К вам едет… «1 канал»

К вам едет… «1 канал»
Доведенные до отчаяния задержкой заработной платы, работники СМУТП «Троллейбусное предприятие» направили коллективное письмо-жалобу в приемную Президента России. Его «гонцы» проблем хоть и не решили, но позволили еще раз расставить все точки над «i».

Дайте хотя бы украсть!

В понедельник в 11 утра «разобраться в сложившейся ситуации» прибыла телевизионная группа первого федерального канала. На проходной ее уже ждали. Работники и руководство предприятия, представители администрации города Ставрополя.
Вначале состоялся традиционный монолог членов коллектива перед телевизионной камерой:
— Зарплату не выплатили за июль и август. Не рассчитались по отпускным. В сентябре на коленях приползла к директору – ребенка в школу не на что собрать. Дайте хоть что-нибудь. Выплатили аванс. И все. На все вопросы один ответ – нет денег. Администрация города не должна нас забывать. Раз мы стали МУПом, она должна тоже решать наши проблемы.
— Посмотрите, сколько троллейбусов простаивает в депо. Они не выходят на линию, потому что нет водителей, нет кондукторов. Многих водителей уже потеряли, а новички не остаются, потому что задержки заработной платы по два-три месяца – это обычное явление. Здесь остались одни старики и патриоты.
— В городе работает 1,5 тыс. маршрутных такси, которые из-под носа уводят у нас пассажиров. При такой ситуации у троллейбусного предприятия не будет ни выручки, ни зарплат. Администрация города должна, прежде всего, решить эту проблему: либо мы, либо они!
— Чтобы хоть как-то конкурировать с маршрутками, троллейбусы должны работать в три смены, до глубокой ночи, а не заходить в депо в шесть часов. А у нас нет такой возможности, потому что некому работать…
— РУКОВОДСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ ВЫНУЖДАЕТ НАС ВОРОВАТЬ, НО И ЭТОГО НЕ ДАЕТ! ВЫВОРАЧИВАЮТ НАМ СУМКИ НА ПРОХОДНОЙ!
— А что можно у вас украсть? — спрашиваю директора СМУТП «Троллейбусное предприятие» Вадима Степанова. – Металлолом? Так он в сумки не поместится…
— Выручку!
—???
— Кондукторскую выручку, которую сдают в конце смены. Один из инициаторов письма как раз и есть тот человек, кого поймали за руку на воровстве…

Приватизация как первый шаг к банкротству

Ставропольское муниципальное троллейбусное предприятие перешло в частные руки
1 января 2008 года. Для чего это было сделано и на что рассчитывали хозяева-коммерсанты, если исторически сложилось, что энергозатратный общественный транспорт может существовать только за счет бюджетных дотаций – гадать не будем (это и так всем известно. – Авт.). Так или иначе, но сценарий банкротства троллейбусного парка развивался стремительно. Уже к концу года кредиторская задолженность составила более 30 млн рублей, из них по заработной плате — 7,6 млн рублей, за электроэнергию — 8,7 млн рублей, по налогам и сборам — 14 млн рублей.
В феврале 2009 года энергетики прекратили подачу электропитания в контактную сеть города. Вопрос о сохранении в Ставрополе троллейбусов встал ребром. Тогда путем переговоров мэрии с поставщиками была достигнута договоренность об отсрочке платежей за электроэнергию.
Машины вернулись на свои прежние маршруты. Однако принципиальное решение проблемы лежало в иной плоскости.
Главным пунктом антикризисных мероприятий стало возвращение электрического транспорта в муниципальную собственность на условиях дотирования из бюджета города. Правда, на этот раз администрация города предложила оказывать помощь не через прямое покрытие убытков предприятия (что малоэффективно и непрозрачно), а путем возмещения выпадающих доходов при продаже льготных проездных билетов для пенсионеров и школьников.
Параллельно с социальной программой реанимировать троллейбусное предприятие должно было обновление подвижного состава. За счет федеральных, краевых и городских средств было приобретено 54 новых троллейбуса.
Все это позволило увеличить пассажиропоток почти на четверть.

Хвост вытаскивали – нос завяз

На повестке дня остались две проблемы — долги по заработной плате. И оптимизация маршрутной сети.
— Основной долг перед персоналом в размере 10 млн рублей имеет не вновь созданный МУП, а ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие», — подчеркивает Вадим Степанов. — Тем не менее именно МУП взвалило на себя бремя оплаты чужих долгов. С января по апрель текущего года была погашена задолженность в размере 3,5 млн рублей.
Но финансовые резервы быстро иссякли.
В январе 2010 года резко увеличилась стоимость электроэнергии. Администрация города представила в региональную тарифную комиссию края (РТК СК) расчеты обоснованного тарифа на проезд в электрическом транспорте. Уже тогда он составлял 15 рублей. Однако комиссия установила тариф в размере 11 рублей и предложила вернуться к его пересмотру после проведения дополнительного мониторинга пассажиропотока.
В то же время для сохранения кадрового состава предприятия администрация СМУТП совместно с профсоюзной организацией приняли решение поднять с 1 апреля 2010 года базовую тарифную ставку рабочего 1 разряда с 1,5 до 3 тысяч рублей. Это повлекло за собой почти двукратное увеличение фонда заработной платы.
Все вместе взятое привело к тому, что себестоимость перевозки пассажиров на троллейбусе возросла до 17 рублей. При этом оплата за проезд продолжала оставаться на прежнем уровне — 10 рублей. Каждый месяц МУП несло прямые убытки в размере более 2 млн рублей.
Вопрос о погашении задолженности по заработной плате прошлых лет отпал сам собой. Поскольку начались проблемы с выплатой… текущей задолженности. В июне долги составили 1,6 млн рублей, в июле — 2,4 млн рублей.
Ситуацию еще более усугубил традиционный «мертвый сезон» — период отпусков и каникул, а также начавшийся масштабный ремонт дорог. В отличие от мобильных маршруток, легко маневрирующих и перестраивающихся на другой маршрут, прикованные к проводам троллейбусы сбивались «в кучу» и останавливались на долгие часы из-за любого затора на дорогах. Выручка резко сократилась.

Спасти любой ценой!

Выходом из сложившейся ситуации может стать пересмотр тарифа и увеличение дотаций из бюджета.
— В июле в региональную тарифную комиссию края были предоставлены новые расчеты. И сегодня есть намерение РТК установить обоснованный тариф в размере 14 рублей, — говорит начальник городского управления пассажирских перевозок Роман Марченко.
Здесь следует особо подчеркнуть: удорожание тарифа — не повод для беспокойства горожан. Потому что разницу в тарифе будет по-прежнему компенсировать администрация города.
— В текущем году, помимо 24 млн рублей дотаций, которые идут на льготные проездные, городская администрация и Дума готовы предоставить дополнительные субсидии в размере 13 млн рублей, — комментирует глава города Николай Пальцев. — Эти средства позволят, во-первых, не повышать стоимость проезда в электрическом транспорте для пассажиров. А во-вторых, в кратчайшие сроки погасить задолженность по заработной плате перед персоналом муниципального предприятия.
В 2011 году дотирование предприятия также будет продолжено.
Кроме того, уже весной следующего года, когда закончится срок действия основных муниципальных договоров на перевозку пассажиров частным автотранспортом, у администрации города появится возможность приступить к оптимизации маршрутной сети. Она позволит оптимально сочетать на улицах города количество троллейбусов, автобусов и маршрутных такси – без ущерба для транспортников, а главное – для жителей города.

P. S. Решение властей города Ставрополя об увеличении субсидий СМУТП «Троллейбусное предприятие» было принято не после звонка о готовящемся визите журналистов федерального канала (при всем желании, сделать это в столь короткие сроки было бы невозможно из-за множества процедурных формальностей. – Авт.). А как минимум за месяц до него. Но, как выяснилось, работники предприятия об этом ничего не знали – «политинформацию» с ними никто не проводил. В результате – полная неясность перспектив и отчаяние, которое и довело до «приемной Президента». И хотя от света в конце туннеля трудно быть сытым, но это все-таки РЕАЛЬНОЕ и куда более ОПТИМИСТИЧНОЕ будущее по сравнению с угрозой банкротства и полного исчезновения троллейбусного парка.

Виктория Байгулова

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Троллейбусы закупили, дотации определили, а где кадры,где решение по маршруткам- а это главное: принять 50 водителей на троллейбусы и лишить работы сотню, другую водителей маршруток - арифметика плохая. А об оптимизации их маршрутов и количества только разговоры идут: Ну О-о-о..чень долго идут.Оно и понятно: чиновники-то НЕ ЕЗДЯТ на общественном транспорте-они вне общества! Куда торопиться!????
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Анатолий, чтобы Вы не думали, что "ваши комментарии - пустой звон", отвечаю: 1. По маршруткам не принимают решение, потому что срок действия договоров на обслуживание истекает в апреле 2010 года (в тексте это есть, кстати). 2. До этого момента администрация города не имеет права ни убрать лишнее количество машин, ни менять им схему маршрута. 3. Оптимизация не означает сокращения количества маршрутных такси. Вы сами понимаете, какими последствиями это было бы чревато для власти: малый бизнес со своими кредитами, семьями и прочее с собой поступить так не позволит. Речь идет о перераспределении транспортных потоков. Это очень сложно, потому что надо сделать еще и так, чтобы люди доезжали к основным местам назначения без пересадки.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Апрель 2010, по-моему, давно прошел?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
апрель 2011 исправленному верить Подпись
1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов