Малый бизнес – основа экономики

Вадим Дубило

На прошлой неделе в офисе регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» состоялся «круглый стол» на тему «Малый бизнес – экономическая основа местного самоуправления». Это мероприятие прошло в рамках подготовки к краевой научно­практической конференции «Малый бизнес – основа экономики муниципалитетов», намеченной на 15 декабря.

В «круглом столе» приняли участие: Сергей Харитонов, член правления «ОПОРА России»; Наталья Полякова, зам. главы администрации Михайловска; Геннадий Скарга, глава администрации Кочубеевского района; Виктор Черепанов, советник председателя Госдумы края, руководитель центра мониторинга права при ГДСК, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ; Алексей Бородин, исполнительный директор Совета муниципальных образований края; Эвелина Кенина, сопредседатель регионального отделения «ОПОРА России»; Павел Казаров, сопредседатель регионального отделения «ОПОРА России»; Виктор Губанов, председатель союза предпринимателей Шпаковского района; Иветта Аветисова, руководитель бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей «ОПОРА России»; Лариса Полоникова, исполнительный директор регионального отделения «ОПОРА России»; Алексей Пазухин, начальник отдела кредитования «Росбанка»; Валерий Юрасов, председатель союза производителей сельхозпродукции; Леван Цулая, зав. юридическим бюро ООО «АРБ». Мероприятие продлилось почти два часа. Сегодня мы представляем вашему вниманию наиболее значимые фрагменты «круглого стола», которые наверняка заинтересуют людей, занимающихся малым бизнесом.

Сергей Харитонов: Сегодня число предприятий, занятых в сфере малого бизнеса, не растет, а падает. И если на муниципальном уровне не будет установлен прочный деловой контакт бизнеса и власти, то ни о каком развитии экономики не может идти речи. Складывается парадоксальная ситуация, когда малый и средний бизнес работают в тени и приносят не пользу, а вред. А все потому, что сегодня реальный бизнес испытывает огромные сложности. Нам надо подумать, как облегчить ему жизнь, чтобы он лучше работал, больше зарабатывал денег и приносил пользу не только себе, но и государству. У многих жителей России в целом и Ставрополья в частности, есть идеи. Они, может быть, даже не знают, как их превратить в бизнес­план. Зато четко представляют себе те административные барьеры, которые им придется преодолеть на пути к реализации своих задумок: поход к чиновнику, сбор различных документов и т.д. И все ради того, чтобы услышать: а почему ты пришел с пустыми руками? И человек просто плюнет на это дело, скажет, что ему проще жить так, как он живет сейчас, и не пудрить себе мозги. И пойдет либо воровать, либо дальше работать в фирме без оформления. А страна потеряет рабочие места и налоги. Поэтому цель нашей конференции не теоретическая, а сугубо практическая: внести вклад в развитие малого бизнеса и экономики нашего края.

Геннадий Скарга: Много сегодня говорится о национальном проекте в области сельского хозяйства. Да, есть прекрасная правовая база. Но попробуй взять кредит на развитие! Хорошо, если ты имеешь связи: получение займет 2 — 3 недели. Если нет – то либо бросишь все из­за трудностей получения, либо придется столкнуться с контролирующими органами. Такой пример можно привести из жизни нашего, Кочубеевского района. Только предпринимательница взяла кредит, стала развивать подсобное хозяйство, как нагрянул РУБОП: а где взяла кирпич, чтобы ферму построить, а где скот купила? И чего добились? Ей осталось 80 тысяч выплатить, заняла эти деньги, отдала и сказала: больше никогда не буду брать эти кредиты!

Мы, муниципалы, понимаем, что построить мощный завод и тем самым пополнять налоговую базу – далекие мечты. А малый и средний бизнес – это копейка каждый день. Минфин края тоже должен знать о том, откуда придут деньги в бюджет. Из малого бизнеса они придут. Но надо оказать первоначальную помощь и поддержку. В чем она может заключаться? Например, в субсидировании кредитов из местных бюджетов. Лучше нас на местах никто не знает, проходимец Сидоров или нормальный деловой человек, которому надо помочь. А он отработает эти деньги. Еще есть профицит бюджета. В этом году он составит 80 миллионов. Давайте половину этих средств вложим в субсидирование кредитов для развивающихся предприятий малого и среднего бизнеса. Если мы это сделаем, то отдача будет гораздо больше. Иначе рутина, которая называется дотационностью, затянет всю нашу экономику в трясину.

У нас сегодня мощные, пробивные депутаты Государственной думы России. Причем находятся на ключевых постах. Если они думают о регионе, то должны принять участие в конференции. Кроме того, на конференцию надо приглашать и прокурора края, и прокуроров районов. И если прокурор края в своем выступлении поставит задачу перед своими подчиненными, они будут совершенно по­другому действовать. На сегодняшний день этого нет. Все смотрят не в глаза, а в карман предпринимателя. И ему некуда деваться: приходится прятать доходы, чтобы эти деньги отдать каждому контролеру.

Сегодня много говорится о создании свободных экономических зон. Но давайте в Ставропольском крае сделаем хотя бы на 2 — 3 года свободную экономическую зону для малого и среднего бизнеса. Надо дать людям возможность развиваться, а не добивать их.

Виктор Черепанов: Когда мы говорим о государственной поддержке малого бизнеса, можно рассматривать различные направления. Например, вопросы, связанные с инвестициями, субсидированием на кредиты. Сейчас в Госдуме края находится законопроект о микрокредитовании. Надеюсь, что до конца года он будет принят. Речь идет о кредите от 30 до 100 тысяч рублей за счет средств бюджета края под 0,5 процента учетной ставки рефинансирования. На мой взгляд, эти деньги надо отдавать муниципальным образованиям. И это правильно. Ведь как правительство края будет осуществлять микрокредитование фермера, живущего где­нибудь в станице Курской? Они просто не знают ситуации, что там в хозяйстве этого фермера происходит.

На мой взгляд, есть несколько направлений государственной поддержки малого и среднего бизнеса, которые мы могли бы обсудить на конференции. Это могут быть прямые инвестиции. На них у государства никогда денег не хватит. В бюджете 2006 года на капитальные расходы, за счет которых должна осуществляться инновационная деятельность, выделено 2 млрд рублей. Но из них более 70 процентов направлено на капитальный ремонт и строительство школ, больниц и других социальных объектов. Это те же самые текущие расходы. То есть бюджет края, в силу дотационности, — это бюджет проедания.

Очень интересен вариант, когда орган муниципальной власти выступает гарантом при получении кредита и выплачивает проценты в течение 2 — 3 лет. Сколько предприятий смогли таким образом раскрутиться!

Обязательно надо остановиться на конференции на вопросе ограждения от администрирования со стороны различных властных структур. Хорошо, в Закон «О милиции» внесли изменения, сократили полномочия, но многие предприниматели этого не знают. Я сам наблюдал ситуацию, как милиционеры внаглую вымогали деньги. И «ОПОРА России» может инициировать дальнейшее совершенствование законодательства в этой области.

Наконец, меня очень беспокоит экспансия в наш край структур из столицы и других регионов. Во многих сферах идет элементарное выдавливание ставропольского производителя. Взять, к примеру, известную сеть магазинов: там сумасшедшие деньги брошены, они каждый квартал открывают по магазину. Могут наши предприниматели с ними конкурировать? Нет! Самое скверное, что они никому в крае не подконтрольны. Это филиалы, а центр находится в другом месте, налог на прибыль уходит туда, наш, краевой, бюджет разграбляется. Я считаю, что все филиалы должны быть такими же налогоплательщиками по месту нахождения, как юридические лица. И это не противоречит понятию юридического лица, как оно определено в Гражданском кодексе. Только в Налоговый кодекс надо внести изменения, а этот документ – предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Попробуйте наши производители войти в Краснодарский край – бесполезно! Не пустят! Там мощнейший административный ресурс и другие преграды. Но почему мы своего производителя не защищаем?! Мы должны это делать. Иначе в селах просто все сопьются от безделья!

Очень серьезен вопрос о земельном налоге. Он имеет свою специфику в Ставрополе, в Михайловске, в Кочубеевском районе. Вдумайтесь: весь земельный налог идет в бюджет Михайловска, а город им не распоряжается. Это – абсурд! Город не является хозяином своей земли. А это диктует федеральный закон. И скоро такое может случиться и со столицей края, городом Ставрополем. Проект такого закона уже готов…

Сергей Харитонов: Возвращаясь к словам Виктора Алексеевича Черепанова о том, что предприниматели не знают о своих правах, я хочу сказать, что разработана программа предпринимательского все­обуча. В рамках пакета документов есть такая брошюра, как «Проверки», где каждый может найти ответ на любые вопросы, связанные с его бизнесом. Распространением пакета занимается ООО «АРБ» при поддержке «ОПОРА России» по адресу:
г. Ставрополь, ул. Ленина, 219, 2­й подъезд, офис 304, телефон 35­73­85. Предприниматели, которые воспользовались этим пакетом сразу, дали от ворот поворот тем проверяющим, которые не имели права этого делать.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов