натали и актрисы Ксении Трейстер, которое заметили все, кто видел портрет жены Пушкина работы Александра Брюллова? Невысокая, очень милая курносая Ксения сыграла бы саму Джульетту, но не Натали Гончарову! Избранница поэта – признанная всеми первая красавица Петербурга, «рафаэлевская мадонна», от которой исходило сияние, была ростом 175 см, с нежным удлиненным овалом лица и шармом-косинкой в глазах («Моя косая мадонна», - говорил Пушкин). Неужели в России за год поиска не нашлось подобной красавицы?! Вызывают недоумение несоответствие роста Пушкина и сыгравшего его актера Александра Зарядина, его пухлые щеки с жидкими бакенбардами, будто гримеры не видели поэта на портретах Кипренского и Тропинина.

Может, создатели намеренно на это шли, чтобы зритель принял и условность дальнейших поступков героев? Режиссер Владимир Щегольков в одном из интервью сказал: «Это наша интерпретация бытовой жизни поэта. Главное - спровоцировать зрителей взять книги и проверить, так ли все лихо было на самом деле». Суть любой провокации – вызвать реакцию, всплеск, ее тема – разрушать стереотипы. Разве Пушкин нуждается в провокации? Поэта знают все, кто прикоснулся к его сказкам, повестям, стихам и поэмам. В них он весь как личность, с темпераментом и нравом, умом, честью и совестью.

Чтобы создать что-то талантливое о великих, талант авторов должен хотя бы приблизиться к их уровню. С каких колоколен увидели сценаристы не существовавшие в биографии Пушкина факты? Так ли безобидны их вымыслы? Показать его бузотером, снявшим штаны перед комиссией на экзамене, не клевета ли это и зубоскальство над личностью поэта?! И где? – в дорогом сердцу лицее, неоднократно им воспетом в стихах и одах! Он боготворил альма-матер, преподавателей словесности (особенно Куницына) и друзей-лицеистов.

Откуда взялись сцены с подлогом письма к Чаадаеву и арестом Пушкина? А роман Натали с императором Николаем I? Если нет ни одного документального факта, лишь фраза из письма Пушкина к жене «не кокетничай с царем»? Может, из-за сплетен недругов поэта после его похорон и благодеяний царя семье Пушкина в виде оплаты долгов, опеки да пенсиона.

Сам царь изображен похотливым «душкой», ему не с кем играть в шахматы, кроме как с Натали. Есть «оправдание»: врачи запретили царице после родов интимную близость с мужем «навсегда», опасаясь за ее здоровье. И как царица, с ее достоинством, тактом и умом, могла просить Натали заменить ее в постели, зная, что у той двое малюток и ревнивый супруг?! При этом ей было известно, что у мужа есть фаворитка Нелидова.

Вызывает вопрос злорадство Олениной, столкнувшей с горки Натали на глазах у императорской четы. Авторы считают, что в аристократической среде дамы позволяли себе такие выходки? Из какого пальца сценаристы высосали это? Так и хочется спросить словами одного критика-остряка: «Что они там курили?».

А. Брюллов. Портрет Натальи Гончаровой (Государственный музей Александра Сергеевича Пушкина)

Как можно ставить фильм о классике на нелепых фантазиях, не читая всех документов, отзывов о нем современников, пушкиноведов, наконец, писем поэта к жене, к друзьям? Зато сценаристы «со свечкой» оказались в спальне Пушкина, показав поэта в брачную ночь: он гонялся, по выражению критика А. Сириной, «как петух в курятнике», за испуганной Натали, получил пощечину и, хлопнув дверью, покинул дом. Ему ли, хорошо знавшему женскую натуру, так вести себя с невинной девочкой, которую он боготворил, называл в письмах и стихах «мой ангел», «моя мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец»? И вот вам пушкинское оправдание в такие минуты:

 

О, как милее ты, смиренница моя!

О, как мучительно тобою счастлив я,

Когда, склоняяся на долгие моленья,

Ты предаешься мне нежна без упоенья…

 

Известно, что Пушкин не позволял жене показывать их спальню кому бы то ни было, считая брачное ложе святая святых. Если бы он знал, как бесцеремонно залезут к нему в постель…

Вот как отозвалась критик М. Глинская:

«Всем, кто с удовольствием смотрит передачи у Эрнста про перетряхивание белья, наверняка фильм понравился. Откровенное вранье о событиях, которые описаны с достоверностью. Для меня Пушкин настолько дорог, что подобное обесценивание его личности недопустимо. Просто хочется на дуэль вызывать создателей этого «шедевра»! За Пушкина! Они забыли в погоне показать «живого человека», что этот фильм о гении лишь на потребу тех, кому лень думать, кто о поэте ничего не знает».

И ведь будут не раз «крутить» сериал, чтобы не оставить ни одного сомневающегося в том, что Пушкин, как и утрированно оболганный Есенин, повеса, бузотер со вздорным и необузданным нравом. А то, что он гений, загнанный в угол сплетнями и травлей, успевший за короткую жизнь создать столько высокопробных творений, – это как тень от него, не он сам. А сколько незавершенных романов, повестей и поэм оставил нам Пушкин в последних томах сочинений! Не случись роковой дуэли у Черной речки, их читал бы весь мир!

Хочется верить, что свет таланта Пушкина вдохновит режиссеров на высококачественное кино. Впереди следующий сезон эпопеи, теперь уже с появлением Дантеса в жизни Пушкина и Натали. Надеюсь, хотя бы одно издание, типа сборника дневников и писем «Последний год жизни Пушкина», будет настольной книгой создателей сериала о Пушкине и да не отвратит их от праведной и далеко не гладкой стези поэта.

Опошлить можно все, даже святое слово «мать» втоптать в грязь. В мире копится столько злобы в людских сердцах, что нелепости в фильме могут показаться кому-то нормой. В любом случае это не дает право авторам покушаться на достоинство поэта и самим не делает чести. Не скажу нового, что российское общество нуждается в возрождении нравственных ценностей. Сами по себе они с неба не свалятся и не снизойдут до душ людских. Их надо сеять и взращивать через искусство кино и СМИ. Не пора ли сказать «стоп!» в очернении идеалов, в их опошлении и оглуплении мало читающей молодой поросли? Уж кому только не навесили ярлыков за последние два-три десятилетия! Не трогайте, господа, Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, Юрия Гагарина и всех, кто составляет гордость и славу России. Не то завтра, оглянувшись вокруг, мы не найдем примеров, на кого равняться. Не на Казанову же, право, ставшего почти героем нашего времени.

Согласно российской Конституции, «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».  Есть, наконец, статья о том, что «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Творчество Пушкина, как и память о нем, и есть наше культурное наследие. «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!» - писал о Пушкине Тютчев, подчеркнув одной фразой святость любви народа к поэту-гению. Зачем же, показав его «живым» человеком, авторы сериала заставили мучительно страдать его душу? Разве он этого заслуживает? Или некому защитить поэта? Еще не сказали своего слова многочисленные потомки Пушкина. Уж они-то законы знают.

В то время как на Украине сносят памятники Пушкину, недопустимо, чтобы в нашей стране летели подобные «плевочки» на его пьедестал. Ведь они попадают в памятники внутри наших душ, вносят безнравственность, как норму, чтобы не было ничего чистого и святого в сердцах наших детей.

Пушкин как пророк предвидел все и при жизни «памятник себе воздвиг нерукотворный». С какой верой он обращался к нам: «И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит!». Славен, но не ославлен! Не молчите, поэты, пушкинисты и учителя литературы, защищайте честь великого гения! А авторам телесериала хочется сказать словами Лермонтова:

 

«Но есть и божий суд…

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед».

 

Подумайте о детях и молодежи! И читайте, открывайте для себя Пушкина, возвышайтесь и растите духовно вместе с ним.

Елена НИКИФОРОВА, педагог-филолог

Автор: .
Поделиться:

Читайте также

Начало положено

В результате ставропольцы убежали на комфортные «+5». Хозяева не могли забросить даже в большинстве. Тайм-аут немного привел их в чувство. Игроки «КАУСТИКа» смогли зацепиться по счету, но затем силы их покинули. Сказался высокий прессинг в первом тайме. Станислав Третынко продолжил «клепать» сейвы, а оборона хозяев просто не успевала за соперником. Данила Иванов мог раздавать передачи на любой вкус: то на Андрея Воробьева, то на крайних, то создавая ситуацию для своего броска. Волгоградцы практически перестали хоть как-то мешать дальним броскам полусредних. Андрей Беляев и Максим Ермолин воспользовались ситуацией.

2 сентября

Первый  звонок – впервые  для школы

После торжественной линейки глава Ставрополя Иван Ульянченко пообщался с журналистами. Мэр краевой столицы отметил, что не мог не прийти 1 сентября в школу, которую так долго ждали жители этого района. Однако это не последнее учебное заведение, которое будет построено в городе, ибо Ставрополь развивается, а значит, растет численность его жителей, поэтому потребность в школах все равно сохраняется. И найти возможности для их строительства – одна из главных задач городских властей.

1 сентября

Степные ветры прошлых веков

Вглядываясь в знакомые лица на снимках, я вспомнила, как впервые побывала на  Татарском городище в конце прошлого века. Летом 1994 года здесь, под открытым небом, проходила научно-практическая конференция с участием авторитетных археологов, биологов, зоологов, геологов, этнографов и других специалистов. Я слушала рассказ директора музея Николая Охонько о башнях, валах и рвах древнего городища, о древней цитадели, бредя за ним по тропе, которая едва угадывалась среди мокрой после дождя, высокой степной растительности. Для меня было загадкой, как ученые видят то, что скрыто глубоко в земле. 

1 сентября

Победа в меньшинстве

«Динамовцы» до 75-й минуты еще несколько раз убегали в контратаки. Ставропольские футболисты могли упрочить свое преимущество, но их подвела реализация. А дальше они стали бороться с усталостью. У «сине-бело-золотых» начало сводить ноги. Замены, конечно, освежали ряды гостей, но им было сложно. Однако они смогли выстоять. Причём у хозяев было только три момента, чтобы сравнять счёт. В двух случаях хорошо сыграл Вадим Гуськов, а еще в одном игрок «Севастополя» не попал по мячу, находясь в четырех метрах от ворот.

1 сентября