Перепроизводство «Жигулей»

Наталья Буняева

Склады дилеров АвтоВАЗа забиты 70 тысячами непроданных автомобилей. В Тольятти надеются на Новый год, а эксперты предлагают руководству предприятия серьезнее заняться маркетингом и ценовой политикой

По данным «Ведомостей», у дилеров российского автозавода скопилось не менее 72 тыс. автомобилей, что на 80% превышает среднемесячную норму. Это может вынудить АвтоВАЗ остановить конвейер и продлить новогодние каникулы до 15 января. На заводе надеются, что к этому времени излишки удастся распродать благодаря традиционному декабрьскому росту спроса и новогодним скидкам.

Хуже всего обстоят дела у московских дилеров предприятия – здесь скопилось более 15 тыс. машин. Большинство продавцов считают причиной падения роста продаж сентябрьское повышение цен, когда АвтоВАЗ повысил цены на все модели, за исключением «Нивы», на 4 тыс. руб.

После этого отдельные автомобили десятого семейства и относительно недавно поступившие в продажу «Калины» оказались дороже некоторых популярных марок иностранного производства.

На заводе объясняли этот шаг повышением себестоимости производства: ростом цен на энергоносители, металл, комплектующие, однако сколько составил этот рост в процентах, на ВАЗе никто не сказал. Кроме официального роста цен, дилеры столкнулись со скрытым подорожанием на 10 тыс. руб. – на такую сумму выросла стоимость «десятки» с гидроусилителем. Сейчас они стоят почти 270 тыс. руб., таким образом, цена на них перевалила психологический ценовой порог в $10 тыс.

«Десятка» в люксовой комплектации стоит $10,5 тыс. Китайский Chery Amulet в базовой комплектации с гидроусилителем руля и кондиционером – $9 тыс, Renault Logan и Chevrolet Lanos – от $9 тыс., Kia Spectra дороже люксовой «десятки» на тысячу, Hyundai Accent – на полторы. Renault Logan можно купить сейчас за $9,5 тыс., Chevrolet Lanos – за $9 тыс., а Kalina стоит около $9,7 тыс., «десятки» в базовой комплектации – от $9,4 тыс.

Против сентябрьского повышения цен в свое время выступили московские дилеры, пославшие исполняющему обязанности гендиректора АвтоВАЗа Максиму Нагайцеву письмо с просьбой сдержать повышение цен. Особенно продавцов возмутило, что цены подняли на одну сумму для всех моделей, не учитывая их ценового позиционирования.

Геннадий Грачев, исполнительный директор столичного автосалона «Северянин­АвтоВАЗ», рассказал «Газете.Ru», что после повышения цен на продукцию Тольяттинского автокомбината продажи упали в два раза. «У нас забиты все площадки. После того как в сентябре стоимость десятки приблизилась к $10 тыс., продажи начали падать, – пояснил Грачев. – Существует сезонное падение цен, в ноябре продается мало машин, но все­таки не настолько».

Основной конкурент – дешевые корейские и китайские автомобили. Например, много клиентов на себя оттягивает Chery Amulet.

Региональные автосалоны тоже страдают от избытка продукции.

Единственный регион, где не заметили падения спроса на «Лады», – Приморский край, где большая часть населения ездит на подержанных праворульных «японках». Там уровень продаж вазовских моделей стабильно низок.

Спрос падает именно на модели, попавшие в один ценовой сегмент с недорогими иномарками, – «Калину» и модели десятого семейства. Продажи более дешевых Samara­2 и «классики» остались практически на прежнем уровне.

По словам аналитика инвестиционно­финансовой компании «Метрополь» Александра Жукова, непроданные 70 тыс. автомобилей на складах дилеров – сигнал АвтоВАЗу о том, что предприятию следует серьезнее заняться своей сбытовой политикой и маркетингом. «У нынешнего руководства АвтоВАЗа нет четкой стратегии развития, позиционирования моделей, отсутствует ценовая гибкость. Недавние повышения цен ничем не обоснованы для покупателя – он должен платить больше, несмотря на то, что ему не предложили ничего нового», – отмечает Жуков.

Lada Priora, которая должна выйти в следующем году и впоследствии сменить на конвейере модели десятого семейства, при ее правильном продвижении вполне может стать хитом, считает Жуков.

АвтоВАЗу следует лучше налаживать связь с покупателем, рассказывать о системе кредитования, создать систему скидок. Компании не хватает рекламы в целом. АвтоВАЗ – мощная структура, которая при грамотном управлении сможет выдержать конкуренцию с иностранными производителями. Несмотря на то что продажи иномарок растут, в регионах они пока не могут составить достойную конкуренцию ВАЗу – там не развит сервис. Кроме того, до выхода новых моделей, которые в будущем должны составить конкуренцию иномаркам, ВАЗ «поддержит на плаву» производство «классики» и «самар», которые пока вне конкуренции по цене. Руководство ведь может изменить свои планы и продержать их на конвейере подольше.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов