О консолидации и поиске общих целей

О консолидации и поиске общих целей

Несколько слов о гражданском обществе

События последних дней в Москве, Ростове-на-Дону и других городах России привлекли внимание к влиянию коррупции на межнациональные отношения. Долгое время эксперты горестно вздыхали, что-де нет в нашей стране гражданского общества, отсюда и проблемы с коррупцией. Общество прислушалось к мнению экспертов, и самые активные его представители вышли на улицы. Начиналось все как протест против незаконных действий представителей следственных органов, отпустивших пятерых из шести подозреваемых в убийстве. И это был не первый случай, когда такое происходило. И то, что подобные действия следствия рано или поздно получат жесткий общественный отпор, было очевидно и предсказуемо. Многие, уже успевшие прослушать сводки, решат, что автор сам «националистически настроен», если считает, это – гражданское общество. Нет, события в том виде, в котором они происходили в дальнейшем, ни один вменяемый человек приветствовать не будет. Но кто сказал, что гражданское общество – это разнообразные организации, существующие на «международные» гранты? Основа гражданского общества – это люди, если хотите – народные массы, имеющие и выражающие свою гражданскую позицию. Некоторые любители помахать правой рукой такого случая тоже не упустят, а любители подлить масла в огонь межнациональной розни только таких и заметят. 

Более того, есть несколько «но». Первое. В некоторых случаях действительно были и скандирования националистических лозунгов, и даже вскидывания рук в т.н. нацистском приветствии. Правда, многие блоггеры продемонстрировали фотоотчеты, где было явно видно – «нацист» вскидывает руку, а напротив фото- и тележурналисты полукругом в три ряда. То есть – и постановочных кадров, и таких кадров, где люди поднимали обе руки, а фотография обрезалась под «зиг хайль», весьма много. Какой можно сделать первый вывод? Элементарный – в ряде случаев имели место постановки и провокации. Вообще, читаешь некоторые СМИ, особенно Интернет-издания, видишь, как смакуют и выворачивают «горячие новости», и поневоле думаешь – а часом, не с Марса ли комментаторы? Если их деятельность приведет к эскалации конфликта, это что, ни их, ни их близких не коснется?

Второе. А откуда те молодые люди, кто все-таки действительно выкрикивал лозунги и вскидывал руку определенным образом, получили эту модель поведения? Понятно, их действия – кощунство по отношению к памяти их дедов и прадедов, победивших нацизм. Но, может быть, некоторые СМИ и общественные деятели перестарались в разоблачениях «русского фашизма», который «страшнее немецкого»? Разрекламировали и навязали эту модель? Есть ли в нашей стране широко известные, авторитетные общественные организации, выражающие интересы русского народа? Многие эксперты указывают на значение национально-культурных организаций и автономий, но вопрос о создании организаций русского народа долгое время подменялся вопросом о борьбе с действительным или ложным экстремизмом. А ведь в нашей стране есть националисты разных национальностей. Их долго было не принято замечать. Даже когда все же появлялись публикации и репортажи, в том числе и о событиях в Москве, это должным образом не оценивалось. Ответом на национализм, на демонстрацию группового превосходства отдельных представителей этнической группы может быть либо жесткая реакция государства, либо другой национализм. И этот другой, как часто, к сожалению, бывает, коснется не зачинщиков, а мирных граждан. И если вовремя не пресечь, это превращается в замкнутый круг. Порождает многочисленные жертвы. Разрушает страну. Государство, которое умеет защищать граждан и наказывать преступников, государство, которое делает всех равными перед законом, имеет все шансы преодолеть межнациональную рознь.

Надо признать, что молодежь в нашей стране – нередко легкая добыча пропагандистов и провокаторов. Любая, независимо от национальности. И в Москве, и на Северном Кавказе. Да, в нашем регионе есть позитивный опыт и создания русских и славянских общественных организаций, и их взаимодействия с властью и общественными организациями других народов. Да, наш регион прошел долгий путь укрепления межнациональных отношений, переживал кризисы, но даже сейчас сказать, что все благополучно, нельзя. Мы до сих пор – в самом начале пути.

