Нет чувствительней прибора, чем собачий нос

Елена Павлова

Сегодня страна отмечает День пограничника. Это любимый в народе праздник. Не нужно сверяться с календарем, чтобы понять, что этот день наступил. Его приметы – парадные формы, которые пограничники запаса надевают для встречи с сослуживцами, или просто зеленые фуражки, которые 28 мая органично сочетаются с одеждой «по гражданке»… Ну и конечно, значки «Отличник погранслужбы» на лацканах курток и пиджаков… Сегодня праздник – особый. Пограничной службе России исполняется 95 лет. Я долго искала героя для сегодняшнего материала. И наконец выбрала. Только мои герои о себе ничего рассказать не могут. Они просто честно несут свою службу. Собачью. Но это определение в данном контексте вовсе не ругательное.

Нет чувствительней  прибора, чем собачий нос

Собачья служба

За 95 лет менялись и границы, и система их охраны, и техническое оснащение. Но и сегодня так же, как в 30-е, 50-е, 70-е годы, пограничный наряд заступает на охрану госграницы с собакой. Сейчас это не обязательно немецкие овчарки. Тут главное не порода, а талант. Так что на границе служат разные собаки – разношерстные и разномастные. Но все они – настоящие пограничники, все – стоят на довольствии в своей части, с ними занимаются кинологи, постоянно совершенствуя мастерство, все выходят в наряды и, если надо, поднимаются по тревоге, все в достаточно молодом возрасте (в 5–7 лет) выходят на пенсию. Потому что собачья служба, она действительно очень нелегкая, а временами  – опасная. Собаки тренированы на обнаружение наркотиков и взрывчатых веществ, на задержание нарушителя. Если пограничный наряд лицом к лицу окажется с группой боевиков, первым в схватку с бандитами бросится пограничный пес…

Так что за несколько лет собаки в полной мере зарабатывают себе право на заслуженный отдых. «Пенсионеров» обычно не бросают – они доживают свой век в семьях пограничников. Но несмотря на все сложности и опасности службы, у собак все точно так же, как у людей – многие продолжают работать и в пенсионном возрасте. Такова, например, кудрявая «блондинка» подчеркнуто гражданской наружности Дейзи, которая каждый год приезжает на соревнования по кинологии в Буденновский учебный центр от погрануправления по КЧР. В спаниеле с милыми кудряшками трудно распознать служебную собаку с удивительно тонким нюхом. Так вот Дейзи пенсию прочат давно, но она постоянно подтверждает свою профессиональную пригодность. Да еще и результаты показывает одни из лучших.

Но в нынешних соревнованиях по кинологии первое место заняла команда погрануправления по Республике Дагестан. А вообще в них принимали участие двенадцать команд (36 участников), представляющих погрануправления СКФО, ЮФО и Южной Осетии. Проводились они уже традиционно на базе учебного Центра пограничного управления по КЧР ФСБ России. Вот как это сложно теперь называется. Если проще – Буденновский учебный центр – это мощная база по подготовке кинологов, инструкторов и непосредственно собак к службе на границе. Здесь накоплен уникальный опыт такой работы, что и немудрено: в декабре учебному Центру исполнится 55 лет. Больше полувека границы нашей страны охраняют выпускники этой учебки – и не только южные рубежи. Курсанты направляются сюда из Мурманска, Пскова и других регионов России – вплоть до Уральского хребта.

На границе все собаки талантливые

С одним из таких ребят – Валерием я познакомилась на одной из высокогорных застав в КБР. Он рассказывал, что еще в Буденновске воспитал овчарку Герду. С ней и пришел на заставу. Герда оказалась очень талантливая, а значит – востребованная.

– Самые талантливые у нас чаще всего в наряды выходят, – шутили офицеры.

Хотя способные тут все – профнепригодных собак на границе нет. Даже чернявая малышка со знойным именем Чилитта нескольких месяцев от роду проявила очевидные служебно-разыскные способности. Громко лаяла на каждого, кто пытался нарушить границу общего вольера.

Утром Валера вышел в наряд со своим новым подопечным Рэем. Огромный черный ризеншнауцер, чувствовалось, очень радовался, что его забрали из скучного вольера, пританцовывал на месте и нетерпеливо натягивал поводок. Он больше походил на добродушного медвежонка, чем на пограничную собаку. Однако первое впечатление было обманчивым – за заставой пес сразу почувствовал себя при исполнении и тут же взял след.

– Животное почуял, – пояснил Валерий.

– Не человека?

– Нет, на человека он совершенно иначе реагирует.

– Как?

– Как учили. По всем правилам.

В погоню за четвероногим нарушителем пограничной зоны Рэй с Валерой не отправились. Тут, сказали, летом даже медведи иногда появляются.

К сожалению, могут появиться не только медведи. Наряды и кордоны выставляются даже на труднопроходимых участках (по официальной формулировке – в местах возможного продвижения боевиков и членов незаконных вооруженных формирований). Перед выходом – обычная процедура. Начальник заставы проводит инструктаж, определяет боевую задачу:

– Организовать наблюдение, оружие применять в соответствии с уставом воинской службы…

Обычное утро, обычные слова, обычная работа – пограничная.

Нет чувствительней  прибора, чем собачий нос

Еще и кони

Кстати, профиль учебного центра в Буденновске не только кинологический. Среди уникальных дисциплин курсанты осваивают еще и технику верховой езды.

– В условиях горной местности пограничник не может обойтись без коня, – поясняет мне подполковник Андрей Полегаев.  – По узким горным тропам передвигаться возможно только так. Пограничник на Кавказе либо на лошади, либо с собакой.

…Кавказские перевалы, ущелья, да то же Черноморское побережье. Да, на заставах, что там «разбросаны», без коней действительно никак. А следующий год у нас олимпийский.

– Понятно, что на обеспечение безопасности проведения зимних Олимпийских игр в Сочи будут брошены все силы. Ваш учебный центр тоже усиливает подготовку специалистов для этого участка госграницы – хотя бы в количественном отношении?

Андрей Владимирович усмехается (кажется, я нечаянно коснулась вопросов гостайны):

– Ну скажем так: это направление у нас всегда было приоритетным… Понимаете, – продолжает мой собеседник после короткой паузы, – несмотря на прогресс и внедрение новых технологий, человек еще не изобрел прибора более чувствительного, чем собачий нос. Нет, приборы есть, но их возможности несравнимы с возможностями собаки…

…Я не могла с этим не согласиться. Потому что вспомнила, как председатель нашей городской организации «Союз ветеранов войны в Афганистане» Николай Борисенко, тоже пограничник, рассказывал, что в Афгане его дважды спасала собака – буквально сдергивала с места за секунду до того, как в стену, где он только что стоял, ударяла пуля…

– А как собака успевала опередить снайпера? – этот вопрос подполковнику Полегаеву я задала как специалисту. – Ведь получается, она начинала действовать раньше, чем он нажимал на курок.

Андрей Владимирович объяснил коротко:

– Предчувствие… Уровень чувствительности у собак очень высок. Они улавливают электроимпульсы, малейшие флюиды. В частности, благодаря этому они находят людей под завалами, под снежными лавинами. Ни одна поисковая операция не обходится без собак.

Неизвестные герои

…Да, думаю я, только об этих четвероногих героях в репортажах с мест ЧС обычно не рассказывают. Хотя что этому удивляться, если даже о героизме людей говорят обычно очень скупо. Подвигам солдат Великой Отечественной, слава Богу, стали посвящать передачи на центральных каналах. Может, когда-нибудь вспомнят и о том, что вместе с людьми воевали пограничные Мухтары, которые за четыре года войны уничтожили не одну тысячу немцев и спасли не одну тысячу жизней наших солдат. Собаки были истребителями танков, были и санитарами – подносили медикаменты на линию огня, помогали транспортировать раненых с поля боя… В качестве примера можно привести и неравный бой под Киевом, когда несколько сотен пограничников сдерживали натиск немецкого полка. И прежде чем вступить в рукопашный, они бросили в атаку 150 пограничных псов. И те в буквальном смысле порвали этот фашистский полк. Погибли все, но на том своем рубеже пограничники не пропустили врага.

– А ведь здесь в Буденновске в годы войны тоже формировался пограничный полк?

– В Зеленокумске, – поправляет меня подполковник Полегаев. – 123-й полк… А у нас в Прасковейском краеведческом музее собрана экспозиция по истории этого полка. Сегодня как раз будет встреча молодежи с ветеранами. Служивших в этом полку в Буденновске осталось всего двое. Николай Николаевич Грудницкий, к сожалению, вряд ли сможет прийти по здоровью, а вот Иван Яковлевич Обрященко обязательно будет. Боевой дедушка. Рассказчик прекрасный, на гитаре в свои 88 вовсю играет… Думаю, хорошая встреча будет.

К сожалению, побывать на этой встрече возможности не было. Пока в нашем распоряжении только эта фотография, на которой запечатлен момент установки пограничного столба – на границе СССР и Румынии. Снимок этот сделан 69 лет назад, в мае 1944-го. Пограничный столб наряду с флагом и гимном является государственным символом страны, так что на снимке запечатлено событие знаковое. А устанавливают его пограничники того самого 123-го полка, сформированного на Ставрополье.

Богатая все-таки у нашего края пограничная история…

Другие статьи в рубрике «Происшествия»



Последние новости

Все новости

Объявление