Объединены одной идеей

Елена Павлова

Вторая декада ноября в Ставрополе стала временем межнационального согласия. По крайней мере, среди руководителей диаспор и общественных объединений. Трижды они собирались под крылом власти – городской, краевой, федеральной ­ для предметного разговора, как дальше строить жизнь, дабы сохранить мир в нашем крае. Говорили очень хорошие слова о единстве, взаимопроникновении культур, уважительном отношении друг к другу. Вот и в минувшую пятницу руководители этнокультурных обществ собрались, чтобы встретиться с прибывшим в край главой департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития России
Александром Журавским.

Как отметил, представляя гостя, председатель комитета по делам национальностей и казачества правительства края Василий Шнюков, Ставрополье впервые за последние десять лет стало ощущать внимание центра к происходящим на территории края этнополитическим процессам. А личный вклад Александра Владимировича в этот наметившийся позитивный сдвиг был отмечен наградой терского казачьего войска. Атаман Ставропольского округа ТКВ Михаил Серков вручил Александру Журавскому казачью шашку, зачитав наградной указ: «За бескорыстное служение казачеству».

А.Журавский – молодой руководитель совершенно еще юного департамента. Ведомству, действующему внутри Минрегиона РФ, и двух лет еще не исполнилось. Тем не менее на нем замыкаются все функции Миннациональностей, упраздненного в 2004­м. Участок, понятно, не из легких. То тут, то там по России национальный вопрос встает буквально ребром. Так что у чиновников этого столичного департамента работа разъездная. Вот и в момент планового визита главы ведомства в Ставрополь его сотрудники в экстренном порядке выехали в Дагестан и Тульскую область…

Ставрополье – геополитический центр Кавказа. Поэтому собравшиеся говорили не только о проблемах края, но и региона. Михаил Серков вновь обозначил экономические проблемы, как первое звено в цепи всех остальных, в том числе – межнациональной озлобленности и распространения терроризма. Атаман обратил особое внимание на положение казачества в северных районах Дагестана. Оно там намного хуже, чем даже в Чечне… Михаил Иванович напомнил руководителю департамента межнациональных отношений об отправленной в Москву заявке о выделении федеральных средств на строительство казачьего кадетского корпуса в Ставрополе. Его очень живо поддержали руководители других национально­культурных объединений, проявив практически полное единство во мнении о важности воспитания молодежи на основе исторических традиций родного края. Петр Федосов и Анзор Киргуев привели исторический пример: Ставрополь издавна является не только геополитическим, но и объединяющим центром Кавказа – до революции в Николаевском училище постигали науки дети из разных кавказских областей, даже в Ставропольской духовной семинарии преподавание шло на русском и осетинском языках…

Несколько выбился из ровного строя руководитель абазинского национально­культурного общества Владимир Курчев. Он был полностью «за» строительство кадетского корпуса, но почему­то против самого определения казачьего войска. Само слово «войско» казалось ему не очень толерантным.

Очень дипломатичный, но твердый ответ главы московского департамента мне понравился:

­ Устойчивые традиционные формы надо беречь, ­ сказал Александр Журавский. – Если формат страны уважает традиции народа, сохраняет их (не музеефицируя, а развивая) – это хорошая страна. И есть надежда, что она не утратит своей идентичности, не в пример Европе. Европа богата, но она оказалась совершенно не способна работать с исламским сообществом. Вот новый яркий пример: в Лондоне власти, боясь «оскорбить» чувства мусульман и буддистов, отказались от религиозной символики Рождества. Рождественские дни в Англии отныне названы празднованием Нового года… Не думаю, что нам во всем стоит равняться на Европу. А что касается позиционирования казачества как войска, то это как раз хороший здоровый консерватизм.

Кстати, принятый год назад закон о государственной службе российского казачества и был нацелен на укрепление этой здоровой доминанты. Правда, без внесения ряда поправок на местах его в полной мере реализовать сложно. Атаман Михаил Серков передал руководителю департамента межнациональных отношений пакет предложений Терского казачества. Александр Журавский отметил при этом, что предметный разговор о государственной службе состоится в Министерстве регионального развития РФ уже 5 декабря. Участвовать в нем будут все атаманы казачьих войск России.

Отвечая на вопрос о конкретных планах и действиях департамента по стабилизации межнациональных отношений на Северном Кавказе, Александр Журавский рассказал о федеральной программе «Юг России», о контроле за гуманитарной и иной деятельностью (потому что гуманитарная зачастую служит просто прикрытием) многочисленных международных организаций, о создании на уровне полпредств координирующих советов, призванных решать вопросы межэтнического взаимодействия, об идее проведения Форума народов Кавказа.

Академик Борис Иванников, как выяснилось, делал у себя в блокноте детальные пометки. Он оформил их в результате в вопрос, который получился, скорее, размышлением, советом, к которому надо бы прислушаться:

­ Вот вы сказали, что в департаменте межнациональных отношений есть консультативный совет, в который входят шестнадцать представителей национальных автономий, есть межправительственная комиссия РФ­ФРГ, создан российко­украинский комитет, в Думу вносятся предложения о наделении органов местного самоуправления полномочиями по содействию национально­культурным автономиям… Все есть… Только куда делись 82 процента населения страны – русские? Они не значатся ни в одной программе. Мы ведем исследования уже больше 15 лет. И все это время сохраняется межнациональная напряженность. 70 – а в некоторых этнических группах до 90 процентов опрошенных – готовы принять участие в конфликте. При этом обратите внимание – у нас любой выступающий – даже из самых высоких чинов – избегает употреблять слово «народ». Нас как только не называют: «люди», «электорат» ­ как угодно… По отношению к народу это выглядит оскорбительно. Еще говорят: «русскоязычное население»… Хочется спросить: «А это кто? Тот, кто говорит по­русски?». Пора менять формулировки.

Действительно, пора… Уже лет 10, как пора. Мне вот, человеку не русскоязычному, а русскому, очень близка формулировка, которую вывел осетин Алан Мисиков. Впрочем, это не формулировка и даже не формула, а, скорее, жизненная позиция:

­ Есть надэтническая идея, которая объединяет страну Россию. А наша ответственность – лидеров национально­культурных объединений – донести до остальных, что есть великая русская культура, которая объединила всех нас, которая дала нам закон, право и понимание правильности отношений… И когда говорят о русских имперских амбициях, мы должны понимать, что Россия всегда была империей, и мы вошли в ее состав добровольно и на этих основах у нас строились отношения с Русью. И всегда мы были с Русью потому, что она нас защищала, оберегала и говорила: «Мой младший брат, будь со мной, я дам тебе защиту». И мы, уважая и почитая титульную нацию, строили отношения с другими народами… Когда мы говорим об этнической толерантности, это всего лишь декларация. Мы все объединены одной идеей – Россией.



Последние новости

Все новости

Объявление