Новая концепция образования способствует формированию гражданского общества

Ольга Метёлкина

Концепция модернизации российского образования ставит цель не только повышения качества образования, но и гражданского образования учащихся. Чтобы уже в школе свои шаги на пути распространения идеи единства людей и универсальности прав человека сделали наши ученики, введен элективный курс по основам права: «Становление гражданского общества: исторические истоки». Этот курс по выбору учащихся. Он тесно связан с историей и обществознанием. Поэтому мне, учителю этих важнейших предметов, предложили его вести. Первый вопрос, который встает в связи с выбором курса:
­ чем он будет полезен для старшеклассника?

Школьники, учителя (и родители), как правило, ориентированы на ближнюю перспективу. Их интересует, поможет ли курс сдать школьные экзамены? Обеспечит ли решение проблемы преемственности образования? Предлагаемый курс будет полезен учащимся профильных классов, тем, кто после окончания средней школы выберет историческое, юридическое, политологическое образование.

В то же время подлинные педагогические цели могут быть рассчитаны только на длительную перспективу, на создание условий для саморазвития личности, обладающей высокой нравственностью. Элективный курс, с одной стороны, позволяет дополнить, углубить и расширить представления об истории развития гражданского общества и правового государства в новое время и, с другой стороны, помогает сформировать у учащихся приверженность идеалам демократического общества и правового государства. Он содержит познавательный, воспитательный и обучающий материал, знакомит школьников со сложной историей гражданского общества и правового государства, способствует формированию гражданственности.

Для того чтобы сказанное выше звучало убедительно, поясню. Примерно две трети занятий направлены на расширение и углубление предметных и общеучебных умений: планирование учебной деятельности, рациональное выполнение заданий, логическое осмысление и изложение информации, анализ источников государства и права, выявление исторических закономерностей в развитии государства и права, реконструкция изучаемых явлений прошлого, выявление их исторической роли с точки зрения последующего общественного развития; подготовка к участию в дискуссиях, к отстаиванию своей точки зрения при уважительном отношении к позиции оппонента; написание рефератов и эссе, создание проектов и т. д.

В основе концепции курса лежит современная идея: создание гражданского общества и правового государства ­ общегосударственная задача и общенациональная цель. Курс позволяет обратиться к истории вопроса, узнать, как эти процессы происходили в других государствах.

Одна из важнейших тем ­ изучение текста Декларации прав человека и гражданина. Этой проблеме посвящено несколько уроков «Люди рождаются свободными и равными в правах». Эпиграфом служит фрагмент из этого документа: «Лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий».

Создание общества на основе прав личности ­ не выдумка мыслителей нового времени, это универсальная идея, отвечающая чаяниям всех людей. Понятно, что полное равенство недостижимо (кроме, возможно, равенства юридического), но, как идеал, оно притягивает человечество, и с этой идеей живут многие люди на Земле. Коротких путей в истории нет, путь от реальности к идеалу весьма долог. Но свои первые шаги к цели ученики уже сделали.

Наталья Нестеренко,

учитель истории и обществознания

высшей категории МОУ СОШ № 3,

с. Арзгир Ставропольского края.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов