8 июня – День социального работника. Когда тебя ждут

Тамара Коркина
8 июня – День социального работника. Когда тебя ждут
Татьяна Великанова – социальный работник Центра обслуживания населения. Есть у нас в Ставрополе такое учреждение, главная задача которого – оказывать на дому помощь одиноким и остро нуждающимся в ней людям. Татьяна Ивановна раньше работала на заводе «Сигнал», в трудные годы реформ попала под сокращение. В начале девяностых многие хорошие специалисты занялись торговлей на рынках. А она решила попробовать себя в качестве «соцпомощи на дому».

- И вот уже четырнадцатый год пробую, - смеется...

И тут же добавляет серьезно: - Знаете, мы с нашими подопечными не работаем, мы с ними живем одной жизнью. Расскажу про Василия Тихоновича Съедина. Меня к нему прикрепили с самого начала - еще и мама его была жива. После ее смерти он жил с отцом, инвалидом Великой Отечественной войны, замечательным человеком.

С интересом слушаю вдохновенный рассказ Татьяны Ивановны. Про Василия Съедина я когда-то писала очерк, человек это действительно уникальный. Работал в Капустином Яру, возвращаясь с работы, попал в аварию (автобус столкнулся с железнодорожным составом). Получил тяжелую травму. С тех пор несколько десятилетий прикован к инвалидной коляске. Сам не может взять в руки даже чашку, чтобы напиться. И при всем этом пишет стихи, печатает при помощи какого-то приспособления на компьютере, активно участвует в общественной жизни микрорайона.

- Это настолько душевный, деликатный и великодушный человек, что общаться с ним всегда удовольствие. Он всю мою жизнь знает, всегда расспросит про семью, поддержит добрым словом.

Татьяна Ивановна рассказывает о том, что сама по себе должность социального работника предельно проста и понятна. За тобой закрепляют 10 - 12 одиноких пожилых людей, к которым ты должна прийти дважды в неделю, чтобы исполнить нехитрые обязанности. Среди них – покупка продуктов, медикаментов, коммунальные платежи, влажная уборка, все это строго расписано в нормативном документе. Есть еще дополнительные услуги, которые может заказать подопечный.

Но все просто только до той поры, пока ты не увидела, как сильно ждет тебя одинокий человек и как необходима ему твоя помощь.

- Нас психологи учат: не берите все на сердце, не впускайте подопечных в свою жизнь, иначе быстро разрушитесь. Советуют при особо сложных психологических ситуациях мысленно поместить трудного собеседника в трехлитровую банку и плотно закрыть ее крышкой, чтобы оградить себя от переживаний. Но так не получается. Человек горюет, плачет, и ты вместе с ним, таково, наверное, свойство человеческого сердца.

Нормативы нормативами, а, переступив порог, социальный работник оказывается один на один с действительно страдающим и нуждающимся человеком. Попробуй сказать женщине с небольшой пенсией, что, скажем, почистить и вытряхнуть половички – это дополнительная услуга. Тем более если ей за 95. «Трясу, чищу, бог с ними, с половиками, от меня не убудет». Дочка дома часто посмеивается: «Мам, тебе все это зачтется». А муж, Игорь Николаевич, старается просто помочь.

- Я часто выхожу из дома с установкой: не буду ни с кем разговаривать, быстренько принесу продукты и убегу. Но так не получается. Сразу видишь, что человек тебя ждет не дождется. Как тут быстро уйдешь?

Татьяна Ивановна может рассказывать о своих подопечных бесконечно. Уверяет, что большинство из них – добрые, душевные люди.

- Есть у меня Иван Васильевич Безручко. Инвалид войны, мичман, тихий, безропотный человек, постоянно за все извиняется. С такими людьми приятно работать, от души хочется им помочь, скрасить одиночество. Я всех его врачей в поликлинике знаю, захожу в кабинеты со словами «Я от Безручко!» А моя Раиса Дмитриевна Коваль попала в больницу с переломом, я бываю у нее раз в неделю, тоже хочется как следует помочь.

Об издержках, которые тоже случаются в ее работе, Татьяна Ивановна рассказывает так:

- У меня уже сложился свой маршрут по магазинам. Выезжаю – в кармане листочек с заказами. Бывает, не то купишь, не по той цене. Как-то получила заказ - купить сыр в коробке. Решила, что речь идет о «Хохланде». Купила, привезла. «Вы что, Татьяна Ивановна, 26 рублей для меня дорого, такой сыр мне не нужен!» Пришлось забрать продукт себе. И такое нередко бывает. Иной раз старый человек забывает, о чем просил. «Я тебе ничего не говорила, ты меня что, за дуру принимаешь!» Тут спорить и доказывать бесполезно...

К одной такой вот привередливой женщине соцработники ходили поочередно, тяжелый груз общения с трудным человеком каждый нес две недели, иного выхода просто не было.

Из рассказов других социальных работников знаю, что встречаются и такие, кто может прикрикнуть, вообразить себя этакой барынькой: «Сходи палисадник прополи, тебя для чего ко мне приставили!». Татьяна Ивановна старается телефон свой домашний не давать. Но вот как-то поздно ночью раздался звонок: «Ах, Танечка, горе-то какое, у меня Мурзик заболел!» Тут в самый раз рассердиться, но что поделаешь, если дороже кота у человека никого нет?

Внешне работа социального работника сродни дедморозовской. Пришел, раскрыл сумки, порадовал, поднял человеку настроение. А на самом деле – тяжелый труд, замешанный на мелочах повседневности. Купить что получше и подешевле, сбегать в аптеку, в поликлинику, заплатить за жилищно-коммунальные услуги, прибрать - считай, обслужить семью из десяти беспомощных человек, проживающих в разных местах. Благо бы платили за такой труд хорошо. Но платят мало, и это обстоятельство заставляет лишний раз подумать о том, что профессия соцработника больше укладывается в милосердие и волонтерство, нежели в зарабатывание на жизнь. Потому люди с холодным и расчетливым сердцем в центре обслуживания не задерживаются.

Фото Юрия РУБИНСКОГО.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов