Частная жизнь исполина Каждый год со второй по смертности восходителей горы мира снимают десятки тонн мусора

Вадим Дубило

Частная жизнь исполина Каждый год со второй по смертности восходителей горы мира снимают десятки тонн мусора

Восхождение на самую высокую вершину Европы — Эльбрус – сегодня любому гражданину России обходится в 250 рублей, а иностранцу в 20 долларов. За попытку покорения «крыши мира» — Эвереста – правительство Непала требует 25 тысяч долларов, причем из­за установленных квот запись в очередь растянута на несколько лет вперед.

Опасный ресурс

В годы неконтролируемого туризма на Эльбрусе – исполинском ресурсе КБР – установилась мрачная статистика: каждый год здесь гибнет около двадцати человек, как россиян, так и иностранцев. Первый заместитель начальника ГУ МЧС РФ по КБР Сергей Шагин назвал основную причину трагедий на Эльбрусе — это халатность по отношению к великой горе. Несмотря на то, что за регистрацию и подробный инструктаж в Эльбрусском поисково­спасательном отряде (ПСО) МЧС РФ, находящемся в Терсколе, денег не берут, позаботиться о своей безопасности, даже даром, туристы и альпинисты не спешат, особенно те, кого называют «одиночками». Но, случись что, найти человека на огромных ледяных просторах спасателям, не знающим его маршрут, очень сложно. Так, в нынешнем мае, прямо в День Победы, погибли семь москвичей и четверо украинцев. Вместе со взрослыми киевлянами, которые шли на вершину вопреки погоде и плохой экипировке, на западной вершине погибли двое детей. Вообще, украинцы, как говорят спасатели, стали лидерами по несчастьям на Эльбрусе. На втором месте в этом печальном рейтинге оказались поляки, на третьем – чехи.

В советское время поисково­спасательный отряд был контрольно­спасательной службой. Но сейчас сотрудники МЧС РФ могут только предупреждать, искать и спасать экстремалов, не требуя от них горной подготовки и регистрации восхождения. Как рассказывает бессменный в течение последних 20 лет командир Эльбрусского ПСО Борис Тилов, они проводят до 200 спасработ в год, причем каждый десятый случай — это поиски иностранцев. Сегодня на Эльбрус, где даже на «канатке» можно добраться до высоты Монблана, ходит вся Европа. Плюс туристы из Японии, Южной Кореи, Северной и Южной Америки. А в последние годы граждане Шри­Ланки, Индонезии, других стран Азии и Африки, включая ЮАР. Это не говоря уже о потоке российских туристов, стран СНГ и Прибалтики. В российском законе о туризме сказано лишь, что каждый путешественник сам должен осознавать степень опасности. При таком самоконтроле бывают случаи, которые смело можно назвать самоуничтожением, когда спасатели снимают человека с высоты 4200, а затем его же находят на пяти тысячах метров уже погибшим. До сих пор на горе ищут погибших в мае москвичей, а также двух канадцев, исчезнувших два года назад. Вообще на Эльбрусе за последние 60 лет так и не найдены около полусотни человек.

Шат­гора – одно из многих старинных названий двуглавой вершины – очень богата на разные истории, затрагивающие даже политику. В этом году группу Башкирского университета, которую спутала непогода, Тилову пришлось возвращать из Грузии при содействии давних друзей­альпинистов. Их вернули, но только через контрольно­пропускной пункт Верхний Ларс, за 300 километров от Терскола. Возвращение другой, сборной команды из россиян и украинцев, перешедших по ошибке в Грузию из ущелья Адыр­су в Приэльбрусье, и вовсе стало показательно­политическим. Граждан Украины вернули на родину весьма оперативно, чего нельзя сказать о россиянах. Их вернули с соблюдением всех формальностей только через Верхний Ларс.

По словам Сергея Шагина, защиту гор от безалаберных людей, а туристов — от их же равнодушия к своей безопасности может решить недавняя законодательная инициатива правительства Иркутской области, которое в октябре обратилось в МЧС РФ. По законопроекту турист обязан регистрироваться в спасслужбе и иметь при себе датчики­маячки, по которым его можно найти. Все это чрезвычайно актуально для Приэльбрусья, где поток туристов увеличился в разы.

Хозяйка горы

Покорить высшую точку Европы можно «дешево и сердито» — сервис ненавязчивый, цены низкие, посещения уникального природного объекта не ограничены. Поэтому вместе с резким увеличением гостей Приэльбрусья выросла и мусорная проблема.

— Посмотрите, что сейчас на Эльбрусе творится, – говорит Борис Тилов, – это ужас, на 20 метров от тропы кучи мусора. Приходится подходить к палаткам, уговаривать, чтобы убрали за собой. С иностранцами таких проблем нет, после них нет ни банки, ни бумажки. Они мне лично говорили, что здесь у нас все красиво, пока не смотришь под ноги. Попробуйте в Африке на Килиманджаро пройдите и намусорьте. Больше того, приятель рассказывал, что пока не приобрел четыре биотуалета, на вершину не пустили (все это пришлось спустить и обратно).

В прошлом году, по данным специалистов ФГУ «Национальный парк «Приэльбрусье», здесь побывали больше трех с половиной тысяч иностранцев, самой пуганой «горячими точками» категории людей. Это в два с половиной раза больше, чем четыре года назад, что, конечно, радует. В то же время красивейшее место, горный курорт и альпинистский алтарь Европы сейчас очищают от следов цивилизации в основном добровольцы. Высочайший горный массив Большого Кавказа, где площадь ледников составляет 122 тыс. квадратных километров, в опасности. Между тем мировая практика использования особо охраняемых территорий в рекреационных целях достаточно широка, чтобы не изобретать велосипед. Парк пытается ввести меры по экотуризму, собирая за восхождение по самому распространенному маршруту на вершину Эльбруса по 250 рублей, и приступить к его обустройству. Кроме парка, мусор – сколько унесут — собирают спасатели Эльбрусского отряда, а также некоторые владельцы высокогорных хижин­приютов. Так, Музафар Залиханов, прямой внук знаменитого Чокки Залиханова, который в 110 лет поднялся на Эльбрус, говорит, что только с маленького «пятачка», где раньше были палаточные городки, с высоты около 4200 метров в один день вывез с десяток мешков мусора. Нынешним же летом, по инициативе хозяйки высокогорной хижины возле сгоревшего восемь лет назад Приюта­11 Лизы Байдаевой, десять добровольцев из остова сгоревшего здания, превращенного в свалку, собрали и спустили вниз до четырех сотен мешков мусора. Лизу – немку, которая вышла замуж за местного парня, Музафар считает патриоткой России.

– Поднимитесь выше Приюта, и вы заплачете, – говорит он. – В этом году было сильное потепление, и все отходы оказались на льду. Увидел бы дед, что творится, Эльбрус закрыл бы. Вот Лизу и надо сделать здесь хозяйкой.

Он помнит своего легендарного деда, и среди детских воспоминаний — отчетливая «картинка»: когда Чокка Залиханов спускался с вершины с мешком, Музафар решил, что дед из своего путешествия вернулся с конфетами. Но это был всего лишь мусор, который легендарный дедушка уже тогда собирал на Эльбрусе. Попытка знакомства с современной жизнью самого исполинского ресурса КБР – двуглавого Эльбруса лишний раз убеждает в необходимости введения контролируемых республиканским правительством экологических сборов. Ведь, по большому счету, туристы могут позаботиться о своей безопасности, было бы желание, чего нельзя сказать о самой горе — грозный Эльбрус сегодня оказался беззащитным.

Между тем свой высочайший ресурс республика намерена использовать в лучшем виде. Как сказал заместитель министра курортов и туризма КБР Юсуп Улаков, уже сейчас по рейтингу Эльбрус и Приэльбрусье занимают 24 место в мире. В конце октября открылся даже чартерный рейс Нальчик — Прага. По словам Юсупа Улакова, в России скоро появится новая общественная организация – клуб любителей Эльбруса, который может стать и международным. Сейчас под личным контролем президента КБР строится новая канатная дорога на Эльбрус, а на участках у Баксанского ущелья, ведущего к подножию исполинской горы, обновляются очистные сооружения и электроснабжение. Больше того, готова горнолыжная трасса на первой очереди, где будет функционировать новая «канатка». Здесь можно проводить гигантский слалом — международные соревнования по скоростному спуску запланированы уже на 2007 год. В ближайшее время пройдет конкурсный отбор компании, которая сделает генеральный план развития Приэльбрусья. Свое содействие в обустройстве этого района КБР обещал и руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский, который в этом году сам поднялся на Эльбрус выше станций канатной дороги — до скал Пастухова. В то же время недавно на парламентских слушаниях в Кабардино­Балкарии эксперты констатировали ухудшение экологической обстановки в республике. Среди прочих проблем отметили сложную ситуацию с самовольными свалками мусора, а представитель республиканского «Ростехнадзора» сослался на законодательство, которое позволяет направлять на приобретение природозащитных технологий средства «экологического налога».

Ольга Токмакова,

«Российская газета», специально
для «Вечернего
Ставрополя».



Последние новости

Все новости

Объявление