Сейчас уже очевидно – в основе событий некомпетентность и коррумпированность представителей следственных органов. Если бы не многократные случаи преступной халатности, не чувство безнаказанности у отдельных деятелей, которое такие случаи порождают, поводов к массовым выступлениям не было бы. Вот что сейчас сделать? Жестко наказать следователя, его начальника, лиц, ответственных за надзор. Наказать по последствиям их деяний, а не выговорами и увольнениями с последующими восстановлениями. От этого зависит, как в следующий раз будут развиваться события. Найдется ли в органах следующий оборотень. Соответственно, от жесткой реакции государства выиграют все народы нашей Родины. 

Нам необходимы общие цели

Цель для государства и общества должна быть чуть больше и чуть дальше, чем это можно четко «спроектировать», рассчитав сроки, необходимые ресурсы и возможные издержки. Это должна быть цель не фантастическая, но лежащая чуть за пределами обыденного для современного человека. В свое время именно это было важнейшим фактором в успехах СССР, это позволило выиграть войну и первым выйти в космическое пространство. Но потом цель поменялась – из идеала она превратилась в малодостоверную реальность ближайших двадцати лет, а важнейшими задачами были провозглашены печально знаменитые «догнать и перегнать». Это сразу поставило страну на место «догоняющего», позволило говорить не о лидерстве, а об отставании. Люди готовы на самоотверженные поступки из-за веры в Бога или веры в светлое будущее, но далеко не каждый человек будет жертвовать собой ради прибавки к жалованью. Более того, недопустимо ставить на первое место экономические факторы в обществе, где представления о социальной справедливости у большинства населения не совпадают с тем, что есть в реальности. Вместо консолидации мы получим ожесточение конкурентной борьбы за социально-экономические блага. И вместо объединяющей идеи получится еще больший раскол, раскол на две несопоставимые по численности и возможностям части с непреодолимыми противоречиями.

Китайцы не случайно не отказываются от идеи построения коммунистического общества в отдаленном будущем. Это вполне годный идеал, другое дело, текущие решения не должны ему прямо противоречить или хотя бы выступать в качестве временных мер.

Внятной целью можно объяснить и успехи многих имперских проектов. Жизнь империй конечна, но за это, часто достаточно долгое время, удается гасить многие внутренние противоречия, в том числе и межэтнические, предлагая цель более привлекательную, чем реализация сепаратистских сценариев. Конечно, речь не идет о колониальных империях. Речь идет о мощных многонациональных государствах. Таковыми были Российская империя, СССР, какое-то время так развивались США. Большинство их жителей гордились своей принадлежностью к государству и ставили на первое место отождествление себя именно с ним, а не с какой-либо из этнических или религиозных групп, хотя и это играло важную роль в жизни людей. Достаточно вспомнить, какое значение в Российской империи и США придавалось вероисповеданию, какое значение в СССР имело сохранение и развитие обычаев живущих в нем народов. С другой стороны, эти проекты не были лишены недостатков, сыгравших в их судьбе роковую роль. Даже в самих США признают крах политики «плавильного котла». Котел больше не плавит, а внутренние противоречия нарастают. Было бы ошибочно предсказывать столь мощному государству скорый крах, но сегодня очевидно, что и его опыт оказался не столь уж успешным. Время империй закончилось.

Какая цель – общая для всех нас?

Россия – это уникальное многонациональное государство. Более 80% процентов населения в стране – русские. В «мононациональных» Испании и Франции собственно испанцев и французов гораздо меньше, чем русских в России. К тому же за исключением последних двадцати лет в этих странах достаточно жестко осуществляли ассимиляцию коренных народов (особенно – во Франции, где даже Корсика длительное время не могла получить автономный статус).

Но без идеи, консолидирующей население, крупные многонациональные государства не могут адекватно развиваться, каким бы ни было соотношение численности народов. Иначе на противоречиях непременно сыграют. И, очевидно, желающих – немало. Самым простым ответом является то, что в науке называют «построением общегражданской идентичности». Это реализовывалось в СССР и США, это пытались реализовать и в новой России. Помните замечательное слово «россияне»? Слово и впрямь подходящее, вот только внедрять его стали не вовремя и неправильно. Им пытались подменить слово – «русские», долгое время бывшее в определенных кругах «нерукопожатым».

Представим себе, что нам все же удалось войти вторично в «ту же реку». Возможна ли надгосударственная интеграция на основе исключительно нашей, а не общей идентичности? И давайте будем честными – наше сегодняшнее государство, как институт управления, так ли уж привлекательно, чтобы строить консолидирующий цивилизационный проект исключительно на его основе? К сожалению, как бы мы ни любили Родину, иллюзии относительно госаппарата неуместны. Да, государство нуждается в укреплении, в дальнейшем развитии, государство наше и другого у нас нет, но основой для консолидирующей идеи «само по себе» оно стать не может. Кстати, вряд ли есть на свете такие государства. Время империй и впрямь закончилось. 

Это, безусловно, не значит, что общегражданская идентичность не нужна. Нужно воспитание патриотических чувств. И гордости историей нашей Родины. Особенно это актуально для советского периода, когда наше государство совершило победы планетарного масштаба – уничтожив нацизм и покорив космос.

Но что может объединить нас и привлечь к нам других? Что является необходимым и для нашей страны, и для отдельных ее регионов в частности, и для многих других стран – наших соседей? Европейцы основывались не только на экономической интеграции, но и на культурной схожести. Другое дело – в Европе много «полюсов силы», и время от времени они вступают в довольно жесткое противостояние. Европейцы пошли по рациональному пути – «как выгоднее?». Это принесло им много пользы, но вместе с этим привело и к негативным последствиям. Во многих развитых европейских странах обострился сепаратизм. Есть противоречие между «богатыми» и «бедными» государствами, между самодостаточным Западом и ориентированным на США Востоком Евросоюза. Да и некоторые ценности, приемлемые (а порою – очень важные) для «старой Европы», оказались чужды странам с более традиционными взглядами на человеческие отношения.

Для нас, на мой взгляд, выбор очевиден – это разработка консолидирующей идеи на основе русского языка. Русский язык доказал свою жизнеспособность в самые тяжелые годы разобщенности и сепаратизма. Во многих многонациональных регионах, в том числе и у нас на Северном Кавказе, он незаменим как важнейшее средство межнационального общения. А уже на основе языковой консолидации можно развивать государство, укреплять союзные отношения с соседями, не посягая на их государственность. Очевидно, одного языка недостаточно. Второй составляющей должно стать уважение традиционных этических ценностей. Не секрет, что и в Европе, и во многих крупных городах США приветствуют многообразие форм человеческого взаимодействия, отвергают «ханжескую», «пуританскую» и тому подобную мораль, допускают вольности в отношении к религиозным учениям, к традиционной семье, пропагандируют вещизм, гедонизм и «жизнь для себя». И часто оскорбляют этим тех, для кого мораль и этика имеют первостепенную важность. Многое, полезное на первый взгляд, оказывается не самой удачной альтернативой тому, что есть у нас. Вспомним так называемую «толерантность». А разве «дружба народов» – хуже? Ведь толерантность предполагает, прежде всего, терпимость, а не понимание, да и «изобретали» ее не для межэтнических отношений, а как раз для описанных выше случаев игнорирования традиционной морали и нравственных норм. Первоначально именно к таким «революционерам» и призывали относиться «толерантно». 

Радует то, что молодежь чувствует фальшь «толерантства». Помню, с какой радостью я читал о впечатлениях одного из участников молодежного лагеря «Машук-2010» в «Вечернем Ставрополе». Было очевидно, что ребята взаимодействовали в русле именно «дружбы народов», стремились больше узнать и понять друг друга, а не были «толерантны». И это предопределило успех этого молодежного проекта. Очевидно, это не последний «Машук», и эту форму молодежной политики будут развивать. 

Думается, и для населения Северного Кавказа, и для Ставрополья в частности, да и для большей части населения страны традиционные ценности ближе, чем т.н. «европейские». То же можно сказать и о дружественных нам сопредельных государствах. А ведь именно эти ценности способствуют решению ряда проблем. 

Это и демография. Сытая, но отказывающаяся от детей Западная Европа демонстрирует нам, что одних денег для стимулирования рождаемости недостаточно, хотя и без них нельзя, особенно в городских условиях. Это и отношение к «легким деньгам» и «доступным удовольствиям». Многие люди, особенно молодежь, больше не боятся «потерять лицо». Это замыкает на себя целый спектр проблем – от молодежной наркомании до коррупции. Сиюминутное удовольствие или самодовольная демонстрация достатка оказываются важнее чести и достоинства. А только лишь репрессиями подобные проблемы не решить. Пуля конкурента или смерть от передозировки не пугает, так отчего должна пугать колония, тем более для коррупционеров есть надежда на условный срок, а употребление наркотиков не наказуемо и принудительного лечения нет?

Впрочем, о плюсах можно говорить бесконечно. А минусы? Если государство умеет отстаивать свои интересы, его национальная идея никому не мешает. Например, с коммунистическим Китаем спокойно сотрудничают ведущие западные корпорации. А если государство этого не умеет – ему никак не поможет безоговорочное принятие чуждых ценностей.

Понятно, что без общей цели общий дом не построишь. Да, такие цели – не дело двух-трех лет. Но без долгосрочного планирования, без поиска того, что нас объединяет, мы и краткосрочные, первоочередные задачи не выполним. Понятно, эта задача шире, чем может быть решена на уровне СКФО. Но сформулировать проблему и предложения по ее решению – можно и нужно. Проблемы СКФО тесно связаны с проблемами, общими для страны, пусть многие здесь у нас и заметнее, и решать их в отрыве от остальных регионов и государства в целом не получится.

Максим Цапко, доцент СФ МГГУ им. М.А. Шолохова, кандидат политических наук


Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Столько воды и дыма в этой статье! Бумага стерпит любой бред! Краткость сестра таланта, напоминаю Вам.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
На Юге России появилась новая РЕКА. 12 декабря 2010 года круглый стол, организованный атаманом Кавказской Казачьей Линии Ю.Чурековым и его штабом в городе Пятигорске собрал свыше ста участников из Дагестана, Карачево-Черкесии, Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской, Астраханской и Воронежской, Волгоградской областей, города Москвы, Кабардино-Балкарии. Предметом обсуждения стало положение славянского (казачьего) населения Юга России, а также весь спектр проблем национальной политики в стране. С основными докладами выступили государственный советник Российской Федерации 2 класса, доцент кафедры теории государства и права РГУПС, член Союза журналистов России С.Попов и доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой ПГЛУ С.Передерий. В ходе живого разговора, а подчас и острой полемики обсуждались подходы к решению стабилизации межнациональных отношений на Юге России. Так получилось, что круглый стол проходил в то время, когда бездеятельность, а скорее продажность отдельных правоохранительных органов в Москве привели к массовым столкновениям на межнациональной почве. Выпустить убийц болельщика «Спартака» из-под стражи - верх цинизма, очень напоминающего деятельность правоохранителей в Кущевке. Участники дискуссии сошлись во мнении, что вопреки некоторым положениям действующей Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на серьезном научном и мировоззренческом федеральном уровне игнорируется вопросы социального самочувствия русского народа, выполняющего объединительную функцию в стране. И тогда в социуме важнейшие проблемы межнациональных отношений трансформируются в импульсивные поведенческие реакции молодежи, перерастающие в деструктивные широкомасштабные акции. Экстремизм – это тревожный симптом, но надо лечить болезнь. Попытки полностью списать происходящее на чьи-то происки и ограничить участие государства в межнациональных столкновениях наказанием их участников может только на какое-то время загнать вглубь требующие концептуальных государственных решений проблемы функционирования многонационального государства, каким является Россия, согласно ее Конституции. Заклинания об общероссийской идентичности, не закрепленные в Основном Законе страны не халва и слаще этнополитическая ситуация не станет, пока государственная машина не признает актуальность проблем межнациональных отношений в России, а не будет пытаться решать их только с помощью некоторых экономических трансформаций и истрепанного этнополитической реальности термина «толерантность». Для государственности России – это путь «в никуда». Участники круглого стола приняли решение о создании научно- консультативного совета из ученых и специалистов, занимающихся проблемами славян (казаков), а также всего спектра межнациональных отношений на Юге России и приглашают всех заинтересованных лиц принять участие в его работе. Научно – консультативный совет будет функционировать в рамках учрежденного участниками круглого стола общественно-политического движения «РЕКА» (Русское Единство Кавказа). По итогам круглого стола был принят итоговый документ. Резолюция участников круглого стола представителей славянских (казачьих) общественных организаций Юга России. г. Пятигорск 12 декабря 2010г. С момента образования Северо-Кавказского федерального округа на его территории количество преступлений террористической направленности выросло на 100%. Продолжаются убийства казачьих атаманов, мусульманских священников, представителей власти, силовых структур и гражданского населения. Только на территории Дагестана за последнее время убито 1100 человек. В СКФО не обеспечивается конституционное право граждан России на жизнь. После поджогов и обстрелов православных храмов на территории Карачаево-Черкесской Республики, а также Республики Ингушетия, проявилась угроза конфессионального противостояния, обостряемая многолетней политизацией религиозных убеждений. Несмотря на то, что Российский Северный Кавказ продолжает оставаться самой проблемной территорией страны, в последнем Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию ему не уделено ни строки. Замалчивание реальных угроз национальной безопасности России на ее южных рубежах говорит о глубоком системном и, прежде всего, идеологическом кризисе, поразившем управленческую элиту страны. Главный идеолог Администрации Президента Российской Федерации В.Сурков на встрече с чеченской молодежью фактически признал, что теория мультикультуральности, лежащая в основе концепции общероссийской идентичности, как в Германии, так и в России потерпела крах. Россия оказалась не готова к взрыву этничности, который наблюдается во всем мире за последние десять лет. Правомерность такого вывода подтверждают многочисленные экспертные оценки так называемой «Стратегии социально-экономического развития Северного Кавказа до 2025 года», которая в экономическом контексте является не более, чем декларацией, а в этнополитическом - набором пустых и противоречащих фраз. Декларируя тезис о модернизационном потенциале русского населения, этот государственный документ фактически институализирует дерусификацию Чеченской Республики, а также республик Ингушетия и Дагестан. Тем самым, и для других северокавказских республик, а также Ставропольского края исход русского населения становиться ближайшей исторической перспективой. Участники круглого стола констатируют, что на постсоветском пространстве, включая саму Россию, продолжается идеологическая борьба с самим понятием слова русский, с русской историей и русской семьей через внедрение т.н. «ювенальной юстиции». Слово русский исчезло не только из паспортов и свидетельств о рождении, но также из всей нормативно-правовой базы страны. «Де юре» русских в России нет. «Де факто» – их в России 80% и они создают львиную долю ВВП. На фоне идеологической дерусификации России, которую осуществляет академик РАН В.Тишков, и которая порождает реальный исход русских из национальных республик страны, начался очередной этап государственного манипулирования российским казачеством, которое является наиболее организованной частью славянского населения страны. Участники круглого стола единодушны во мнении, что без государственного подхода к решению всего комплекса проблем русского (славянского) населения России, как в теоретическом аспекте, так и в практической реализации, очередная попытка подменить реестровыми казаками коррумпированные силовые и деморализованные армейские структуры на Юге России только ускорит процесс развала российской государственности. Выведение проблем казачества из контекста всего спектра проблем, связанных с исходом русского (славянского) населения из республик Северного Кавказа, противопоставление казаков и русских, а их вместе кавказским народам является продолжением антирусской политики, согласно которой сначала из индустриального сектора столичных республиканских городов ушли славяне, а затем районы своего исторического проживания покидают казаки. В настоящее время славянские и казачьи общественные организации Юга России не видят реальной политической силы, как на федеральном, так и на региональном уровне, способной приступить к проведению реальных социально-экономических и общественно-политических преобразований на Северном Кавказе и способной справиться с раковой опухолью коррупции, порождающей на Северном Кавказе экстремизм и терроризм. Кроме того, накануне очередных выборов Президента Российской Федерации, определенными политическими кругами по рецептам З.Бжезинского взят курс на обострение противоречий между славянами и мусульманскими народами Российской Федерации. Такая конфронтация –прямой путь к развалу Российской Федерации. В целях укрепления российской государственности на южных рубежах страны участники круглого стола приняли решение о формировании широкого коалиционного общественно-политического движения славянских, патриотических и казачьих организаций Юга России «РЕКА» (Русское единство Кавказа). Основной задачей движения является координация усилий общественно-политических сил Юга России для противостояния идеологической дерусификации страны, русофобии и ксенофобии, а также правовой защиты русского и другого нетитульного населения в республиках Северного Кавказа, о необходимости которой говорил Президент России на встрече с правозащитниками в мае 2010 года. В целях сохранения межнационального согласия движение будет противостоять любым попыткам провоцирования столкновений славян (казаков) с мусульманскими народами Северного Кавказа. Одной из задач движения является организация общественного контроля адекватности и законности реакции властных структур и правоохранительных органов на преступления, связанные со сферой межнациональных отношений. Общественно-политическое движение «РЕКА» будет вести равноправный диалог со всеми общественно - политическими, национальными и религиозными объединениями России, отстаивающими ее патриотическое и государственное начало. Участники движения считают, что Россия есть многонациональное государство, в котором русские, русский язык и культура осуществляют государствообразующую и консолидирующую роль. Для русских – это не ностальгия по «имперскому прошлому», а новая историческая ответственность в новых исторических условиях. Участники круглого стола: С.Богословский – председатель Славянского союза Ставрополья, С.Букреев - глава Земли Северокавказской ССОСРВ, А.Гудимов - председатель совета РОО «Русская община КЧР», А.Касьянов-профессор, доктор экономических наук, академик РАЭН, г. Ростов-на Дону, В.Нестеров - председатель Союза славян Ставрополья, А.Морозов - атаман Верхне - Кубанского казачьего округа, В.Олейник - заслуженный работник культуры Республики Дагестан, преподаватель истории и культуры Кавказа, Е.Павлюк - общественное движение «Славянский культурный центр», г.Пятигорск, С.Передерий - доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой ПГЛУ, С.Попов – государственный советник Российской Федерации 2 класса, доцент кафедры теории государства и права РГУПС, координатор ОПД «РЕКА», Д.Разумов – первый товарищ атамана Кавказской казачьей линии, координатор ОПД «РЕКА», Л. Сугрей - доктор философских наук, профессор кафедры СГН СевКав ГТУ, С. Тюкавкин - главный редактор газеты «Донское время», В.Фомичев - казачий полковник, Воронежский казачий отдел, В.Фомин - председатель региональной национально-культурной автономии казаков Ставропольского края « Казачий Спас», Ю.Чуреков - атаман Кавказской казачьей линии, А.Юдин - атаман Донской Казачьей Республики. Контакты – эл.почта hranitel26@mail.ru dmitriy2209@mail.ru 8-928-316-00-59 8-962-449-55-21 Обращение к членам Координационного Центра мусульман Северного Кавказа в связи с убийством муфтия Кабардино-Балкарской Республики Анаса–Хаджи Пшихачева. Уважаемые муфтии! Убийство известного на Северном Кавказе и далеко за его пределами исламского лидера, богослова и настоящего патриота России Анаса-Хаджи Пшихачева наполнили печалью и гневом наши сердца! Мы скорбим вместе с уммой Северного Кавказа! Настоящий исламский интеллигент и скромный в быту человек Анас-Хаджи всю свою жизнь посвятил духовному служению и проповеди силы добра и справедливости. Его усилия, направленные на установление взаимоуважительных и добрососедских отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий оставят многолетний след в наших сердцах. Духовные люди всегда найдут взаимопонимание. Убийцы Анаса-хаджи, ослепленные фанатизмом, но без Всевышнего в душе, будут прокляты всеми поистине правоверными мусульманами и людьми Книги, к которым принадлежат православные христиане. Память об жизни и деятельности Анаса-Хаджи Пшихачеве поможет всем нам совместно противостоять силам, одинаково ненавидящим традиционный российский ислам и вместе с ним исторические православные традиции русского народа. Приносим наши искренние соболезнования родным и близким Анаса-Хаджи. По поручению участников общественно-политического движения «РЕКА» - (Русское единство Кавказа) координаторы движения: государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Попов (секретарь Межконфессионального миротворческого совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе в 2003-2009 гг.); первый товарищ атамана Кавказской Казачьей Линии Д.Разумов.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
не очень хочется потрясений, но мы на пороге очередной революции ГОПОДА! ( ДО 2017 ГОДА ) П.С. ЧТО ПРИВОДИТ К РЕВОЛЮЦИИ ВСЕ ПОНЯТ ИСТОРИЮ 5 КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ, А ВВП И ДАМ, КАК ЮРИСТЫ ЗАБЫЛИ.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Ничего не смог прочитать. Вроед пытаешься вчитаться но ничего понять невозможно. Особенно че-то там коммент на всю газету.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
ну и тупой ты батенька!!! я вам не помошник. этому не научишь.
1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов