Почем фальшивая тысяча?

Елена Павлова

В конце лета Ставрополь и окрестности полнились слухами о наводнивших город фальшивках. Бдительные таксисты, ссылаясь на отсутствие сдачи, завозили клиентов, желающих рассчитаться тысячными или пятисотками, на автозаправки – для размена денег. А на рынках черноусые торговцы подолгу разглядывали «на свет» очертания старого Ярославского кремля на синеньких купюрах.

Бдительностью, однако, отличались не все – преступной группе, которая занималась реализацией фальшивых банковских билетов тысячного достоинства, хоть и недолгое время, но все же удавалось находить для своей «продукции» возможности сбыта. Так что слухи о потоке фальшивок были «слегка преувеличены», но все же небезосновательны.

Преступники, быстро вошедшие в раж от легкости наживы и кажущейся безнаказанности, погорели в городе Невинномысске, где в привокзальном магазине был задержан с поличным один из реализаторов. Оттуда и началось разматывание длинного клубка, ниточки от которого потянулись в Ставрополь, Буденновский район и за пределы края. Расследованием руководил начальник отделения следственной части Главного следственного управления ГУВД по СК в Невинномысске подполковник юстиции Шираз Ширинян. Итоги полугодовой работы следствия – это многотомное дело, вобравшее в себя показания десятков свидетелей, обвиняемых, заключения многочисленных экспертиз. Само обвинительное заключение, переданное вместе с материалами в суд, являет собой увесистый том в четыреста с лишним страниц печатного текста.

Судебные слушания, а соответственно, и приговор еще впереди. Поэтому в материале мы вынуждены изменить имена героев этой криминальной истории.

На потоке

Дело было в августе. В один из жарких деньков на берегу Комсомольского озера свела судьба девушку Марину с ее давним знакомым Исмаилом, который в очередной раз приехал погостить в Ставрополь. Был он в этот раз не один, а с братом по имени Ахмад, и дело, которое привело в наш город гостей из Дагестана, показалось Марине заманчивым. Братья намеревались наладить сбыт фальшивых купюр. Девушку позвали в подельницы. Деятельность эта сулила немалые «дивиденды». Реализовав сто штук фальшивок тысячного достоинства, она должна была вернуть братьям 45 тысяч обычных рублей. Остальное поступало в личное пользование. Правда, в одиночку с этим справиться трудно, и Марина порекомендовала привлечь в компанию свою знакомую Ольгу. Ту долго тоже не пришлось уговаривать – тем более девушки смогли наглядно убедиться, как легко удается рассчитываться фальшивками в лотках и торговых павильонах, не оснащенных аппаратом для просвечивания купюр. Этот фактор наглядности они и сами потом использовали, «вербуя» в преступную группу новых людей. Срабатывало.

Механизм сбыта был предельно прост. Нужно было только доподлинно знать, что в данной торговой точке (будь то рынок или магазин) нет прибора по определению подлинности купюр. На вид фальшивые деньги были как настоящие - хитроумные мошенники всегда найдут, как обернуть в свою пользу новейшие достижения научно-технического прогресса. Вот и эти «денежки» были выполнены на суперсовременной компьютерной технике. Высокое качество подделки оценили даже эксперты-криминалисты. Так что при сбыте первой партии не возникло ни сучка ни задоринки.

Таксисты ведь не зря потом проявляли бдительность, слухи среди водителей распространяются быстро. А несколько таксистов действительно пострадали, приняв от миловидных молоденьких пассажирок фальшивку тысячного достоинства и честно отсчитав сдачу натуральными российскими сотенными. Пострадали продавцы небольших торговых точек и рыночных палаток. Одну купюру удалось сбыть даже в платном туалете. В этом девчатам помог еще один их давний знакомый Валерий – юноша тоже, по всей видимости, не обремененный комплексами, но склонный подходить к делу творчески – не по схеме. Предположить, что в ставропольских местах общего пользования, где вход – десятка, можно получить запросто сдачу с тысячи рублей, достаточно сложно. Валерию это удалось. Потом он предпринял еще один неординарный ход, подставив, не глядя, под разборки с руководством свою бывшую сослуживицу – ныне официантку кафетерия одного крупного ставропольского супермаркета. Парень знал, что в самом кафетерии прибора проверки подлинности купюр нет – чтобы проверить тысячную или пятисотку, официантке нужно пройти к кассе торгового зала. Валерий, использовав момент, когда на кассе образовалась очередь, купил в кафетерии несколько булочек и, сделав вид, что очень спешит, упросил доверчивую знакомую отсчитать ему сдачу сразу. Валерину тысячную купюру, конечно, выявили в тот же день – теперь она тоже приобщена к материалам дела.

В этих материалах – подробное описание очень многих операций по сбыту фальшивок. Все и не перечислишь. Достаточно сказать, что первую партию (сто фальшивых тысяч) предприимчивые ставропольчанки реализовали за четыре дня.

Аппетит приходит во время еды

Теперь девушки уже сами искали встречи с Исмаилом и Ахмадом. Аппетит приходит во время еды. А навар в десятки тысяч, полученный меньше чем за неделю, весьма этому способствовал. Братья поняли, что подельницы им попались талантливые. Поэтому, вероятно, пошли даже на частичное нарушение конспирации.

К слову сказать, в этой преступной группе, столь быстро сформированной и в считанные дни развернувшей активную деятельность, роли были расписаны очень четко. В задачи Марины и Ольги входили реализация, хранение, поиск каналов сбыта фальшивых дензнаков. Ахмад отвечал за их перевозку. А вот Исмаил имел доступ к самой золотоносной жиле (каналу поставок).

В те августовские дни, когда предприимчивым девушкам срочно потребовалась новая партия, ехать за ней пришлось аж в Буденновский район. Девушек братья взяли с собой. Правда, тамошнего «делового партнера» воочию лицезреть им не пришлось. К нему ходил Исмаил. Остальные дожидались его возвращения недалеко от въезда в населенный пункт. Так что ни дома, ни улицы, ни человека, к которому тогда ездили, девушки впоследствии следователям назвать не смогли. Сев в машину, Исмаил передал подругам еще сто новеньких «тысячных купюр».

Надо сказать, что братья Ахмазовы недооценили растущих аппетитов юных ставропольчанок. А в девичьих головках тем временем уже созрел план, как в дополнение к 55-процентной выручке от сбыта новой партии навариться еще тысяч этак на двадцать... Они уже присмотрели для этой цели некую Наташу, которая вполне могла согласиться заняться реализацией фальшивок, но за более низкий процент. Сама Наташа, конечно, и не предполагала, насколько он более низкий. Но даже предполагаемая сумма дохода в 7,5 тысячи с 50 тысяч, выданных ей для реализации, девушку устроила. На Исмаила и Ахмада выхода она не имела - выручку должна была передать Марине и Ольге, не подозревая, что сердобольные ее приятельницы из 42,5 тысячи «сдадут» только 22,5... То есть, по сути, Наташа работала уже не столько на братьев Ахмазовых, сколько на собственных «подружек».

Но оказалось, что и она тоже девушка не промах, потому что очень быстро определилась с тем, кто будет выполнять для нее черную работу. На эту роль подошел ее бойфренд Алексей. С легкой руки этой парочки география преступного промысла группы вышла за пределы краевого центра. Первую купюру Алексей реализовал в одном из кафе Кочубеевского района, вторую – на рынке в Невинномысске. Погорел Леша на третьей купюре.

Развязка

Собственно, это должно было случиться. Слишком уж быстро росли аппетиты участников преступной группы, слишком притягательны были легкие деньги, слишком окрепла их уверенность в том, что все и всегда им будет сходить с рук. Но о том, что в крае появились фальшивые деньги, уже было известно правоохранительным органам, по этому поводу был составлен не один протокол. Оперативная работа велась. Да и продавцы были настороже. Там, где нет прибора по определению подлинности купюр, рассчитывать приходилось только на себя, на собственный профессионализм, собственную интуицию.

Вот и продавщицу маленького магазинчика, что близ Невинномысского автовокзала, как кольнуло что-то, когда ее молодая коллега почему-то замешкалась, рассчитываясь с покупателем. Женщина подошла, помяла в руках тысячную бумажку. Даже сказать не может, что именно вызвало подозрение.

На вопрос: «Откуда у вас эта купюра?» - молодой человек отреагировал молниеносно. Он опрометью выскочил из магазина и через несколько секунд уже сидел в маршрутке, которая фырчала мотором, намереваясь отправиться в Ставрополь.

– Не уезжайте! Не уезжайте! - кричала продавец водителю. Ее коллеги тем временем уже вызвали милицию. Наряд и сотрудники ОБЭП Невинномысска были на месте уже через несколько минут.

Алексей, не имевший ранее никакого криминального опыта, показания стал давать сразу. Так что его подругу Наташу следователям пришлось побеспокоить уже в тот же день. Отпираться ей смысла не было – как объяснить случайность попадания в личную сумочку 39 фальшивых банковских билетов?

На следующий день Наташа уже звонила приятельницам и просила еще 50 тысяч для реализации. Говорила, что все, что у нее было, она реализовала и выручку готова отдать.

Как следует из показаний Марины и Ольги, у них были сомнения в такой скорости реализации. Получалось, Наталья успела рассовать фальшивки за два дня. Поэтому всю имеющуюся «наличность» они с собой брать не стали. Взяли 13 тысяч. Тем более что остальное находилось на хранении на квартирах у друзей-подружек. Адреса они потом назовут следователям. На месте назначенной встречи их уже ждали оперативники.

Преступная группа, занимавшаяся реализацией фальшивых денежных купюр, просуществовала чуть более двух недель. Стоит отметить профессионализм следствия – достаточно быстро удалось выявить всех фигурантов этой криминальной истории, найти и задержать организаторов группы. К делу были подключены сотрудники УБЭП ГУВД по Ставропольскому краю. Параллельно было раскрыто еще одно уголовное дело. Исмаил еще до того, как «засветился» на фальшивках, успел «отметиться» в Буденновском районе – по факту совершенного там грабежа он находился в федеральном розыске. Пострадавший и свидетели его опознали.

Итак, преступная деятельность группы Ахмазова была прекращена в августе прошлого года. Но это было лишь началом большой работы. Гости из Дагестана свою вину не признавали. Но материалы дела: протоколы допросов, результаты проведенных обысков и многочисленных экспертиз степень участия каждого фигуранта доказывают и подтверждают в полной мере. Из незаконного оборота изъято 57 денежных знаков достоинством 1000 рублей. Всем фигурантам предъявлены обвинения по ч.3 ст.186 УК РФ (сбыт поддельного билета Банка России, совершенный организованной группой).

Надеемся, суд справедливо оценит степень вклада каждого в это неблаговидное дело. Никого из этой компании, честно говоря, не жаль, хоть они и молоды, и вся жизнь у них впереди. Неразумных младенцев тем не менее среди них нет. Так что ведали, что творили. Одна из героинь нашего рассказа училась на юриста – теперь вот у нее появилась перспектива постичь действенность Уголовного кодекса, что называется, изнутри, на собственном опыте. Уже то хорошо, что наши следственные органы избавили юриспруденцию от такого вот «специалиста»...

Дело по организации преступной группы раскрыто. Но точка во всей этой истории еще не поставлена. В официальной трактовке это звучит так: «В настоящее время оперативными службами ГУВД по Ставропольскому краю проводится комплекс мероприятий по установлению каналов поставок поддельных денежных знаков на территорию Ставропольского края». Работа продолжается.

P.S. Редакция благодарит пресс-службу ГСУ при ГУВД по СК за помощь в подготовке материала.



Последние новости

Все новости

Объявление